РП _История_, 8 класс

Правдинский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа поселка Домново»
(МБОУ «Средняя школа поселка Домново»)
УТВЕРЖДЕНО
приказом и.о.директора

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБОУ «Средняя школа поселка
Домново»
(протокол №1 от 27.08.2021)

_______________________П.А. Телятник
(приказ №222 от 27.08.2021)

Рабочая программа «История»
8 класс

Домново
2021
1

Планируемые результаты
Ученик научится понимать и анализировать:

основные этапы и ключевые события истории России и всеобщей истории XIX
начала XX века; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в
ходе исторического развития изучаемого периода;

изученные виды исторических источников;
Ученик получит возможность научиться:

соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком;
определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и
всеобщей истории;

использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении
различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

показывать на исторической карте территории расселения народов, границы
государств, города, места значительных исторических событий;

рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая
знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и
памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов
исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих
работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять
существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать
исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных
исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых
исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и
следствия важнейших исторических событий;

объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям
истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:

понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений
современной жизни;

высказывания собственных суждений об историческом наследии народов
России и мира;

объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

использования знаний об историческом пути и традициях народов России и
мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Содержание тем учебного курса
Основные содержательные линии рабочей программы в 8 классе реализуются в
рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории».

ИСТОРИЯ РОССИ (40 ЧАСА)
Россия в конце XVII — первой четверти XVIII в.
2

Политическая карта мира к началу XVIII в. Новые формы организации труда в
передовых странах. Формирование мировой торговли и предпосылок мирового разделения
труда. Новый характер взаимоотношений между Востоком и Западом. Политика
колониализма. Роль и место России в мире.
Предпосылки масштабных реформ. А. Л. Ордин-Нащокин. В. В. Голицын.
Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство.
Особенности абсолютизма в Европе и России. Преобразования Петра I. Реформы
местного управления: городская и областная (губернская) реформы. Реформы
государственного управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда.
Реорганизация армии: создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии.
Церковная
реформа.
Упразднение
патриаршества,
учреждение
Синода.
Старообрядчество при Петре I. Положение протестантов, мусульман, буддистов, язычников.
Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея. Развитие промышленности.
Мануфактуры и крепостной труд. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать.
Ревизии. Особенности российского крепостничества
в XVIII в. и территория его распространения.
Российское общество в Петровскую эпоху. Изменение социального статуса сословий
и групп: дворянство, духовенство, купечество, горожане, крестьянство, казачество.
Зарождение чиновничье-бюрократической системы. Табель о рангах.
Правовой статус народов и территорий империи: Украина, Прибалтика, Поволжье,
Приуралье, Северный Кавказ, Сибирь, Дальний Восток.
Социальные и национальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в
Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления.
Россия в системе европейских и мировых международных связей. Внешняя политика
России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги.
Ништадтский мир. Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России империей.
Формирование системы национальных интересов Российской империи на международной
арене, рост её авторитета и влияния на мировой арене.
Культурное пространство империи в первой четверти XVIII в.
Культура и нравы. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы
населения. Нововведения, европеизация, традиционализм. Просвещение и научные знания.
Введение гражданского шрифта и книгопечатание. Новое летоисчисление. Первая
печатная газета «Ведомости». Ассамблеи, фейерверки.
Санкт-Петербург — новая столица. Кунсткамера. Создание сети школ и специальных
учебных заведений. Основание Академии наук и университета. Развитие техники.
Строительство городов, крепостей, каналов.
Литература, архитектура и изобразительное искусство. Петровское барокко.
Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской
истории и культуре.
Человек в эпоху модернизации. Изменения в повседневной жизни сословий и народов
России.
После Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов
Изменение места и роли России в Европе. Отношения с Османской империей в
политике европейских стран и России.
Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление
роли гвардии. Екатерина I. Пётр II. «Верховники». Анна Иоанновна. Кондиции — попытка
ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович. Елизавета Петровна. Пётр III.
Внутренняя политика в 1725—1762 гг. Изменение системы центрального управления.
Верховный тайный совет. Кабинет министров. Конференция при высочайшем дворе.
Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Ужесточение
политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Изменения в системе
городского управления.
3

