РП «Основы религиозной культуры и светской этики» Модуль_ «Основы православной культуры» 4 класс

Правдинский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа поселка Домново»
(МБОУ «Средняя школа поселка Домново»)
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБОУ «Средняя школа поселка
Домново»
(протокол №1 от 27.08.2021)

УТВЕРЖДЕНО
приказом и.о.директора
_______________________П.А. Телятник
(приказ №222 от 27.08.2021)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Основы религиозной культуры и светской этики»
Модуль: «Основы православной культуры»
4 класс

Составила: Никифорова Т.М.
учитель по основам православной культуры

2021 год

Используемые методы, технологии, приёмы обучения и воспитания


Технологии диалогового взаимодействия:
-технология рефлексивного чтения;
-технология обсуждения проблем;
-технология взаимного обмена заданиями.



Познавательно-исследовательские методы:
-беседа-распознавание;
-диалог-сравнение;
-исследовательский проект.



Методы обратной связи:
-интерпретация;
-загадки-притчи;
-проблемная пресс-конференция;
- разговор с замещённым собеседником.



Игровые и деятельностные методы:
- игра-испытание;
- ролевая игра;
- продуктивный труд.

Формы обучения
Классно-урочные занятия.
Групповая форма обучения.
Внеклассные занятия – классные семейные праздники.
В ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ учащихся на
основе изученного материала и освоение материала в деятельностной, творческой
форме.
 Экскурсии.
Формы контроля





Основной формой контроля учащихся являются опросы, беседы, тестирование,
подготовка и презентация проекта. По предмету оценки не выставляются.
Формы контроля и возможные варианты его проведения:
индивидуальный
- устный
-домашняя

контроль

(контроль учителем):

опрос,
работа (поисковая,

творческая),

- самостоятельная

работа (воспроизводящая; вариативная; эвристическая).

Основное содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой
единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных
модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы
буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных
культур», «Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логичес кую завершённость по
отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя
такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как
самостоятельный учебный компонент.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх
основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими
для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела —
духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый
тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа
России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), изучаемые соответственно
в 4 и 5 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому
из учебных модулей.
Содержание учебного модуля «Основы православной культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства.
Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной
традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду.
Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный
храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское
искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный
календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь
и
уважение
к
Отечеству.
Патриотизм
многонационального
и
многоконфессионального народа России.
Место комплексного учебного курса в учебном плане.
В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и
светской этики» изучается в объёме 2 ч в неделю в IV четверти в 4 классе и 2 ч в неделю в
I четверти в 5 классе. В связи с тем, что преподавание курса «Основы религиозных
культур и светской этики» в нашей школе началось с 1 сентября 2012 года в 4 классе, курс
изучается в объёме 1 часа в неделю (34 ч.)
Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия
и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из
шести учебных модулей.
Планируемые результаты:
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину;
2. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре
всех народов;
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;

4. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм
регуляции своих эмоциональных состояний;
5. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
6. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, а также находить средства её осуществления;
2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить
соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом
характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
3. Адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и
познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для
выполнения учебных заданий;
4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами
коммуникации;
5. Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения
классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
6. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
7. Определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о
распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих
Предметные результаты
1. Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество,
нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций
многонационального народа России.
2. Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в
выстраивании конструктивных отношений в обществе.
3. Формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в
истории и современности России.
4. Осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

Знать/понимать:
- основные понятия религиозных культур;
- историю возникновения религиозных культур;
- историю развития различных религиозных культур в истории России;
- особенности и традиции религий;
- описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений,
праздников и святынь.
Уметь:
- описывать различные явления религиозных традиций и культур;

- устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
- излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни
людей и общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
- строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и
культурных традиций;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
- участвовать в диалоге: слушать собеседника и излагать своё мнение;
- готовить сообщения по выбранным темам.

