РП _История_, 7 класс

Правдинский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа поселка Домново»
(МБОУ «Средняя школа поселка Домново»)
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБОУ «Средняя школа поселка
Домново»
(протокол №1 от 27.08.2021)

УТВЕРЖДЕНО
приказом и.о.директора
_______________________П.А. Телятник
(приказ №222 от 27.08.2021)

Рабочая программа «История»
7 класс

Домново
2021

1

Планируемые результаты
Ученик научится (понимать и анализировать):
основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших
дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
 важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе
исторического развития;
 работать с историческими источниками;
Ученик получит возможность научиться:
 соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять
последовательность и длительность важнейших событий отечественной и
всеобщей истории;
 использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении
различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
 показывать на исторической карте территории расселения народов, границы
государств, города, места значительных исторических событий;
 рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая
знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических
событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала
учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные
знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об
экскурсиях, рефератов;
 соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять
существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать
исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл
изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия
сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного
материала причины и следствия важнейших исторических событий;
 объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям
истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой
культуры;
 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
 понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений
современной жизни;
 высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и
мира;
 объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
 использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в
общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной
принадлежности.


Содержание тем учебного курса
РОССИЯ В XVI—XVII вв. (40 ч) 7 КЛАСС
Россия в XVI в.
Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор
европейского развития. Формирование централизованных государств в Европе и
зарождение европейского абсолютизма.
2

Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого
Российского государства.
Центральные органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума.
Система местничества. Местное управление. Наместники.
Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. Избранная рада.
Появление Земских соборов.
Специфика сословного представительства в России. Отмена кормлений. «Уложение о
службе». Судебник 1550 г. «Стоглав». Земская реформа.
Опричнина, дискуссия о её характере. Противоречивость фигуры Ивана Грозного и
проводимых им преобразований.
Экономическое развитие единого государства. Создание единой денежной системы.
Начало закрепощения крестьян.
Перемены в социальной структуре российского общества в XVI в.
Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств,
Западной Сибири как факт победы оседлой цивилизации над кочевой. Многообразие
системы управления многонациональным государством. Приказ Казанского дворца.
Начало освоения Урала и Сибири. Войны с Крымским ханством. Ливонская война.
Полиэтнический характер населения Московского царства.
Православие как основа государственной идеологии. Теория «Москва — Третий Рим».
Учреждение патриаршества. Сосуществование религий.
Россия в системе европейских международных отношений в XVI в.
Культурное пространство
Культура народов России в XVI в.
Повседневная жизнь в центре и на окраинах страны, в городах и сельской местности.
Быт основных сословий.
Россия в XVII в.
Россия и Европа в начале XVII в.
Смутное время, дискуссия о его причинах.
Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова.
Самозванцы и самозванство. Борьба против интервенции сопредельных государств.
Подъём национально-освободительного движения. Народные ополчения. Прокопий
Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и его роль в
развитии сословно-представительской системы. Избрание на царство Михаила
Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени.
Россия при первых Романовых. Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор
Алексеевич. Восстановление экономики страны. Система государственного управления:
развитие приказного строя. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление
крепостного права и территория его распространения. Укрепление самодержавия. Земские
соборы и угасание соборной практики. Отмена местничества.
Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России. Постепенное
включение России в процессы модернизации. Начало формирования всероссийского
рынка и возникновение первых мануфактур.
Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город,
духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки,
крестьяне, холопы.
Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты. Псковское
восстание. Восстание под предводительством Степана Разина.
Вестфальская система международных отношений. Россия как субъект европейской
политики. Внешняя политика России в XVII в. Смоленская война. Вхождение в состав
России Левобережной Украины. Переяславская рада.
Войны с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой. Отношения
России со странами Западной Европы и Востока. Завершение присоединения Сибири.
3