Начало промышленного переворота в Европе и экономическое развитие России.
Экономическая и финансовая политика. Ликвидация внутренних таможен. Развитие
мануфактур и торговли. Учреждение Дворянского и Купеческого банков.
Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. Внешняя политика в 1725—
1762 гг. Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая. Русскотурецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Начало
присоединения к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756— 1763 гг.
П. А. Румянцев. П.С.Салтыков. Итоги внешней политики.
Российская империя в период правления Екатерины II
Россия в системе европейских и международных связей. Основные внешние вызовы.
Научная революция второй половины XVIII в. Европейское Просвещение и его роль в
формировании политики ведущих держав и России.
Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм. Секуляризация
церковных земель. Проекты реформирования России. Уложенная комиссия. Вольное
экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам.
Экономическая и финансовая политика правительства. Рост городов. Развитие
мануфактурного производства. Барщинное и оброчное крепостное хозяйство. Крупные
предпринимательские династии. Хозяйственное освоение Новороссии, Северного Кавказа,
Поволжья, Урала.
Социальная структура российского общества. Сословное самоуправление.
Социальные и национальные движения. Восстание под предводительством Емельяна
Пугачёва.
Народы Прибалтики, Польши, Украины, Белоруссии, Поволжья, Новороссии,
Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки в составе Российской
империи. Немецкие переселенцы. Национальная политика.
Русская православная церковь, католики и протестанты. Положение мусульман,
иудеев, буддистов.
Основные направления внешней политики. Восточный вопрос и политика России.
Русско-турецкие войны. Присоединение Крыма. «Греческий проект». Участие России в
разделах Речи Посполитой. Воссоединение Правобережной Украины с Левобережной
Украиной. Вхождение в состав России Белоруссии и Литвы.
Формирование основ глобальной внешней политики России. Отношения с азиатскими
странами и народами. Война за независимость в Северной Америке и Россия. Французская
революция конца XVIII в. и политика противостояния России революционным движениям в
Европе. Расширение территории России и укрепление её международного положения. Россия
— великая европейская держава.
Россия при Павле I
Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка
на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления
законов Российской империи. Внешняя политика Павла I. Участие России в
антифранцузских коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Военные
экспедиции Ф. Ф. Ушакова.
Заговор 11 марта 1801 г. и убийство императора Павла I.
Культурное пространство империи. Повседневная жизнь сословий в
XVIII в.
Образование и наука в XVIII в. Влияние идей Просвещения на развитие образования и
науки в России. Зарождение общеобразовательной школы. Основание Московского
университета и Российской академии художеств. Смольный институт благородных девиц.
Кадетский (шляхетский) корпус.
Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ломоносов. Развитие
естественных и гуманитарных наук. Становление русского литературного языка.
Географические экспедиции. Достижения в технике.
4

