РП _Литература_, 10 класс

Правдинский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа поселка Домново»
(МБОУ «Средняя школа поселка Домново»)
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБОУ «Средняя школа поселка
Домново»
(протокол №1 от 27.08.2021)

УТВЕРЖДЕНО
приказом и.о.директора
_______________________П.А. Телятник
(приказ №222 от 27.08.2021)

Рабочая программа «Литература»
10 класс

Домново
2021

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература»
в 10 классе

Личностные результаты обучения:

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;

сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию;

эстетическое отношение к миру;

принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни;

осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов.
Метапредметные результаты обучения:
Учащиеся научатся:

самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и
реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях;

продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;

владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;

использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее
– ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;

самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учѐтом гражданских и нравственных ценностей;

владеть языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать/понимать:
 образную природу словесного искусства;
 содержание изученных литературных произведений;
 основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;
 основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных
направлений;
 основные теоретико-литературные понятия курса литературы 10 класса.
Учащиеся получат возможность научиться:
2

воспроизводить содержание литературного произведения;
 анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя
сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный
пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные
средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного
произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
 соотносить художественную литературу с общественной жизнью; раскрывать
конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных
произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской
литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
 определять род и жанр произведения;
 выявлять авторскую позицию;
 выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая
нормы литературного произношения;
 аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
 писать эссе на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на
литературные темы.
Воспитательный компонент программы предусматривает формирование
таких качеств, как:
российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нѐм взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебноисследовательской и других видах деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни.









СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание
Введение
Становление реализма как направления в европейской литературе
И.С.Тургенев. Жизнь и творчество
Н.Г.Чернышевский. Жизнь и творчество
И.А.Гончаров. Жизнь и творчество
А.Н.Островский. Жизнь и творчество
Поэзия Ф.И.Тютчева
Русская поэзия во второй половине XIX века (обзор)
Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество
Поэзия А.А.Фета
Творчество А.К.Толстого
Резервные часы для проведения для проведения проверочных и
контрольных работ, уроков-зачетов
М.Е.Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество
Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество
Русская литературная критика второй половины XIX века
Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество
Творчество Н.С.Лескова

Кол-во
часов
1
3
10
2
10
7
2
1
12
2
3
2
4
8
2
18
3
3

Зарубежная литература и драматургия конца XIX – начала XX века
(обзор)
А.П.Чехов. Жизнь и творчество
Заключение
Итоговая работа
ИТОГО

2
8
1
4
105

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№/п

Название раздела
Тема урока

Кол-во часов

1.

Становление реализма в русской литературе XIX века

1

2.
3.

Реализм как литературное направление и метод в искусстве
Страницы истории западноевропейского романа XIX века.
Стендаль и Бальзак
Страницы истории западноевропейского романа XIX века.
Ч.Диккенс
Судьба писателя. Формирование общественных взглядов
И.С.Тургенева

1
1

Преходящее и вечное в художественном мире И.С.Тургенева
Творческая история романа «Отцы и дети». Герой 60-х годов
XIX века нигилист Базаров
Споры партий и конфликт поколений в романе
Сатирическое изображение И.С.Тургеневым представителей
«отцов» и «детей». Базаров в кругу единомышленников

1
1

Базаров и Аркадий Кирсанов. Испытание дружбой
Внутренний конфликт Базарова. Испытание любовью
Базаров и его родители. Тургеневское изображение путей
преодоления конфликта поколений
Базаров как «трагическое лицо». Финал романа
Творчество И.С.Тургенева в конце 1860-х – начале 1880-х
годов
Жизнь и творчество Н.Г.Чернышевского. История создания
романа «Что делать?»
Своеобразие жанра романа «Что делать?». Основные элементы
его художественного мира. Сюжет романа как развернутый
ответ на вопрос, вынесенный в название
Личность писателя. Своеобразие художественного таланта
Гончарова
Роман «Обломов». Реалистические приёмы изображения героя
в первой части
Полнота и сложность образа Обломова, истоки характера
главного героя
Андрей Штольц как антипод Обломова. Смысл сопоставления
героев в романе
Обломов и Ольга Ильинская: испытание героя любовью

1
1
1

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

15.
16.

17.
18.
19.
20.
21.

1
1

1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1

4

22.

Финал романа. Авторская оценка жизненного пути героя.
Историко-философский смысл произведения

1

23.

