РП _Изобразительное искусство_, 7 класс

Правдинский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа поселка Домново»
(МБОУ «Средняя школа поселка Домново»)
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБОУ «Средняя школа поселка
Домново»
(протокол №1 от 27.08.2021)

УТВЕРЖДЕНО
приказом и.о.директора
_______________________П.А. Телятник
(приказ №222 от 27.08.2021)

Рабочая программа «Изобразительное искусство»
7 класс

Домново
2021

Планируемые результаты
В результате изучения ИЗО ученик научится
1.понимать место и значение изобразительных искусств в жизни человека и общества;
2. представлять многообразие образных языков искусства и особенностях видения мира в
разные эпохи; 3. представлять об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта
в истории искусства;
4. понимать взаимосвязь реальной действительности и её художественного изображения в
искусстве, её претворение в художественный образ;
5. понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских
художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
6. называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета,
пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
7. понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских
художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
8. пользоваться основными средствами художественной выразительности в изобразительном
искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенностям ритмической
организации изображения;
9. пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами
(карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные
техники;
10. видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и
объёмного изображения предмета и группы предметов; научиться общим правилам
построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной
перспективы;
11. видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер
освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
12. создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти
и по воображению;
13. активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные
уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную
картину мира, присущую произведению искусства;
14. понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
15. осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора
и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;
16. передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё
отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
17. осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих
поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города;
18. эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и
передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и
своё отношение к ним средствами художественного языка;
19. понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;
20. создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя
выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию,
цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного
художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;
21. создавать средствами живописи, графики, скульптуры образ человека: передавать на
плоскости и в объёме пропорции лица, характерные черты внешнего облика;
22. наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета;
изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания
выразительных
образов
в
живописи,
скульптуре,
графике,
художественном
конструировании;

23. различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура и
участвовать
в
художественно-творческой
деятельности,
используя
различные
художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
24. различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой,
исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно- творческой деятельности,
используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи
собственного замысла.
1.понимать место и значение изобразительных искусств в жизни человека и общества;
2. представлять многообразие образных языков искусства и особенностях видения мира в
разные эпохи; 3. представлять об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта
в истории искусства;
4. понимать взаимосвязь реальной действительности и её художественного изображения в
искусстве, её претворение в художественный образ;
5. понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских
художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
6. называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета,
пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
7. понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских
художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
8. пользоваться основными средствами художественной выразительности в изобразительном
искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенностям ритмической
организации изображения;
9. пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами
(карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные
техники;
10. видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и
объёмного изображения предмета и группы предметов; научиться общим правилам
построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной
перспективы;
11. видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер
освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
12. создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти
и по воображению;
13. активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные
уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную
картину мира, присущую произведению искусства;
14. понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
15. осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора
и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;
16. передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё
отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
17. осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих
поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города;
18. эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и
передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и
своё отношение к ним средствами художественного языка;
19. понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;
20. создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя
выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию,
цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного
художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;
21. создавать средствами живописи, графики, скульптуры образ человека: передавать на

плоскости и в объёме пропорции лица, характерные черты внешнего облика;
22. наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета;
изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания
выразительных
образов
в
живописи,
скульптуре,
графике,
художественном
конструировании;
23. различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура и
участвовать
в
художественно-творческой
деятельности,
используя
различные
художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
24. различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой,
исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно- творческой деятельности,
используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи
собственного замысла.
В результате изучения ИЗО ученик получит возможность научиться:
1. различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма);
2. понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной
выразительности, соответствующие замыслу;
3. определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное» в произведениях
пластических искусств и использовать эти знания на практике;
4. выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении
искусства;
5. определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и
«трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на
практике;
6. различать произведения разных эпох, художественных стилей;
7. понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и
отрицательных сторон жизни в художественном образе;
8. анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе
одноклассников;
9. понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной
выразительности, соответствующие замыслу;
10. анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами,
архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.
1. различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма);
2. понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной
выразительности, соответствующие замыслу;
3. определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное» в произведениях
пластических искусств и использовать эти знания на практике;
4. выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении
искусства;
5. определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и
«трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на
практике;
6. различать произведения разных эпох, художественных стилей;
7. понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и
отрицательных сторон жизни в художественном образе;
8. анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе
одноклассников;
9. понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной
выразительности, соответствующие замыслу;
10. анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами,
архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ V-VII классы (102 часа)