Литература. Живопись. Театр. Музыка. Архитектура и скульптура. Начало
ансамблевой застройки городов.
Перемены в повседневной жизни населения Российской империи. Сословный
характер культуры и быта. Европеизация дворянского быта. Общественные настроения.
Жизнь в дворянских усадьбах. Крепостные театры. Одеж-да и мода. Жилищные условия
разных слоёв населения, особенности питания.
НОВАЯ ИСТОРИЯ (28 часов)
Эпоха Просвещения
Просветители XVIII в. - продолжатели дела гуманистов эпохи Возрождения. Идеи
Просвещения как мировоззрение укрепляющей свои позиции буржуазии. Ценности
просветителей. Образование как решающий ресурс развития общества. Идеи прогресса и
веры в безграничные возможности человека. Учение Джона Локка о «естественных» правах
человека и теория общественного договора. Представление о цели свободы как стремлении к
счастью. Шарль Монтескье: теория разделения властей «О духе законов». Вольтер: поэт,
историк, философ. Идеи Вольтера об общественно-политическом устройстве общества, его
ценностях. Идеи Ж.-Ж. Руссо: концепция о народном суверенитете: принципы равенства и
свободы в программе преобразований. Идеи энциклопедистов - альтернатива существующим
порядкам в странах Европы. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние идей
просветителей на формирование представлений о гражданском обществе, правовом
государстве в Европе и Северной Америке. Манифест эпохи Просвещения.
Художественная культура Европы эпохи Просвещения.
Вера человека в собственные возможности. Поиск идеала, образа героя эпохи. Образ
человека новой эпохи (буржуа) в художественной литературе - Д. Дефо. Д. Свифт: сатира на
пороки современного ему буржуазного общества. Гуманистические ценности эпохи
Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гёте. Живописцы
знати. Франсуа Буше. А. Ватто. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У.
Хогарт, Ж. Б. С. Шарден. Свидетель эпохи: Жак Луи Давид. Музыкальное искусство эпохи
Просвещения в XVI11 в.: И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Ван Бетховена. Архитектура эпохи
великих царствований. Секуляризация культуры.
Время преобразований
Промышленный переворот в Англии. Аграрная революция в Англии. Складывание
новых отношений в английской деревне. Развитие капиталистического предпринимательства
в деревне. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности.
Техническая и социальная сущность промышленного переворота. Внедрение машинной
техники. Изобретения в ткачестве. Паровая машина англичанина Джеймса Уатта.
Изобретение Р. Аркрайта. Изобретения Корба и Модсли. Появление фабричного
производства: труд и быт рабочих. Формирование основных классов капиталистического
общества: промышленной буржуазии и пролетариата. Жестокие правила выживания в
условиях капиталистического производства. Социальные движения протеста рабочих
(луддизм). Цена технического прогресса.
Английские колонии в Северной Америке.
Распространение европейской цивилизации за Атлантику. Первые колонии в
Северной Америке и их жители. Колониальное общество и хозяйственная жизнь.
Управление колониями. Формирование североамериканской
нации. Идеология
американского общества. Культура и общественная жизнь в колониях. Конфликт с
метрополией. Патриотические организации колонистов. Б. Франклин - великий наставник
«юного капитализма».
Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки.
Причины войны североамериканских колоний за свободу и справедливость. Первый
Континентальный конгресс и его последствия. Т. Джефферсон и Дж. Вашингтон. Патриоты и
5