Роман «Обломов» в других видах искусства
Классное сочинение по роману И.А.Гончарова «Обломов»

1
2

Личность и творчество А.Н.Островского
Творческая история и конфликт драмы «Гроза». Изображение
Островским драматических противоречий русской жизни в
кризисную эпоху
Нравы города Калинова
Образ Катерины Кабановой. Народные истоки её характера.
Суть конфликта героини с «тёмным царством»
Катерина в системе образов драмы «Гроза»
Смысл названия пьесы. Трагическое и жизнеутверждающее в
драме Островского
Художественное своеобразие пьес Островского
Хаос и космос в поэзии Ф.И.Тютчева
Любовь в лирике Ф.И.Тютчева
Две ветви русской поэзии во второй половине XIX века.
Причины и смысл споров о «чистом» и «гражданском»
искусстве

1
1

Личность и творчество поэта. Народные истоки
мироощущения Н.А.Некрасова
Тема гражданской ответственности поэта перед народом в
лирике Некрасова
Художественное своеобразие лирики Некрасова. Новизна
содержания и поэтического языка
«Кому на Руси жить хорошо». Историко-культурная основа
произведения
Своеобразие композиции и языка поэмы, роль фольклорносказочных мотивов в поэме-эпопее «Кому на Руси жить
хорошо»
Изменение крестьянских представлений о счастье
Крестьянские судьбы в изображении Некрасова: Яким Нагой и
Ермил Гирин
Вера поэта в духовную силу, богатырство народа. Матрёна
Тимофеевна и дед Савелий
Образ Гриши Добросклонова, его роль в поэме. Открытый
финал произведения. Неразрешённость вопроса о народной
судьбе
Классное сочинение по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси
жить хорошо»
«Остановленные мгновения» в стихотворениях А.А.Фета
Характерные особенности лирики Фета, её новаторские черты
Стремление к пушкинской гармонии и творческая
самобытность поэзии А.К.Толстого
Образ Козьмы Пруткова, его место в русской поэзии
Универсальный талант А.К.Толстого: поэта, драматурга,
прозаика
Урок-зачет по творчеству Ф.И.Тютчева, А.А.Фета

1

24.
25.

26.
27.

28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.

36.
37.
38.
39.
40.

41.
42.
43.
44.

45.
46. .

47.
48.
49.
50.
51.
52.

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1

2
1
1
1
1
1
1
5

М.Е.Салтыков-Щедрин.Проблематика и жанровое своеобразие
сатиры «История одного города»
Глуповские градоначальники: гротескное изображение
государственной власти в России
Народ в «Истории одного города». Размышление автора о
прошлом и будущем России
Тема народного счастья в русской литературе разных эпох
Судьба писателя, трагические обстоятельства,
сформировавшие его мировоззрение
Атмосфера 1860-х годов и её отражение в романе
«Преступление и наказание»
Петербургские углы. «Униженные и оскорблённые» в романе
Теория Раскольникова как причина его преступления. Глубина
психологического анализа в романе
Идея и натура Раскольникова. Наказание героя
Второстепенные персонажи, их роль в повествовании
Раскольников и Сонечка. Нравственное возрождение героя
Раскольников в эпилоге романа. Нравственный смысл
произведения, его связь с почвенническими взглядами
Ф.М.Достоевского
Русская литературная критика второй половины XIX века
(обзор)
Этапы биографии писателя и их отражение в творчестве
Лев Толстой как мыслитель
«Война и мир» как роман-эпопея. Творческая история
произведения
Сатирическое изображение большого света в романе.
Противостояние Пьера Безухова пошлости и пустоте
петербургского общества
Семьи Ростовых и Болконских: различие семейного уклада и
единство нравственных идеалов
Изображение в романе войны 1805-1807 годов. Аустерлицкое
сражение, его роль в судьбе князя Андрея Болконского
Образ Наташи Ростовой
Война 1812 года в судьбах героев романа. Изображение
Л.Н.Толстым народного характера войны
Наполеон и Кутузов. Взгляд Толстого на роль личности в
истории
Народность в понимании Толстого. Пьер Безухов и Платон
Каратаев

2

80.
81.

Духовные искания любимых героев Толстого: Пьера, князя
Андрея, Наташи и Николая Ростова

2

82.

Финал произведения. Смысл названия романа-эпопеи «Война
и мир»
Образы героев Л.Н.Толстого в интерпретации художников,
музыкантов, кинематографистов
Классное сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

1

Самобытность таланта и особенность идейной позиции
Н.С.Лескова
Пестрота русского мира в хронике Н.С.Лескова «Очарованный

1

5354
55.
56
57.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.

68.
69.
70.
71.
72.
73.

74.
75.
76.
77.
78.
79.

83.
84.
85.
86.
87.

88.
89.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

2
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

2
2

1
6

90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102103.
104105

странник»
Формирование типа русского праведника в трагических
обстоятельствах жизни. Судьба Ивана Флягина
Творческий путь Ибсена. Особенности его драматургии
Пьесы Б.Шоу. Социальная проблематика пьес. Юмор и сатира
в драматургии Б.Шоу
Личность писателя. Особенности его художественного
мироощущения
Борьба живого и мертвого в рассказах А.П.Чехова

1
1
1
1
2

«Вишнёвый сад». Особенности конфликта, система
персонажей в пьесе
Уходящее поколение владельцев сада: Раневская, Гаев
Молодые герои пьесы: Лопахин, Варя, Петя, Аня. Отношение
автора к героям
Черты «новой драмы» в комедии «Вишнёвый сад» и других
пьесах А.П.Чехова
Нравственные уроки русской литературы XIX века
Итоговое сочинение

1

Анализ сочинения. Итоговое тестирование

2

1
1
2
1
2

7

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(40157)7-41-32

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».