Изобразительное искусство, его виды и жанры (50 часов).
Изобразительное искусство как способ познания, общения и эмоционально-образного
отражения окружающего мира, мыслей и чувств человека. Искусство как эмоциональный опыт
человечества. Роль изобразительного искусства, архитектуры, декоративно-прикладного
искусства и дизайна в жизни человека и общества.
Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная), графики (станковая, книжная,
плакатная, промышленная), скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садовопарковая), декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и архитектуры.
Жанры изобразительного искусства и их развитие в культуре. Особенности натюрморта,
пейзажа, портрета, бытового, исторического, батального, анималистического жанров.
Произведения выдающихся художников (Леонардо да Винчи, Рембрандт, А. Дюрер, П. Сезанн,
В. Ван Гог, К. Моне, К.П. Брюллов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, И.И. Шишкин, И.И. Левитан,
В.М. Васнецов, М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев, В.А. Серов, К.С. Петров-Водкин и др.).
Опыт творческой деятельности.
Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц,
человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений. Работа на пленэре.
Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и
воображению в разных художественных техниках.
Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного
искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров.
Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.
Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.
Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса,
товарного знака, разворота журнала, сайта. Создание иллюстраций к литературным
произведениям, эскизов и моделей одежды, мебели, транспорта.
Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер,
мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики
и других доступных художественных материалов.
Посещение музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектурных
заповедников.
Язык изобразительного искусства и художественный образ (32 час).
Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики,
скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Композиция (ритм, пространство, статика и
динамика, симметрия и асимметрия). Линейная и воздушная перспектива. Пропорции и
пропорциональные отношения. Линия, штрих, пятно. Тон и тональные отношения. Колорит.
Цвет и цветовой контраст, характер мазка. Объем. Фактура. Формат.
Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка в
произведениях декоративно-прикладного искусства. Связь времен в народном искусстве.
Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства. Истоки и
современное развитие народных промыслов: дымковская, филимоновская игрушки; Гжель,
Жостово, Городец, Хохлома и др. (с учетом местных особенностей). Орнамент как основа
декоративного украшения. Виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный) и
типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая).
Опыт творческой деятельности.
Использования языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного

искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и
объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение
пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Создание композиций на
плоскости и в пространстве.
Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды, полиграфических
изделий, архитектурных сооружений (прялки, народный костюм, посуда, элементы декора
избы, книги и др.). Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов
других народов России, народов зарубежных стран. Различие функций древнего и
современного орнамента. Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов
быта и элементах архитектуры.
Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве (20 час).
Темы и содержание изобразительного искусства Древней Руси. Красота и своеобразие
архитектуры и живописи Древней Руси, их символичность, обращенность к внутреннему миру
человека (древние памятники архитектуры Новгорода, Владимира, Москвы, икона А. Рублева
«Троица», фрески Дионисия). Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры.
Темы и содержание изобразительного искусства России XVIII-XX вв., стили и направления
(В.В. Растрелли, Э.-М.Фальконе, В.И. Баженов, Ф.С.Рокотов, А.Г.Венецианов, АА. Иванов, П.
А.Федотов, передвижники, «Мир искусств», С.Т. Коненков, В.И.Мухина, В.А.Фаворский и др.).
Вечные темы и великие исторические события в русском (В.И.Суриков, П. Д.Корин, М.В.
Нестеров и др.) и зарубежном (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти,
Рембрандт ван Рейн, Ф. Гойя, О.Роден) искусстве.
Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве России
(А.А.Дейнека, А.А.Пластов, Б.М.Неменский). Мемориальные ансамбли. Художник – творец –
гражданин.
Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский
музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина).
Ведущие художественные музеи мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея).
Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях и
течениях в искусстве XX в. (реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявления
постмодернизма).
Опыт творческой деятельности.
Описание и анализ художественного произведения. Выполнение творческих работ
(сочинение, доклад и др.).

Тематическое планирование 7 класс
№
п/п

Тема учебного занятия

Количество
часов

1.Изображение фигуры человека. Образ человека – 9 часов
1/1

2/2

Урок-беседа «Изображение фигуры человека в истории
искусства».
Рисунок на тему «У костра».
Пропорции
и строение фигуры человека.
Работа на тему «Уборка урожая»

1

1

Примечание

3/3

Входной контроль. Пропорции
и строение фигуры человека.
Работа на тему «Ветреный день. Прогулка»

1

4/4

Лепка фигуры человека.