Тематическое планирование модуля « Основы православной культуры» 4 класс
№ темы

Наименование темы

Количество часов

Тема 1

Россия – наша Родина

1

Тема 2

Культура и религия

1

Тема 3

Человек и Бог в православии

1

Тема 4

Православная молитва

1

Тема 5

Библия и Евангелие

1

Тема 6

Проповедь Христа

1

Тема 7

Христос и Его крест

1

Тема 8

Пасха

1

Тема 9

Православное учение о человеке

1

Тема 10

Совесть и раскаяние

1

Тема 11

Заповеди

1

Тема 12

Милосердие и сострадание

1

Тема 13

Золотое правило этики

1

Тема 14

Храм

1

Тема 15

Икона

1

Тема 16

Творческие работы учащихся

1

Тема 17

Подведение итогов

1

Тема 18

Как христианство пришло на Русь

1

Тема 19

Подвиг

1

Тема 20

Заповеди блаженств

1

Тема 21

Зачем творить добро?

1

Тема 22

Чудо в жизни христианина

1

Тема 23

Православие о Божием суде

1

Тема 23

Таинство Причастия

1

Тема 24

Монастырь

1

Тема 25

Отношение христианина к природе

1

Тема 26

Христианская семья

1

Тема 28

Защита Отечества

1

Тема 29

Христианин в труде

1

Тема 30

Любовь и уважение к Отечеству

1

Тема 31

Подготовка творческих проектов учащихся

1

Тема 32-33

Выступление учащихся со своими творческими
работами

2

Тема 34

Презентация творческих проектов

1

Всего

34

Темы творческих работ и проектов.
«Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Что такое этика?», «Значение религии в
жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.

«Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм»,
«Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С
чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и
процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка –
защитник Родины», «Мой друг», и т.д.
Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и
согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)

№ Тема
п/ урока
п

К
о
л
в
о

Педагогические
средства
Виды деятельности
обучаемых

Планируемые образовательные
результаты

Россия –
наша
Родина

1

Рассказ с
элементами
беседы. Чтение
текста с
остановками.
Знакомятся с
историей
возникновения и
распространения
православной
культуры.

2

Культура
и религия

1

Беседа. Чтение
текста с
остановками.
Знакомятся с
историей
возникновения и

Д/з

Примеч
ание

Базовые знания

ч
ас
о
в
1

Вид
контроля

Знать
основные
понятия:
Отечество,
Родина,
духовный
мир,
культурные
традиции.

Знать: Что
такое
культура, и
как она
создаётся.
Что такое

Развитие
познавательных
умений

Уметь:
Объяснить, что
такое духовный
мир человека.
Рассказать о
традициях своей
семьи.
Рассказать, какие
ценности лежат в
основе своей
семьи.
Рассказать о
празднике День
народного
единства (4
ноября).
Уметь:
Выразить слова
благодарности в
разнообразных
формах.
Понимать

Фронтальн
ый опрос.
Участие в
беседе

Прочита
ть и
понять
стр. 4-6

Участие в
беседе.
Письменн
ый опрос:
упражнен
ия

Прочита
ть и
понять
стр. 7-9

распространения
православной
культуры.

религия. Что
такое
православие.

взаимосвязь
русской
культуры и
православия.
Рассказать о
традициях
русской
православной
культуры XVII
века

тренажеры
.

3

Человек и
Бог в
православ
ии

1

Беседа. Работа с
текстом учебника.
Чтение текста про
себя. Изучают
основы духовной
традиции
православия.

Знать: Кого
православная
культура
называет
Творцом.
Какие дары
получили от
Творца люди.

Уметь:
Понимать, как
вера влияет на
поступки
человека, и
рассказать об
этом.

Участие в
беседе.
Ответы на
вопросы

Прочита
ть и
понять
стр. 1014

4

Православ
ная
молитва

1

Беседа.
Составление
словаря терминов и
понятий. Дают
определения
основных понятий
православной
культуры.

Знать: Что
такое
молитва, и
чем она
отличается от
магии. Какие
бывают виды
молитв. Что
значит
«благодать».
Кто такие
святые.

Уметь:
Рассказать, что
значит
«молиться», и
чем отличается
молитва от
магии.
Объяснить слово
«искушение», и
зачем людям
посылаются
испытания в
жизни.
Объяснить
выражение
«Знать, как
«Отче наш».

