РП _Изобразительное искусство_, 5 класс

Правдинский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа поселка Домново»
(МБОУ «Средняя школа поселка Домново»)

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБОУ «Средняя школа поселка
Домново»
(протокол №1 от 27.08.2021)

УТВЕРЖДЕНО
приказом и.о.директора
_______________________П.А. Телятник
(приказ №222 от 27.08.2021)

Рабочая программа «Изобразительное искусство»
5 класс

Домново
2021

Планируемые результаты
В результате изучения ИЗО ученик научится
1. понимать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
2. понимать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение
традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
3. различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и
времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII
века);
4. различать по материалу, технике исполнения современное декоративно- прикладное
искусство;
5. выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного,
классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных
элементов; единство материала, формы и декора;
6. умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами
декоративного обобщения,
7. уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста
уровне);
8. выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного
искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе
ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
9. создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные
единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной
эпохи);
10. владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы,
объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или
объемных декоративных композиций;
11. понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
12. осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих
поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города;
13. эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу;
14. различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
15. создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно- прикладного
искусства образ человека: одежды, украшений человека;
16. изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания
выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном
конструировании;
17. использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для
украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания орнамента;
18. передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику
стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом
местных условий);
19. участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные
художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
В результате изучения ИЗО ученик получит возможность научиться:
1. различать произведения разных эпох, художественных стилей;

2. выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в
произведении искусства;
3. понимать и использовать в художественной работе материалы и средства
художественной выразительности, соответствующие замыслу;
4. осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного
человека;
5. анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе
одноклассников;
6. понимать и использовать в художественной работе материалы и средства
художественной выразительности, соответствующие замыслу;
7. анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами,
архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ V-VII классы (102 часа)
Изобразительное искусство, его виды и жанры (50 часов).
Изобразительное искусство как способ познания, общения и эмоционально-образного
отражения окружающего мира, мыслей и чувств человека. Искусство как эмоциональный опыт
человечества. Роль изобразительного искусства, архитектуры, декоративно-прикладного
искусства и дизайна в жизни человека и общества.
Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная), графики (станковая, книжная,
плакатная, промышленная), скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садовопарковая), декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и архитектуры.
Жанры изобразительного искусства и их развитие в культуре. Особенности натюрморта,
пейзажа, портрета, бытового, исторического, батального, анималистического жанров.
Произведения выдающихся художников (Леонардо да Винчи, Рембрандт, А. Дюрер, П. Сезанн,
В. Ван Гог, К. Моне, К.П. Брюллов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, И.И. Шишкин, И.И. Левитан,
В.М. Васнецов, М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев, В.А. Серов, К.С. Петров-Водкин и др.).
Опыт творческой деятельности.
Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц,
человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений. Работа на пленэре.
Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и
воображению в разных художественных техниках.
Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного
искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров.
Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.
Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.
Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса,
товарного знака, разворота журнала, сайта. Создание иллюстраций к литературным
произведениям, эскизов и моделей одежды, мебели, транспорта.
Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер,
мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики
и других доступных художественных материалов.
Посещение музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектурных
заповедников.
Язык изобразительного искусства и художественный образ (32 час).
Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики,
скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Композиция (ритм, пространство, статика и
динамика, симметрия и асимметрия). Линейная и воздушная перспектива. Пропорции и
пропорциональные отношения. Линия, штрих, пятно. Тон и тональные отношения. Колорит.
Цвет и цветовой контраст, характер мазка. Объем. Фактура. Формат.

Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка в
произведениях декоративно-прикладного искусства. Связь времен в народном искусстве.
Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства. Истоки и
современное развитие народных промыслов: дымковская, филимоновская игрушки; Гжель,
Жостово, Городец, Хохлома и др. (с учетом местных особенностей). Орнамент как основа
декоративного украшения. Виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный) и
типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая).
Опыт творческой деятельности.
Использования языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного
искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и
объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение
пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Создание композиций на
плоскости и в пространстве.
Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды, полиграфических
изделий, архитектурных сооружений (прялки, народный костюм, посуда, элементы декора
избы, книги и др.). Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов
других народов России, народов зарубежных стран. Различие функций древнего и
современного орнамента. Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов
быта и элементах архитектуры.
Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве (20 час).
Темы и содержание изобразительного искусства Древней Руси. Красота и своеобразие
архитектуры и живописи Древней Руси, их символичность, обращенность к внутреннему миру
человека (древние памятники архитектуры Новгорода, Владимира, Москвы, икона А. Рублева
«Троица», фрески Дионисия). Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры.
Темы и содержание изобразительного искусства России XVIII-XX вв., стили и направления
(В.В. Растрелли, Э.-М.Фальконе, В.И. Баженов, Ф.С.Рокотов, А.Г.Венецианов, АА. Иванов, П.
А.Федотов, передвижники, «Мир искусств», С.Т. Коненков, В.И.Мухина, В.А.Фаворский и др.).
Вечные темы и великие исторические события в русском (В.И.Суриков, П. Д.Корин, М.В.
Нестеров и др.) и зарубежном (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти,
Рембрандт ван Рейн, Ф. Гойя, О.Роден) искусстве.
Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве России
(А.А.Дейнека, А.А.Пластов, Б.М.Неменский). Мемориальные ансамбли. Художник – творец –
гражданин.
Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский
музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина).
Ведущие художественные музеи мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея).
Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях и
течениях в искусстве XX в. (реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявления
постмодернизма).
Опыт творческой деятельности.
Описание и анализ художественного произведения. Выполнение творческих работ
(сочинение, доклад и др.).
№
п/п
1.
2.