1

5/5

Набросок фигуры человека
с натуры
Набросок фигуры человека
с натуры

1

6/6

1

Внутрипредметный модуль «Проектная деятельность» Понимание красоты человека – 3
часа.
7/7
«Понимание красоты человека в европейском
1
и русском искусстве»
8/8
9/9

Понимание красоты человека. Рисунок на тему «Золотая
осень» Набросок. Работа карандашом.
Понимание красоты человека. Рисунок на тему «Золотая
осень». Работа в выбранной изобразительной технике.

1
1

2.Поэзия повседневности – 7 часов.
10/1

11/2

12/3

13/4
14/5

15/6

16/7

17/1

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных
народов. Работа над рисунком предметов быта: кринки,
чашки, чайника.
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных
народов. Работа над рисунком на тему «Завтрак»,
«Прогулка в парке».
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных
народов. Работа над рисунком на тему «Те, кого мы
любим». Рисунки домашних животных.
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.

1

1

1

1

Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве.
1
Тематическое рисование «Жизнь людей на моей улице»,
«Продавцы цветов», «Во дворе», «Поездка к бабушке».
Внутрипредметный модуль «Проектная деятельность» Жизнь каждого дня – 2 часа.
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема
праздника в бытовом жанре).
Создание коллективной композиции в технике коллажа
на тему праздника
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема
праздника в бытовом жанре).
Создание коллективной композиции в технике коллажа
на тему праздника. Промежуточный контроль.
3.Великие темы в жизни – 11 часов.

1

Урок-беседа «Исторические темы и библейские темы в
искусстве разных эпох»
Композиционное рисование по темам «Святое
семейство», «Рождество».

1

1

Процесс работы над тематической картиной.
Рисунок на тему «Радость труда», «Моя будущая
профессия»
Рисунок человеческого лица, его пропорции, эмоции.

1

20/4

Детская тема в искусстве.
Рисунок на тему «Наши дети», «Моя младшая сестра».

1

21/5

Все народы уважают старость. Рисунок на тему
«Портрет моей бабушки».
Монументальная скульптура и образ истории народа.
Разработка проекта памятника.

1

23/7

Монументальная скульптура и образ истории народа.
Макет памятника.

1

24/8

Тема Великой Отечественной войны и её сегодняшнее
звучание.
Рисунок на тему «Защитники Отечества»
Тема Великой Отечественной войны и её сегодняшнее
звучание.

1

18/2

19/3

22/6

25/9

1

1

1

Внутрипредметный модуль «Проектная деятельность» Красота родной земли – 2 часа.
26/10
27/11

28/1

29/2
30/3

Красота родной земли. Рисунок сюжета по выбору
1
учащихся. Работа карандашом. Набросок.
Красота родной земли. Рисунок сюжета по выбору
1
учащихся. Работа в цвете в выбранной технике.
4.Реальность жизни и художественный образ – 7 часов.
Урок-беседа «Место и роль картины в искусстве
XX века». Создание рисунка в духе одного из
авангардистских направлений в искусстве.
Акватипия.
Художественно-творческие проекты. Плакат.

1

Искусство иллюстрации. Слово и изображение.
Выполнение иллюстрации.

1

1

Конструктивное и декоративное начало в
1
изобразительном искусстве.
Рисунок на тему «Полет к другим мирам»
Внутрипредметный модуль «Проектная деятельность» Как прекрасен этот мир – 3 часа.

31/4

32/5

История искусства и история человечества. Стиль
и направление в изобразительном искусстве.

1

33/6

Личность художника и мир его времени
в произведениях искусства.
Рисунок на тему Как прекрасен этот мир».
Личность художника и мир его времени
в произведениях искусства.
Рисунок на тему Как прекрасен этот мир».
Итоговый контроль.

1

34/7

1

Приложение

Наименование разделов

Учебно – тематический план
Всего часов
теория

практика

1

8

7

1

6

Тема 3. Великие темы в жизни

11

1

10

Тема 4. Реальность жизни и
художественный образ
Всего

7

1

6

34

4

30

Тема 1. Изображение фигуры
человека. Образ человека
Тема 2. Поэзия повседневности

всего
7 класс
9

Формы
контроля
Графическая
работа
Графическая
работа
Графическая
работа
Графическая
работа

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(40157)7-41-32

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».