РП _Астрономия_, 11 класс

Правдинский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа поселка Домново»
(МБОУ «Средняя школа поселка Домново»)
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБОУ «Средняя школа поселка
Домново»
(протокол №1 от 27.08.2021)

УТВЕРЖДЕНО
приказом и.о.директора
_______________________П.А. Телятник
(приказ №222 от 27.08.2021)

Рабочая программа «Астрономия»
11 колледж - класс

Домново
2021

Планируемые результаты
Личностными результатами освоения курса астрономии в средней (полной) школе
являются:
 формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное
отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также
осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе
устойчивых познавательных интересов;
 формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных
технологий;
 формирование убежденности в возможности познания законов природы и их
использования на благо развития человеческой цивилизации;
 формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и
сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное
отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.
Метапредметные результаты освоения программы предполагают:
 находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать
альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный,
классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал,
аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
 анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
 на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения,
моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
 выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
 извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой
информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
 готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из
Интернета и других источников.
Предметные результаты изучения астрономии в средней (полной) школе представлены в
содержании курса по темам. Обеспечить достижение планируемых результатов освоения
основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного
усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен
системно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность
обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования — знания не
передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной
деятельности.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в
основной школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную
деятельность, которая имеет следующие особенности:
1) цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными
мотивами, так и социальными.
2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким
образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми,
референтными группами одноклассников, учителей и т. д.
3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает
сочетание различных видов познавательной деятельности.
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности выпускник получит
представление:
 о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных
методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
 о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность
гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;

 о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в
естественных науках;
 об истории науки;
 о новейших разработках в области науки и технологий
выпускник сможет:
 решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин (межпредметные
задачи);
 использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебнопознавательных задач;
 использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебнопознавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни.
С точки зрения формирования универсальных учебных действий в ходе освоения
принципов учебно-исследовательской и проектной деятельности выпускник научится:
 формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и
проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем
благе.
Содержание
11 колледж - класс (34 ч, 1 ч в неделю)
Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии (2 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности
астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая
астрономия.
Предметные результаты освоения темы позволяют:
— воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и
математикой;
— использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы
телескопа.
Практические основы астрономии (6 ч)
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на
различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение
Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Предметные результаты изучения данной темы позволяют:
— воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация
звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);
— объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
— объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на
различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и
Солнца;
— применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.
Строение Солнечной системы (5 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление
гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости.
Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера.
Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс.
Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел.
Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Предметные результаты освоения данной темы позволяют:
— воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической
системы мира;
— воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический
и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры
объекта, астрономическая единица);

— вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по
угловым размерам и расстоянию;
— формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего
(уточненного) закона Кеплера;
— описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения
по орбитам с различным эксцентриситетом;
— объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел
Солнечной системы;
— характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для
исследования тел Солнечной системы.
Природа тел Солнечной системы (7 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна —
двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на
Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их
спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы,
метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.
Предметные результаты изучение темы позволяют:
— формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о
формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
— определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты
земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики,
кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);
— описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
— перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины
их возникновения;
— проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и
составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;
— объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и
сохранения уникальной природы Земли;
— описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;
— характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их
значительных различий;
— описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при
движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
— описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
— объяснять сущность астероидно-кометной опасности,возможности и способы ее
предотвращения.
Солнце и звезды (8 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии.
Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца.
Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура
различных классов звезд. Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд. Модели
звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд
различной массы.
Предметные результаты освоения темы позволяют:
— определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой
год);
— характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их
энергии;
— описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к
поверхности;
— объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;

— описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
— вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
— называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей
на диаграмме «спектр - светимость»;
— сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
— объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
— описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;
— оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
— описывать этапы формирования и эволюции звезды;
— характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии
эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.
Строение и эволюция Вселенной (4 ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная
среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования.
Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары.
Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии.«Красное
смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв.
Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и
антитяготение.
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни.
Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в
космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими
цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем
существовании.
Предметные результаты изучения темы позволяют:
— объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв,
реликтовое излучение);
— характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и
кинематика);
— определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе
зависимости «период — светимость»;
— распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
— сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;
— обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного
смещения» в спектрах галактик;
— формулировать закон Хаббла;
— определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости
Сверхновых;
— оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
— интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу
гипотезы Горячей Вселенной;
— классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее
расширения — Большого взрыва;
— интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как
результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще
неизвестна
--- систематизировать знания о методах исследования и со временном состоянии
проблемы существования жизни во Вселенной.
Контроль знаний (3 ч)