Участие в
беседе.
Письменн
ый опрос:
упражнен
ия
тренажеры
.

Прочита
ть и
понять
стр. 1520

5

Библия и
Евангелие

1

Беседа.
Составление
словаря терминов и
понятий. Дают
определения
основных понятий
православной
культуры.

Знать: Кто
такой
христианин.
Кто такие
пророки и
апостолы. Что
такое Библия
и Евангелие.

Уметь:
Объяснить, что
такое Священное
Писание, и из
каких частей оно
состоит.
Объяснить связь
слов Христос –
христианство –
христианин.
Объяснить, как

Участие в
беседе.
Составлен
ие словаря
терминов
и понятий.

Прочита
ть и
понять
стр. 2126;

Что такое
Откровение

Божие.

переводится
слово
«Евангелие», и
почему оно так
называется.
Рассказать об
апостолах
Христовых.

6

Проповедь
Христа

1

Беседа.
Составление
словаря терминов и
понятий. Дают
определения
основных понятий
православной
культуры.

Знать: Что
такое
проповедь
(Нагорная
проповедь).
Как
христиане
относятся к
мести, и
почему.

Уметь:
Объяснить, чему
учил Христос.
Объяснить, что
является
духовными
сокровищами.
Рассказать, какое
богатство
христиане
считают
истинным и
вечным.

Участие в
беседе.
Письменн
ый опрос:
упражнен
ия
тренажеры

Прочита
ть и
понять
стр. 2732;

7

Христос и
Его крест

1

Рассказ с
элементами
беседы. Учатся
устанавливать
связь между
религиозной

Знать: Что
такое
«воплощение
»
(«Боговоплощ
е-

Беседа по
тексту
учебника.
Ответы на
вопросы

Прочита
ть и
понять
стр. 3338;

( православной)
культурой и
поведением людей

ние»),
Голгофа. Кто
такой
Богочеловек.

Уметь:
Рассказать о
Рождестве
Христове.
Объяснить, что
такое
Боговоплощение.
Объяснить,
почему Христос
не уклонился от
распятия.
Объяснить,
почему крест
стал символом
христианства, и
какой смысл
христиане
вкладывают в
этот символ.

Уметь:
Объяснить,
почему Иисуса
Христа называют
Спасителем.
Объяснить, как

Участие в
беседе.
Письменн
ый опрос:
упражнен
ия

Прочита
ть и
понять
стр. 3944;

В чём
состояла
жертва
Иисуса
Христа.

8

Пасха

1

Рассказ с
элементами
беседы. Учатся
устанавливать
связь между

Знать: Что
такое Пасха
(Воскресение)
.
Как

религиозной
( православной)
культурой и
поведением людей

9

Православ
ное
учение о
человеке

1

Рассказ с
элементами
беседы. Учатся
устанавливать
связь между
религиозной
( православной)
культурой и
поведением людей

1
0

Совесть и
раскаяние

1

Чтение текста с
остановками.
Знакомятся с
описанием
основных
содержательных
составляющих
священных книг,
описанием
священных
сооружений,
религиозных
праздников и
святынь
православной
культуры

празднуют
Пасху.

христиане
связывают свою
судьбу с
воскресением
Христа.
Рассказать, в чём
состоит смысл
пасхального
гимна.
Рассказать, в чём
состоит смысл
христианского
поста.

тренажеры

Знать: Чем
человек
отличается от
животного.
Что такое
«внутренний
мир»
человека. В
чём
заключается
свобода для
христианина.
Как Библия
рассказывает
о
происхожден
ии души.
христианина.

Уметь:
Объяснить
выражение
«внутренний
мир» человека.
Составить
рассказ на тему
«Как Бог
подарил
человеку душу».
Объяснить
выражение
«болезни души».
Объяснить, в чём
заключается
свобода для
христианина.

Беседа по
тексту
учебника.
Ответы на
вопросы

Прочита
ть и
понять
стр. 4550;

Знать: Что
христиане
считают
добром, злом,
грехом, что
такое совесть,
раскаяние,
покаяние

Уметь:
Рассказать, как
совесть
подсказывает
человеку
правильный
выбор в
поступках.

