РП _Биология_, 9 класс

Правдинский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа поселка Домново»
(МБОУ «Средняя школа посёлка Домново»)

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБОУ «Средняя школа посёлка
Домново»
(протокол №1 от 31.08.2020)

УТВЕРЖДЕНО
_______________________П.А. Телятник
(приказ №159/2 от 31.08.2020)

Рабочая программа «Биология»
9 класс

Домново
2021

Планируемые результаты обучения:
В результате освоения курса биологии 9 класса учащиеся должны овладеть
следующими знаниями, умениями и навыками.
Личностным результатом изучения предмета является формирование
следующих умений и качеств:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ
здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить
рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
эстетического отношения к живым объектам.
- воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую
науку;
- соблюдать правила поведения в природе; -понимание основных факторов,
определяющих взаимоотношения человека и природы;
- понимание учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни;
- признание учащимися ценности жизни во всех её проявлениях и
необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- готовность и способность учащихся принимать ценности семейной жизни;
- понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного
выбора профессии;
- проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в
усваиваемые знания;
- признание права каждого на собственное мнение;
- эмоционально-положительное отношение к сверстникам;
- готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо
природы;
- умение отстаивать свою точку зрения;
-критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их
последствия;

- умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать
фактами как доказательства, так и для опровержения существующего мнения
Метапредметным результатом изучения курса является формирование
универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему,
определять УД;
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в
случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения
цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
(выполнения проекта);
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные
критерии оценки.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
- Выявлять причины и следствия простых явлений;
- Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая
критерий для указанных логических операций;
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
- Создавать схематические
характеристик объекта;

модели

с

выделением

существенных

- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
- Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
- Определять возможные источники необходимых сведений, производить
поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:

- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
(определять общие цели, договариваться друг с другом);
- В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
- Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения и корректировать его;
- Понимая позицию другого, различать в его речи мнение, доказательства,
факты (гипотезы, аксиомы, теории);
- Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми
иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
приведение доказательств родства человека с млекопитающими животными;
взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека
от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей
среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,
животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧинфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха,
инфекционных и простудных заболеваний;
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к
определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и
роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции
растений и животных; роли различных организмов в жизни человека;
значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных
заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
- различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем
органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового
растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов,
животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений
и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека
растений и животных;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;

- выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде
обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей
между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их
функциями;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание
биологических объектов и процессов; постановка биологических
экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа
жизни;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния
факторов риска на здоровье человека.
В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами;
В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми
грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах,
обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации
труда и отдыха, проведения наблюдений за состоянием собственного
организма.
В эстетической сфере: овладение умением оценивать с эстетической точки
зрения объекты живой природы.

Содержание учебного курса
9 класс

Введение (1час)
Раздел 1. Место человека в системе органического мира (8 часов)
Тема 1.1. Место человека в мире (2 часа)

Человек как часть живой природы, место человека в системе
органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходства и
различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
Тема 1.2. Происхождение человека (2 часа)
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и
факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и
единство.
Тема 1.3. Краткая история развития знаний о строении и функциях
организма человека (2 часа)
Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и
физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
Тема 1.4. Общий обзор строения и функций организма человека (2 часа)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные,
мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов.
Взаимосвязь органов и систем как основа гомеостаза.
Лабораторная работа № 1 » Микроскопическое строение тканей.
Распознавание на таблицах органов и систем органов».
Раздел 2. Строение и жизнедеятельность организма человека (59 часов)
Тема 2.1. Координация и регуляция (11 часов)
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их
роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция. Нервная
регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая
нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы.
Рефлекс, проведение нервного импульса. Строение функции спинного мозга,
отделов головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших
полушарий и ее связи с другими отделами мозга. Органы чувств
(анализаторы), их строение функции. Строение, функции и гигиена органов
зрения. Строение, функции и гигиена органа слуха. Предупреждение
нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов
чувств.
Лабораторная работа № 2 « Строение спинного мозга».
Практическая работа № 1 « Изучение головного мозга человека (по
муляжам).