№
п/п
1/1
2/2
3/1
4/2

Тематическое планирование 11 колледж - класс астрономия
Тема учебного занятия
Домашнее Примечание
задание
Тема 1. Введение в астрономию – 2 часа
Предмет астрономии. Структура и масштабы Вселенной.
§ 1, задание
1
Наблюдение – основа астрономии.
§ 2, упр 1
Тема 2. Практические основы астрономии – 6 часов.
Звезды и созвездия. Небесные координаты и звездные
§3-§4
карты.
Видимые движения светил как следствие их собственного
§5, 7 стр30,
движения в пространстве, вращения земли и ее вращения
упр 1
вокруг Солнца.

5/3

Годичное движение Солнца. Эклиптика.

§6, ? стр33

6/4

Движение и фазы Луны.

§7, ?стр37
задание 10

7/5

Затмения Солнца и Луны. Наблюдения.

§8, ?стр41

8/6

Время и календарь.

§9,
задание11

9/1

Тема 3. Строение Солнечной системы – 5 часов.
Гелиоцентрическая система мира Коперника. Ее значение
§10, 7стр54
для науки и мировоззрения.

10/2

Конфигурации планет и условия их видимости.
Синодический и звездный периоды.

§11, ? стр57

11/3

Законы движения планет Солнечной системы

§12, упр 10

12/4

Определение расстояний до тел Солнечной системы и их
размеров.

§13,упр11

13/5

Движение космических объектов под действием сил
тяготения. Определение массы небесных тел.

§14, упр12

14/1

Тема 4. Природа тел Солнечной системы – 7 часов.
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее
§15-16
происхождение.
Контрольная работа. Промежуточный контроль.

15/2

Система Земля-Луна.

§17, ?стр97

16/3

Планеты земной группы.

§18,
?стр107

17/4

Планеты – гиганты, их спутники и кольца

§19,
задание 14

18/5

Малые тела Солнечной системы. Планеты - карлики

§20,
?стр128

19/6

Метеоры, кометы. Окраины Солнечной системы

§20

20/7

21/1

Физическая обусловленность важнейших особенностей тел
Солнечной системы.
Тема 5. Солнце и звезды – 8 часов.
Солнце - ближайшая звезда. Строение и состав Солнца

Повторение

§21

22/2

Атмосфера Солнца Периодичность Солнечной активности и §21,
ее прямая связь с геофизическими явлениями.
?стр143

23/3

Определение расстояний до звезд. Годичный параллакс.

§22, ?
стр152

24/4

Светимость звёзд

§22

25/5

Звезды, их основные характеристики.Массы звёзд

§23

26/6

Размеры звёзд. Плотность вещества. Модели звёзд

§23,
?стр162

27/7

Переменные и нестационарные звёзды

§24,
?стр170

28/8

Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии. Белые
карлики, нейтронные звезды и черные дыры.

§24

29/1

Тема 6. Строение и эволюция Вселенной – 4 часа
Состав и структура Галактики. Звездные скопления.
§25, стр186
Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики.

30/2

Другие Галактики и их основные характеристики. §26, ?
Активность ядер галактик. Квазары
стр196

31/3

Основы современной космологии

§27

32/4

Жизнь и разум во Вселенной Астрономическая картина
мира. Заключительная лекция.

§28

Контроль знаний – 3 часа
Решение астрономических задач, подготовка к итоговой
контрольной работе.
34/2 Итоговая контрольная работа за год
35/3 Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
Решение астрономических задач.
*
Цветом выделены уроки внутрипредметного модуля «Решение задач».
Учебно – тематический план
Наименование разделов
Всего часов
всего
теория
практика
10 класс
Тема 1. Введение в
2
1
1
астрономию
Тема 2. Практические
6
4
2
основы астрономии
Тема 3. Строение
5
4
1
Солнечной системы
Тема 4. Природа тел
7
7
1
Солнечной системы
Тема 5. Солнце и звезды
8
6
2
33/1

Формы контроля
Тестовый
Контрольная
работа
Контрольная
работа
Тестовый
Тестовый

Тема 6. Строение и
эволюция Вселенной
Контроль знаний
Всего

4

4

0

3

2

1

35

28

7

Контрольная
работа
Контрольная
работа

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(40157)7-41-32

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».