Народы Поволжья и Сибири в XVI—XVII вв. Межэтнические отношения.
Православная церковь, ислам, буддизм, языческие верования в России в XVII в. Раскол
в Русской православной церкви.
Культурное пространство
Культура народов России в XVII в. Архитектура и живопись. Русская литература.
«Домострой». Начало книгопечатания. Публицистика в период Смутного времени.
Возникновение светского начала в культуре. Немецкая слобода. Посадская сатира XVII в.
Поэзия. Развитие образования и научных знаний. Газета «Вести-Куранты».
Русские географические открытия XVII в.
Быт, повседневность и картина мира русского человека
в XVII в. Народы Поволжья и Сибири.
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ 1500 – 1800
Понятие «Новая история», хронологические рамки Новой истории.
Великие географические открытия и их последствия
Путешествия В. да Гамы, Х. Колумба, Ф. Магеллана. Открытие европейцами
Америки, торговых путей в Азию. Захват и освоение европейцами Нового Совета.
Порабощение населения завоеванных территорий. Э. Кортес. Ф. Писарро. Начало
создания колониальных империй. Пиратство. Ф. Дрейк.
Эпоха Возрождения
Духовные искания эпохи Возрождения. Гуманизм. Данте Алигьери. Э.
Роттердамский. Ф. Рабле. Т. Мор. В. Шекспир. Искусство Ренессанса. Переворот во
взглядах на природу. Н. Коперник. Дж. Бруно. Г. Галилей. Р. Декарт.
Начало процесса модернизации в Европе в XVI-XVII вв. Зарождение
капиталистических отношений. Буржуазия и наемные рабочие. Совершенствование
техники. Возникновение мануфактур, развитие товарного производства. Торговые
компании.
Реформация. Утверждение абсолютизма
Причины Реформации. Протестантизм. М. Лютер. Ж. Кальвин. Распространение
идей Реформации в Европе. Контрреформация. И. Лойола. Религиозные войны.
Европейские государства в XVI-XVII вв. Утверждение абсолютизма. Укрепление
королевской власти в Англии и Франции. Генрих VIII. Елизавета I. Кардинал Ришелье.
Людовик XIV. Испанская империя при Карле V.
Тридцатилетняя война и Вестфальская система.
Первые буржуазные революции
Нидерланды под властью Испании. Революционно-освободительная борьба в
провинциях Нидерландов. Создание Голландской республики.
Английская революция середины XVII в. Король и парламент. Гражданская война.
Провозглашение республики. О. Кромвель. Реставрация монархии. «Славная революция».
Международные отношения XVI –XVII вв.
Региональный компонент
Территория и природно-климатические особенности. Население и их занятия.
Археологические и первые письменные источники. Главный город (архитектура,
культовые сооружения, памятные места, исторические факты). История родных
населенных пунктов.

4

Поурочно-тематическое планирование История России XVI – XVII вв. (42 ч.)
№п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21

22.

23.
24.
25.
26.

Тема урока
Тема 1. Россия в XVI веке
Повторение за курс 6 класса
Мир и Россия в начале эпохи Великих
географических открытий
Территория, население и хозяйство России в
начале XVI в.
Формирование единых государств в Европе
и России
Российское государство в первой трети XVI
в.
Внешняя политика Российского государства
в первой трети XVI в.
Входная контрольная работа
Альбрехт Бранденбургский и Василий III
Последние годы Тевтонского ордена (М)
Проект «Государства Поволжья, Северного
Причерноморья, Сибири в середине XVI в.»
Начало правления Ивана IV. Реформы
Избранной Рады
Внешняя политика России во второй
половине XVI в.
Внешняя политика России во второй
половине XVI в.
Опричнина. Итоги царствования Ивана IV
Культура и народов России в XVI в.
Культура и народов России в XVI в.
Контрольная работа по теме «Россия в XVI
в.»
Российское общество XVI в. Народы России
во второй половине XVI в.
Россия в конце XVI в. Церковь и
государство в XVI в.
Герцогство Пруссия. (М)
Образование Кёнигсбергского университета
XVI в. (М)
Регенство в Пруссии (М)
Тема 2. Смутное время. Россия при
первых Романовых
Внешнеполитические связи России с
Европой и Азией в конце XVI —начале
XVII в. (М)
Смута в Российском государстве
Окончание Смутного времени
Экономическое развитие России в XVII в.
Россия при первых Романовых: перемены в
государственном устройстве
5