Тема 2.2. Опора и движение (5 часов)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей.
Особенности скелета, связанные с трудовой деятельностью и
прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости.
Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения
костей. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы
мышц, их функции. Работа мышц: статическая и динамическая нагрузка.
Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль
активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение
физической культуры и режима труда. Укрепление здоровья и двигательная
активность.
Практическая работа № 2 «Изучение внешнего строения костей. Измерение
массы и роста своего организма».
Лабораторная работа № 3 «Исследование свойств нормальной, жженой и
декальцинированной кости».
Тема 2.3. Внутренняя среда организма (4 часа)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и
значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы
крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание
крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания.
Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение
работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.
Практическая работа № 3 «Изучение микроскопического строения крови».
Тема 2.4. Транспорт веществ (4 часа)
Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги
кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное
давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении.
Практическая работа № 4 «Измерение кровяного давления. Определение
пульса и подсчет числа сердечных сокращений».
Тема 2.5. Дыхание (4 часа)
Потребности организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания,
их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях, перенос
газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Первая помощь

при отравлении угарным газом, спасении утопающего, искусственное
дыхание.
Лабораторная работа № 4 «Определение частоты дыхания».
Тема 2.6. Пищеварение (5 часов)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в
пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и
функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и
поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И.П.
Павлова в области пищеварения.
Тема 2.7. Обмен веществ и энергии (4 часа)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и
энергетический обмен, их взаимосвязь. Окружающая среда как источник
веществ и энергии. Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз.
Гипервитаминоз.
Тема 2.8. Выделение (3 часа)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их
строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из
организма продуктов обмена веществ.
Тема 2.9. Покровы тела (4 часа)
Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание.
Заболевания кожи и их предупреждение. Первая помощь при травмах,
ожогах, обморожении.
Тема 2.10. Размножение и развитие (5 часов)
Система органов размножения, строение и гигиена. Оплодотворение.
Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка.
Планирование семьи.
Тема 2.11. Высшая нервная деятельность (7 часов)
Рефлекс – основа нервной деятельности. Исследования И.М. Сеченова,
И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина. Виды рефлексов. Формы
поведения. Особенности ВНД и поведения человека. Познавательные
процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание.
Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного
труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Тема 2.12. Человек и его здоровье (6 часов)
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа
жизни. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные
привычки, их влияние на здоровье человека. Человек и окружающая среда.
Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
Практическая работа № 5 «Изучение приемов остановки капиллярного
артериального и венозного кровотечений».
Тема 2. 13. Человек и окружающая среда ( 4 часа)
Природная и социальная среда обитания человека. Стресс и адаптация.
Биосфера и человек. Ноосфера.
Учебно - тематический план по биологии для 9 класса
Разделы и темы
Введение
Раздел 1. Место человека в системе
органического мира Внутрипредметный
модуль
Тема 1.1. Место человека в мире М
Тема 1.2. Происхождение человека М
Тема 1.3. Краткая история развития
знаний о строении и функциях организма
человека М
Тема 1.4. Общий обзор строения и
функций организма человека М
Раздел 2. Строение и
жизнедеятельность организма
человека
Тема 2.1. Координация и регуляция

Кол-во
часов

Вид
контроля

1
8

2
2
2

2

Л/р № 1

59

11

Тема 2.2. Опора и движение

5

Тема 2.3. Внутренняя среда организма
Тема 2.4. Транспорт веществ
Тема 2.5. Дыхание
Тема 2.6. Пищеварение
Тема 2.7. Обмен веществ и энергии
Тема 2.8. Выделение

4
4
4
5
4
3

Л/р № 2; П/р
№1
П/р № 2; Л/р
№3
П/р № 3
П/р № 4
Л/р № 4

Тема 2.9. Покровы тела
Тема 2.10. Размножение и развитие
Тема 2.11. Высшая нервная деятельность
Тема 2.12. Человек и его здоровье М
Тема 2.13. Человек и окружающая среда
М
Итого

4
5
7
6
4

П/р № 5

68

Календарно-тематическое планирование по биологии для 9 класса
№ Тема урока
Количество
п/п
часов
1 Введение
1
2 Раздел 1. Место человека в
8
системе
органического
мира
3 Тема 1.1. Место человека в
2
мире М
4 Тема 1.2. Происхождение
2
человека М
5 Тема 1.3. Краткая история
2
развития знаний о строении
и функциях организма
человека М
6 Тема 1.4. Общий обзор
2
строения
и
функций
организма человека М
7 Раздел 2. Строение и
59
жизнедеятельность
организма человека
8 Тема 2.1. Координация и
11
регуляция
9 Тема 2.2. Опора и движение
5
10 Тема 2.3. Внутренняя среда
4
организма
11 Тема 2.4. Транспорт веществ
4
12 Тема 2.5. Дыхание
4
13 Тема 2.6. Пищеварение
5
14 Тема 2.7. Обмен веществ и
4
энергии
15 Тема 2.8. Выделение
3
16 Тема 2.9. Покровы тела
4
17 Тема 2.10. Размножение и
5

18
19
20

развитие
Тема 2.11. Высшая нервная
деятельность
Тема 2.12. Человек и его
здоровье М
Тема 2.13. Человек и
окружающая среда М
Итого

7
6
4
68

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(40157)7-41-32

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».