Тематическое планирование 5 класс
Тема учебного занятия
Количество часов
Связь времен в народном искусстве – 11 часов
Введение. Рисунок – основа изобразительного
1
творчества.Зарисовки с натуры цветов. Акварель.
Рисунок – основа изобразительного творчества.
1
Осенний натюрморт с фруктами, овощами, листьями,

Примечани
е

3.
4.
5.
6.

7.

8.

9.

10.
11.

12.

13.

14.
15.
16.

17.
18.
19.

20.
21.

грибами.
Образы и мотивы осенней природы в орнаментах.
1
Создание орнамента из растительных элементов.
Конструкция и декор предметов. Роль декоративного
1
искусства в жизни человека и общества.
Русская изба, конструкция, декор, назначение.
1
Рисунок русской избы.
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие
1
промысла.
Рисунок вазы или чайной пары по выбору.
Искусство Городца. Истоки и современное развитие
1
промысла.
Элементы росписи разделочной доски.
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие
1
промысла.
Изображение цветов в технике Жостовских росписей.
Вологодское кружево. Истоки и современное развитие
1
промысла.
Рисунок кружевной салфетки или воротника.
Дымковская игрушка. Истоки промысла и его
1
современное развитие.
Использование различных средств выразительности в
1
живописи. Природа в творчестве русских
художников.
Модуль «Народные промыслы» - 5 часов.
Конструкция и декор предметов. Роль декоративного
1
искусства в жизни человека и общества.
Декоративная работа «Осеннее дерево»
Дымковская игрушка. Лепка игрушки на основе
1
народной
Создание из пластилина своего образа игрушки,
руководствуясь предложенным рядом таблиц,
сохраняя традиции промыслов.
Грунтовка изделия.
Дымковская игрушка. Роспись современной игрушки
1
по мотивам народной.
Ты сам мастер.
1
Создание декоративной работы «Древо жизни».
Выставка работ. Защита проектов. Подведение
1
итогов. Промежуточный контроль.
Рисунок – язык изобразительного искусства – 13 часов
Рисование по памяти и представлению на тему
1
«Зимнее утро».
Рисунок – основа изобразительного творчества.
1
Зарисовки с натуры веток.
Рисунок – основа изобразительного творчества.
1
Рисование по представлению на тему «Осень, дождь,
отлет птиц».
Рисунок – основа изобразительного творчества.
1
Рисование по представлению на тему «Первый снег».
Рисунок – основа изобразительного творчества.
1

22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.

30.
31.
32.
33.
34.

Труд людей зимой. Рисунки фигуры человека в
движении.
Рисунок – основа изобразительного творчества.
1
Рисунок на тему «Мы любим заниматься спортом»
Бытовой жанр в творчестве русских художников.
1
Рисунок – основа изобразительного творчества.
1
Рисунок на тему «Первые весенние цветы»
Рисунок – основа изобразительного творчества.
1
Рисунок на тему «Весна, весна на улице»
Иллюстрирование литературного произведения.
1
Рисунок на тему «Дед Мазай и зайцы».
Рисунок гуашью. Художественая выразительность.
1
Рисунок на тему «Зеленый шум».
Рисунок карандашом. Художественая
1
выразительность. Рисунок на тему «Туман».
Рисунок тушью. Художественая выразительность.
1
Рисунок на тему «Ветер».
Модуль «Времена года в живописи» - 5 часов.
Проектная работа на тему «Осень». Набросок. Работа
1
карандашом.
Проектная работа на тему «Осень». Работа в цвете.
1
Проектная работа на тему «Весна». Набросок. Работа
1
карандашом.
Проектная работа на тему «Весна». Работа в цвете.
1
Выставка работ. Защита проектов. Подведение
1
итогов. Итоговый контроль.

Приложение
Учебно – тематический план
Наименование разделов
Всего часов
всего
теория
5 класс
Тема 1. Рисунок - язык изобразительного
13
2
искусства
Внутрипредметный модуль «Времена года
5
в живописи»
Тема 2. Связь времен в народном
11
1
искусстве
Внутрипредметный модуль «Народные
5
промыслы»
Всего
34
3

практика
11
5
10
5
31

Формы
контроля
Графическая
работа
Творческая
работа
Графическая
работа
Творческая
работа

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(40157)7-41-32

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».