Участие в
беседе.
Письменн
ый опрос:
упражнен
ия
тренажеры

Прочита
ть и
понять
стр. 5157;

Как звучит
пасхальное
приветствие.
Как звучит
пасхальный
гимн. Что
такое
христианский
пост.

Объяснить
выражение
«Человек – это
животное,
умеющее
краснеть».
Объяснить связь
между

выражениями
«бессовестный
человек» и
«мёртвая душа».
Рассказать,
почему покаяние
называют
«лекарством
души».
1
1

Заповеди

1

Чтение текста с
остановками.
Знакомятся с
описанием
основных
содержательных
составляющих
священных книг,
описанием
священных
сооружений,
религиозных
праздников и
святынь
православной
культуры

Знать: Что
такое
«заповедь»,
«скрижали».
Какие
заповеди
были даны
людям через
пророка
Моисея.

Уметь:
Рассказать, что
такое «Десять
заповедей» или
«Закон Моисея».
Рассказать, что
общего у
воровства и
убийства.
Рассказать, как
зависть гасит
радость.
Отличать 10
заповедей
Моисея от
заповедей
блаженств
Иисуса Христа.

Беседа по
тексту
учебника.
Ответы на
вопросы

Прочита
ть и
понять
стр. 5860;

1
2

Милосерд
ие и
сострадан
ие

1

Чтение текста с
остановками.
Знакомятся с
описанием
основных
содержательных
составляющих
священных книг,
описанием
священных
сооружений,
религиозных
праздников и
святынь
православной
культуры

Знать: Кого
христиане
называют
«ближним».
Как
христианин
должен
относиться к
людям. Что
такое
«милосердие»
,
«милостыня».

Уметь:
Объяснить,
можно ли за
милосердную
помощь брать
плату, и почему.
Рассказать, что
нужно делать
человеку, чтобы
стать
милосердным.
Рассказать, какие
существуют дела
милосердия

Участие в
беседе.
Письменн
ый опрос:
упражнен
ия
тренажеры

Прочита
ть и
понять
стр. 6166;

1
3

Золотое
правило
этики

1

Беседа. Участие в
беседе. Ответы на
вопросы. Учатся
описывать

Знать: Что
такое
«этика».
Главное

Уметь:
Объяснить,
почему главное
правило этики

Беседа по
тексту
учебника.
Ответы на

Прочита
ть и
понять
стр. 67-

1
4

Храм

1

различные явления
православной
духовной традиции
и культуры

правило
человеческих
отношений.
Что такое
«неосуждение
».

называется
«золотое».
Сформулировать
своё мнение: как
уберечься от
осуждения
других людей.
Рассказать по
картине
В.Поленова
«Грешница», как
Христос защитил
женщину.

вопросы

69;

Беседа. Участие в
беседе. Ответы на
вопросы. Учатся
описывать
различные явления
православной
духовной традиции
и культуры

Знать: Для
чего людям
нужен храм,
что они там
делают. Как
устроен
православный
храм.

Уметь:
Рассказать, как
устроен
православный
храм. Рассказать,
что такое
иконостас, и
какие иконы в
нём
присутствуют
обязательно.
Рассказать,
может ли
православный
христианин
молиться без
иконы. Отличать
на иконе
изображение
Иисуса Христа и
Божьей Матери
Объяснить
значение
выражения
«Казанская
Богоматерь».

Участие в
беседе.
Письменн
ый опрос:
упражнен
ия
тренажеры

Прочита
ть и
понять
стр. 7075;

Беседа по
тексту
учебника.

Прочита
ть и
понять

Что такое
«алтарь»,
«Царские
врата»,
«икона»,
«иконостас»,
«канун»,
«поминание»,
«благословен
ие». Что
такое
«церковнославянский
язык».

Рассказать
правила
поведения в
храме, и для чего
они нужны.
1
5

Икона

1

Беседа. Участие в
беседе. Ответы на
вопросы. Учатся

Знать: В чём
состоит
отличие

Уметь:
Объяснить, как
понятие света

1
6

1
7

Творчески
е работы
учащихся

1

Подведени 1
е итогов

описывать
различные явления
православной
духовной традиции
и культуры

иконы от
обычной
живописной
картины, и
почему.
Зачем
христианам
нужны
иконы, и как
на иконах
изображается
невидимый
мир.