Количество
часов
21
1
1

Примечание

1
1
1
1
1
1
1

Практическая
работа
Входной контроль
Проектная
деятельность

1
1
1
1
1
1

Контрольная
работа

1
1
1
1

Практическая
работа

1
Всего 21
1

1
1
1
1

тест

27.
28.
29.

30.
31.
32.

33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.

Изменения в социальной структуре
российского общества
Народные движения в XVII в.

1

Россия в системе Международных
отношений: отношения со странами Европы
(М)
Контрольная работа «Смута и ее
последствия»
Пруссия в середине XVII в. (М)
Россия в системе Международных
отношений: отношения со странами
исламского мира и с Китаем
«Под рукой» российского государя:
вхождение Украины в состав России
Русская православная церковь в XVII в.
Реформа патриарха Никона и раскол.
Русские путешественники
и первопроходцы XVII в.
Культура народов России в XVII в.
Проект «Народы России в XVII в.»

1

Повторительно-обобщающий урок по теме
«Россия в XVII в.»
Контрольная работа по теме «Россия в XVII
в.»
Мой город. Знаменитые люди.
Исторические события моего края (М)
Пруссия и Россия во второй половине XVII
в. (М)
Повторительно-обобщающий урок по теме
«Родной край в XVI-XVII вв.» (М)

1

1

1

Практическая
работа

Контрольная
работа

1
1

1
1
1
1
1

1

Проектная
деятельность
Контрольная
работа

1
1
1

Поурочно-тематическое планирование Всеобщая история (28 ч.)
№п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Тема урока

Количество
часов
Тема 3. Мир в начале нового времени.
20
Великие географические открытия и их
последствия.
Эпоха
Возрождения.
Реформация. Утверждение абсолютизма
Технические открытия и выход к Мировому
1
океану. (М)
Альбрехт Бранденбургский (М)
1
Усиление королевской власти в XVI-XVII
1
вв.
Абсолютизм в Европе (М)
1
Дух предпринимательства преобразует
1
экономику (М)
Европейское общество в раннее Новое
1
6

Примечание

7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
19.
20.

21.
22.

23.
24.

25.
26.
27.
28.

время. Прусская модель. (М)
Великие гуманисты Европы
Мир художественной культуры
Возрождения.
Северное Возрождение Немецкие гравёры
(М).
Рождение новой европейской науки.
Начало Реформации в Европе. Обновление
христианства
Реформация в Пруссии (М)
Кафедральный собор г. Калининграда и его
история (М)
Исторические события нашего края (М)
О чем могут рассказать памятники и улицы
нашего края (М)
Распространение Реформации в Европе.
Контрреформация
Королевская власть и Реформация в
Англии. Борьба за господство на морях
Религиозные войны и укрепление
абсолютной монархии во Франции
Обобщающий урок «Начало Нового
времени»
Тема 4. Первые революции Нового
времени. Международные отношения
(борьба за первенство в Европе и колониях)
Нидерланды под властью Испании
Освободительная война в Нидерландах.
Рождение Республики Соединенных
провинций
Парламент против короля. Революция в
Англии
Реформы английского парламента.
Установление республики
Путь к парламентской монархии

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8

1
1

1
1
1

Международные отношения в XVI-XVII вв.

1

Итоговая административная контрольная
работа
«Исторические страницы нашего края»
(повторение) (М)

1

7

1

Контрольная
работа

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(40157)7-41-32

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».