лоялисты. Декларация независимости США. Образование США. Торжество принципов
народного верховенства и естественного равенства людей. Военные действия и создание
регулярной армии. Успешная дипломатия и завершение войны. Итоги и значение войны за
независимость США. Конституция США 1787 г. и её отличительные особенности.
Устройство государства. Политическая система США. Билль о правах. Воплощение идей
Просвещения в Конституции нового государства. Потеря Англией североамериканских
колоний. Позиции Европы и России в борьбе североамериканских штатов за свободу.
Историческое значение образования Соединённых Штатов Америки.
Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции.
Ускорение социально-экономического развития Франции в XVIII в. Демографические
изменения. Изменения в социальной структуре, особенности формирования французской
буржуазии. Особенности положения третьего сословия. Французская мануфактура и её
специфика. Влияние движения просветителей на развитие просветительской идеологии.
Французская революция как инструмент разрушения традиционного порядка в Европе.
Слабость власти Людовика ХV. Кризис. Людовик XVI и его слабая попытка
реформирования. Жак Тюрго и его программа. Начало революции. От Генеральных штатов к
Учредительному собранию: отказ от сословного представительства, провозглашение
Национального и Учредительного собраний. Падение Бастилии - начало революции.
Муниципальная революция. Национальная гвардия. Деятельность Учредительного собрания.
Конституционалисты у власти. О. Мирабо. Жильбер де Лафайет - герой Нового Света.
Великая французская революция. От монархии к республике.
Поход на Версаль. Главные положения Декларации прав человека и гражданина.
Первые преобразования новой власти. Конституция 1791г. Варенский кризис. Якобинский
клуб. Законодательное собрание. Начало революционных войн. Свержение монархии.
Организация обороны. Коммуна Парижа. Новые декреты. Победа при Вальми. Дантон,
Марат, Робеспьер: личностные черты и особенности мировоззрения. Провозглашение
республики. Казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Неоднородность
лагеря революции. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура и террор.
Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона
Бонапарта
Движение санкюлотов и раскол среди якобинцев. Трагедия Робеспьера - «якобинца
без народа». Термидорианский переворот и расправа с противниками. Причины падения
якобинской диктатуры. Конституция 1795 г. Войны Директории. Генерал Бонапарт:
военачальник, личность. Военные успехи Франции. Государственный переворот 9-10 ноября
1799 г. и установление консульства. Значение Великой французской революции. Дискуссия в
зарубежной и отечественной историографии о характере, социальной базе и итогах.
Повседневная жизнь.
Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды эпидемии, голод и войны Продолжительность жизни. Личная гигиена. «Столетия редкого
человека». Короткая жизнь женщины. Революция в еде и питании. Искусство кулинарии.
Домоведение. Революция в одежде. Европейский город Нового времени, его роль в
культурной жизни общества.
Традиционные общества Востока
Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени.
Земля принадлежит государству. Деревенская община и её отличия в разных цивилизациях
Востока. Государство - регулятор хозяйственной жизни. Замкнутость сословного общества.
Разложение сословного строя. Города под контролем государства. Религии Востока - путь
самосовершенствования.
Начало европейской колонизации
6

Разрушение традиционности восточных обществ европейскими колонизаторами.
Империя Великих Моголов в Индии. Бабур. Акбар и его политика реформ: «мир для всех».
Кризис и распад империи Моголов. Основные события соперничества Португалии, Франции
и Англии за Индию. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм.
Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие»
Китая. Направления русско-китайских отношений. Китай и Европа: культурное влияние.
Правление сёгунов в Японии. Сёгунат Токугава. Сословный характер общества. Самураи и
крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения/
Повторение и контроль.
Региональный компонент
Территория и природно-климатические особенности. Население и их занятия.
Археологические и первые письменные источники. Главный город (архитектура, культовые
сооружения, памятные места, исторические факты). История родных населенных пунктов.
Тематическое планирование История России
№ Тема урока
п/п
Раздел I. История России
Тема 1. Эпоха Петра Великого
1.
Россия и Европа в конце XVII в
2.
Предпосылки Петровских реформ

Кол-во
часов
40
16
1
1

3.

«Великое» посольство. Петр I в Пруссии – (М)

1

4.
5.
6.
7.
8.

Северная война 1700-1721 гг.
Входная контрольная работа
Северная война 1700-1721 гг.
Реформы Петра I
Королевство Пруссия. Объединение трёх
Кёнигсбергских городов (М)
Экономическая политика Петра I
Российское общество в Петровскую эпоху
Церковная реформа. Положение традиционных
конфессий
Социальные и национальные движения.
Оппозиция реформ
Изменения в культуре и повседневной жизни. (М)
Кенигсберг и российское образование. (М)
Контрольная работа «Эпоха Петра Великого»
Значение петровских преобразований в истории
страны. Фридрихбургские ворота – музей г.
Калининграда (М)
Тема 2. Эпоха Дворцовых переворотов.
Эпоха дворцовых переворотов
Внутренняя политика и экономика России 17251766 гг.
Окончание Дворцовых переворотов.
Елизавета Петровна.
Семилетняя война – походы в Пруссию. (М)
Внешняя политика России в 1725—1762 гг.