связано с
пониманием Бога
в христианстве.
Объяснить,
почему
христиане
считают
возможным
изображать
невидимого Бога.
Рассказать, кому
молятся
христиане, стоя
перед иконой.
Объяснить слова
«нимб» и «лик

Ответы на
вопросы

стр. 7681;

Урок презентация.
Излагают своё
мнение по поводу
значения
православной
культуры в жизни
людей, общества

Знать: Как
готовится
творческая
работа, какие
существуют
виды
творческих
работ. Как
пользоваться
литературой и
другими
источниками
информации,
как
правильно
отобрать
нужную
информацию
и сделать
выводы.
выступление.

Уметь: Искать
требующуюся
литературу.
Работать с
книгой, со
статьей и другой
информацией.
Свести всю
найденную
информацию в
последовательны
й общий текст.
Оформить
работу в
соответствии с
требованиями.
Подготовить
устное
выступление.

Представл
е-

Разрабо
тка
творчес
ких
проекто
в

Урок презентация.
Излагают своё
мнение по поводу
значения
православной
культуры в жизни
людей, общества

Знать: Из
чего
складывается
оценка
творческой
работы

Уметь:
Представить
свою творческую
работу для
обсуждения.
Отстаивать свою
точку зрения.
Аргументировать
свой ответ.

Представл
е-

ние
творчески
х работ.

ние
творчески
х работ.
Письменн
ый опрос:
упражнен
ия
тренажеры

1
8

Как
христианс
тво
пришло на
Русь

1

Рассказ с
элементами
беседы. Знакомятся
с развитием
православной
культуры в
истории России.

Знать: Что
такое
Евангелие,
Пасха, храм и
икона. Кто
такой Иисус
Христос.
Узнать: что
такое
Церковь и
крещение.
Как Русь
стала
христианской
страной.

1
9

2
0

Подвиг

Заповеди
блаженств

1

1

Беседа. Чтение
текста с
остановками.
Учатся
анализировать
жизненные
ситуации,
выбирать
нравственные
формы поведения,
сопоставляя их с
нормами
религиозной
культуры.

Знать: Что
такое подвиг,
что такое
жертвенность
.

Беседа. Чтение
текста с
остановками.
Учатся
анализировать
жизненные
ситуации,
выбирать
нравственные
формы поведения,
сопоставляя их с
нормами
религиозной
культуры.

Знать: Что
такое
«заповедь»,
«блаженство»
, что делает
христианина
счастливым.

Пример
подвижничес
кой жизни
архиепископа
Луки ВойноЯсенецкого.

Фронтальн
ый опрос.
Ответы на
вопросы

Прочита
ть и
понять
стр. 8489;

Уметь:
Объяснить слово
«подвижник»,
«жертвенность»
и употреблять их
в речи. Различать
ценности, ради
которых люди
жертвуют своим
временем,
здоровьем, даже
жизнью
Рассказать о
герое

Фронтальн
ый опрос.
Ответы на
вопросы

Прочита
ть и
понять
стр. 9092;

Уметь:
Объяснить,
почему
христиане
благодарны
Иисусу Христу.
Читать текст
Заповедей
Блаженства с
полным
пониманием.
Приводить
примеры
исполнения этих
заповедей
христианами.

Участие в
беседе.
Письменн
ый опрос:
упражнен
ия
тренажеры

Прочита
ть и
понять
стр. 9398;

. Уметь:
Отличать
православный
храм от других,
узнавать
изображение
Иисуса Христа и
Пасхи на иконах.
Рассказать
историю
проникновения
христианства в
древнерусские
земли и
крещения Руси.

2
1

Зачем
творить
добро?

1

Беседа. Чтение
текста с
остановками.
Учатся
анализировать
жизненные
ситуации,
выбирать
нравственные
формы поведения,
сопоставляя их с
нормами
религиозной
культуры.

Знать: В
чём, как и
почему
христиане
подражают
Христу, чему
радуются
святые

Уметь:
Нарисовать
кресты Иисуса
Христа,
апостолов Петра
и Андрея.

Фронтальн
ый опрос.
Ответы на
вопросы

Прочита
ть и
понять
стр. 99102

Правильно
употреблять в
речи слово
«смирение».
Объяснить
выражение
«Даром приняли
– даром
давайте».

2
2

Чудо в
жизни
христиани
на

1

Беседа. Чтение
текста с
остановками.
Учатся
анализировать
жизненные
ситуации,
выбирать
нравственные
формы поведения,
сопоставляя их с
нормами
религиозной
культуры.

Знать: В чём
состоит
христианское
учение о
Святой
Троице. Что
такое
христианские
добродетели
и в чём они
проявляются

Уметь:
Отличать на
иконе
изображение
Святой Троицы.
Объяснить связь
слов «вера» и
«верность».
Рассказать, какие
добродетели
видит учащийся
в самом себе и
своих
одноклассниках

Участие в
беседе.
Письменн
ый опрос:
упражнен
ия
тренажеры

Прочита
ть и
понять
стр. 103105;

2
3

Православ
ие о
Божием
суде

1

Рассказ с
элементами
беседы. Учатся
толерантному
отношению к
представителям
разных
мировоззрений и
культурных
традиций

Знать: В чём
состоит
представлени
е христиан о
Божием суде.
Почему
христиане
верят в
бессмертие.
творению
добра.

Уметь:
Рассказать, как
вера в Божий суд
влияет на
поступки
христиан.
Перечислить
мотивы,
поощряющие
христиан к
творению добра.

Фронтальн
ый опрос.
Ответы на
вопросы

Прочита
ть и
понять
стр. 106111;

2
4

Таинство
Причастия

1

Рассказ с
элементами
беседы. Учатся
толерантному
отношению к
представителям
разных

Знать: Что
такое
Причастие,
что такое
церковное
Таинство.

Уметь:
Рассказать, чем
отличается
история Ветхого
Завета от
истории Нового.
Объяснить, как

Участие в
беседе.
Письменн
ый опрос:
упражнен
ия

Прочита
ть и
понять
стр. 112118;

мировоззрений и
культурных
традиций

Что
происходит в
храме во
время
Литургии.

главная надежда
христиан связана
с Литургией.
Рассказать, в чём
главное
назначение
Церкви.

тренажеры

2
5

Монастыр
ь

1

Рассказ с
элементами
беседы. Учатся
толерантному
отношению к
представителям
разных
мировоззрений и
культурных
традиций

Знать: Кто
такой монах,
и почему
люди идут в
монахи. Что
представляет
собой
монастырь.
Какие
монастыри и
лавры
существуют
на
территории
России.

Уметь:
Объяснить, что
приобретает
человек, став
монахом, и от
чего он
отказывается.
Рассказать, какие
крупные и
известные
монастыри
действуют на
территории
России.

Фронтальн
ый опрос.
Ответы на
вопросы

Прочита
ть и
понять
стр. 119124;

2
6

Отношени
е
христиани
на к
природе

1

Чтение текста
учебника с
остановками.
Учатся приводить
примеры явлений
православной
традиции и
светской культуры
и сравнивать их.

Знать: Какие
качества
делают
человека
«выше»
природы.
Какую
ответственнос
ть несёт
человек за
сохранение
природы. В
чём
проявляется
милосердное
отношение к
животным.

Уметь: Вести
диалог на тему
«Почему человек
стал оказывать
губительное
воздействие на
природу?».

Участие в
беседе.
Письменн
ый опрос:
упражнен
ия
тренажеры

Прочита
ть и
понять
стр. 125128;

Фронтальн
ый опрос.
Ответы на
вопросы

Прочита
ть и
понять
стр. 129132;

Рассказать о
своём домашнем
питомце и о том,
как ребёнок
заботится о нём.

заботится о
нём.
2
7

Христианс
кая семья

1

Беседа. Учатся
приводить
примеры явлений
православной
традиции и
светской культуры

Знать:
Почему
заключение
брака в
церкви
называется

Уметь:
Рассказать, какие
традиции есть в
семье
обучающегося.
Объяснить, какое

и сравнивать их.