1
1
1
1
1

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

17.
18.
19.
20.
21.

7

Примечание

Контрольная работа

1
1
1
1
1
1
1
1
6 ч.
1
1
1
1
1

Контрольная работа

Пруссия под Российской короной. (М)
Тема3. Россия при Екатерине Великой
Вступление Екатерины II на престол. Начало
просвещенного абсолютизма
Россия и Европа во второй половине XVIII века.
Возвращение Прусской провинции прусскому
королю. (М)
Внутренняя политика Екатерины II
Экономическое развитие
Социальная структура общества
Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва

1
10 ч.
1

Внешняя политика Екатерины II. Раздел Речи
Посполитой.
Появление Восточной Пруссии на карте Европы.
(М)
Русско-турецкие войны. Присоединение Крыма

1

1

33.

Контрольная работа «Россия при Петре Великом.
Дворцовые перевороты. Екатерина Великая»
Восточно-прусские просветители. Иммануил
Кант. (М)
Тема 4. Начало нового столетия
Внутренняя политика Павла I

34.

Внешняя политика Павла I

1

35.

Народы России в XVIII веке

1

36.

Повторительно-обобщающий урок «Россия к
началу XIX века»
Тема 5. Развитие Отечественной культуры

1

Общественная мысль в XVIII в., наука и
образование
Развитие архитектуры, скульптуры, живописи и
литературы.
Музыкальное и театральное искусство

1

40.

Повседневная жизнь в Российской Империи
XVIII века.
Обобщение

1

41.

Контрольная работа «Россия в конце XVII -XVIII
века»
Развитие науки, искусства и общественной мысли
в начале XIX века
Итого

1

Контрольная работа

1

Проектная деятельность

22.
23.
24.

25.
26.
27.
28.
29.

30.
31.
32.

37.
38.
39.

42.

1

1
1
1
1

1

1

Контрольная
работа
Проект.деятельн.

4
1

4ч

1
1

42

Поурочно-тематическое планирование Всеобщая история (28 ч.)
№п/п

Тема урока

Количество
часов
8

Примечание

22.
23.
24.
25.
26.
27.

Вводный урок
Тема 1. Эпоха Просвещения
Век Просвещения. Стремление к царству
разума
Век Просвещения. Стремление к царству
разума
Художественная культура Европы эпохи
Просвещения. Литература
Художественная культура Европы эпохи
Просвещения. Живопись и музыка (М)
Тема 2. Время преобразований
Промышленный переворот в Англии
Английские колонии в Северной Америке
Война за независимость. Создание США
Война за независимость. Итоги войны и
принятие Конституции
Франция в XVIII в. Причины и начало
Великой французской революции
Великая французская революция. От
монархии к республике
Великая французская революция. От
монархии к республике. Республика в
опасности.
От якобинской диктатуры к 18 брюмера
Наполеона Бонапарта
От якобинской диктатуры к 18 брюмера
Наполеона Бонапарта
Повторительно-обобщающий урок
Тема 3. Наш край
История нашего региона в улицах, зданиях,
людях (М)
Наш край и его история (М)
Тема 4. Колониальный период в
Латинской Америке
Колониальный период в Латинской
Америке
Складывание латиноамериканского
общества
Тема 5. Традиционные общества Востока
Государства Востока: традиционное
общество в эпоху раннего нового времени
Религии Востока
Тема 6. Начало европейской колонизации
Империя Великих Моголов в Индии
Борьба западных стран за Индию
Маньчжурское завоевание Китая
«Закрытие» Японии
Повторительно-обобщающий урок
Итоговая контрольная работа

28.

Международные отношения XVIII в.

1.
2.
3.
4.
5.

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

13.
14.
15.
16.
17.

18.
19.

20.
21.

1
4
1
1
1
1
10

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1

9

Контрольная
работа

10

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(40157)7-41-32

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».