«венчание».
Что означает
венец над
молодожёнам
и. Что
означает
обручальное
кольцо.

поведение
называется
хамским.
Обсудить
вопрос:
«Позволяет ли
совесть бросать
постаревшего
или заболевшего
супруга?»

2
8

Защита
Отечества

1

Беседа. Учатся
приводить
примеры явлений
православной
традиции и
светской культуры
и сравнивать их.

Знать:
Имена и
подвиг
святых
защитников
Родины.
Когда война
бывает
справедливой
. Когда
против общих
недругов
России
вместе
сражались
разные
народы.

Уметь:
Объяснить, какие
поступки
недопустимы
даже на войне.
Рассказать, какие
слова
вдохновили
Пересвета и
Ослябю на
участие в
Куликовской
битве.

Беседа по
тексту
учебника.
Ответы на
вопросы

Прочита
ть и
понять
стр. 133138;

2
9

Христиан
ин в труде

1

Беседа. Учатся
приводить
примеры явлений
православной
традиции и
светской культуры
и сравнивать их.

Знать: Какие
заповеди
получили
первые люди
от Творца.
Что такое
первородный
грех. Что
такое пост, и
для чего он
нужен
христианину.

Уметь:
Рассказать, какие
заповеди
получили первые
люди от Творца.
Объяснить
выражение
«работать на
совесть».
Составить
устный рассказ
на тему «Какой
труд вреден для
человека».

Фронтальн
ый опрос.
Ответы на
вопросы

Прочита
ть и
понять
стр. 139141;

3
0

Любовь и
уважение
к
Отечеству

Рассказ с
элементами
беседы. Учатся
приводить
примеры явлений
православной
традиции и
светской культуры
и сравнивать их.

Знать:
Главные
ценности для
человека, к
какой бы
национальнос
ти или
религиозной
культуре он
себя ни
относил, –
Родина,
семья, жизнь,
культура.

Уметь:
Объяснить
выражение
«жизнь положить
за други своя».
Рассказать, какие
дела может
совершать
человек (даже
ребёнок) на
благо других
людей, на благо
своей Родины

Беседа по
тексту
учебника.
Ответы на
вопросы

Прочита
ть и
понять
стр. 142143

3
1

Подготовк
а
творчески
х проектов
учащихся

1

Подготовка
творческих
проектов учащихся

Знать: Как
готовится
творческий
проект. Какие
виды
творческих
проектов
существуют.

Уметь: Искать
нужную
информацию,
систематизирова
ть её, сделать
выводы из
проведённого
исследования,
разработать
творческий
проект.

Контроль
подготовк
и
творчески
х
проектов.

Разрабо
тка
творчес
ких
проекто
в

3
2
3
3

Выступле
ние
учащихся
со своими
творчески
ми
работами

2

Конференция

Знать:
всесторонне
тему, по
которой
готовит
выступление
учащийся.

Уметь: Владеть
красивой,
грамотной
речью, уметь
отвечать на
поставленные по
теме
выступления
вопросы,
аргументировать
и отстаивать
свою точку
зрения.

Выступле
ние со
своими
творчески
ми
проектами

Разрабо
тка
творчес
ких
проекто
в

3
4

Презентац
ия
творчески
х проектов

1

Знать:
всесторонне
тему, по
которой
готовит
выступление
учащийся.

Уметь:
Грамотно
презентовать
свой творческий
проект. Владеть
красивой,
грамотной
речью.

Выступле
ние со
своими
творчески
ми
проектами

Выступление со
своим творческими
проектами

Смотр знаний.
Урок презентация.

Перечень учебно-методического обеспечения
1. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных
культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы./
Данилюк А.Я. – М. .: Просвещение, 2010
2. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных
культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для
общеобразовательных учреждений/ А.В.Кураев.- М.: Просвещение, 2019
3. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных
культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справочные материалы для
общеобразовательных учреждений /под редакцией В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой.
/.- М.: Просвещение, 2012
4. Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева. Основы религиозных
культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5.
5. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.

(Методические рекомендации для учителей)

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(40157)7-41-32

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».