Правдинский городской округ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа поселка Домново» (МБОУ «Средняя школа посёлка Домново») СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБОУ «Средняя школа посёлка Домново» (протокол №1 от 31.08.2020) УТВЕРЖДЕНО _______________________П.А. Телятник (приказ №159/2 от 31.08.2020) Рабочая программа «Биология» 9 класс Домново 2021 Планируемые результаты обучения: В результате освоения курса биологии 9 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками. Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств: - знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий; - сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам. - воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку; - соблюдать правила поведения в природе; -понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы; - понимание учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни; - признание учащимися ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; - готовность и способность учащихся принимать ценности семейной жизни; - понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; - проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; - признание права каждого на собственное мнение; - эмоционально-положительное отношение к сверстникам; - готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; - умение отстаивать свою точку зрения; -критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия; - умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как доказательства, так и для опровержения существующего мнения Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД) Регулятивные УУД: - Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД; - Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; - Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); - В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки. Познавательные УУД: - Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления; - Выявлять причины и следствия простых явлений; - Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций; - Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; - Создавать схематические характеристик объекта; модели с выделением существенных - Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.) - Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст); - Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Коммуникативные УУД: - Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом); - В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы; - Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; - Понимая позицию другого, различать в его речи мнение, доказательства, факты (гипотезы, аксиомы, теории); - Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Предметным результатом изучения курса является В познавательной (интеллектуальной) сфере: - выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; приведение доказательств родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧинфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; - классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; - объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности; - различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных; - сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; - выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями; - овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. В ценностно-ориентационной сфере: - знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни; - анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека. В сфере трудовой деятельности: - знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; - соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами; В сфере физической деятельности: - освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, проведения наблюдений за состоянием собственного организма. В эстетической сфере: овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. Содержание учебного курса 9 класс Введение (1час) Раздел 1. Место человека в системе органического мира (8 часов) Тема 1.1. Место человека в мире (2 часа) Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходства и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный. Тема 1.2. Происхождение человека (2 часа) Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство. Тема 1.3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (2 часа) Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. Тема 1.4. Общий обзор строения и функций организма человека (2 часа) Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем как основа гомеостаза. Лабораторная работа № 1 » Микроскопическое строение тканей. Распознавание на таблицах органов и систем органов». Раздел 2. Строение и жизнедеятельность организма человека (59 часов) Тема 2.1. Координация и регуляция (11 часов) Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция. Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс, проведение нервного импульса. Строение функции спинного мозга, отделов головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга. Органы чувств (анализаторы), их строение функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение, функции и гигиена органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств. Лабораторная работа № 2 « Строение спинного мозга». Практическая работа № 1 « Изучение головного мозга человека (по муляжам). Тема 2.2. Опора и движение (5 часов) Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц: статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда. Укрепление здоровья и двигательная активность. Практическая работа № 2 «Изучение внешнего строения костей. Измерение массы и роста своего организма». Лабораторная работа № 3 «Исследование свойств нормальной, жженой и декальцинированной кости». Тема 2.3. Внутренняя среда организма (4 часа) Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Практическая работа № 3 «Изучение микроскопического строения крови». Тема 2.4. Транспорт веществ (4 часа) Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении. Практическая работа № 4 «Измерение кровяного давления. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений». Тема 2.5. Дыхание (4 часа) Потребности организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях, перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Первая помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, искусственное дыхание. Лабораторная работа № 4 «Определение частоты дыхания». Тема 2.6. Пищеварение (5 часов) Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Тема 2.7. Обмен веществ и энергии (4 часа) Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз. Тема 2.8. Выделение (3 часа) Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Тема 2.9. Покровы тела (4 часа) Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Заболевания кожи и их предупреждение. Первая помощь при травмах, ожогах, обморожении. Тема 2.10. Размножение и развитие (5 часов) Система органов размножения, строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи. Тема 2.11. Высшая нервная деятельность (7 часов) Рефлекс – основа нервной деятельности. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности ВНД и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека. Тема 2.12. Человек и его здоровье (6 часов) Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Человек и окружающая среда. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде. Практическая работа № 5 «Изучение приемов остановки капиллярного артериального и венозного кровотечений». Тема 2. 13. Человек и окружающая среда ( 4 часа) Природная и социальная среда обитания человека. Стресс и адаптация. Биосфера и человек. Ноосфера. Учебно - тематический план по биологии для 9 класса Разделы и темы Введение Раздел 1. Место человека в системе органического мира Внутрипредметный модуль Тема 1.1. Место человека в мире М Тема 1.2. Происхождение человека М Тема 1.3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека М Тема 1.4. Общий обзор строения и функций организма человека М Раздел 2. Строение и жизнедеятельность организма человека Тема 2.1. Координация и регуляция Кол-во часов Вид контроля 1 8 2 2 2 2 Л/р № 1 59 11 Тема 2.2. Опора и движение 5 Тема 2.3. Внутренняя среда организма Тема 2.4. Транспорт веществ Тема 2.5. Дыхание Тема 2.6. Пищеварение Тема 2.7. Обмен веществ и энергии Тема 2.8. Выделение 4 4 4 5 4 3 Л/р № 2; П/р №1 П/р № 2; Л/р №3 П/р № 3 П/р № 4 Л/р № 4 Тема 2.9. Покровы тела Тема 2.10. Размножение и развитие Тема 2.11. Высшая нервная деятельность Тема 2.12. Человек и его здоровье М Тема 2.13. Человек и окружающая среда М Итого 4 5 7 6 4 П/р № 5 68 Календарно-тематическое планирование по биологии для 9 класса № Тема урока Количество п/п часов 1 Введение 1 2 Раздел 1. Место человека в 8 системе органического мира 3 Тема 1.1. Место человека в 2 мире М 4 Тема 1.2. Происхождение 2 человека М 5 Тема 1.3. Краткая история 2 развития знаний о строении и функциях организма человека М 6 Тема 1.4. Общий обзор 2 строения и функций организма человека М 7 Раздел 2. Строение и 59 жизнедеятельность организма человека 8 Тема 2.1. Координация и 11 регуляция 9 Тема 2.2. Опора и движение 5 10 Тема 2.3. Внутренняя среда 4 организма 11 Тема 2.4. Транспорт веществ 4 12 Тема 2.5. Дыхание 4 13 Тема 2.6. Пищеварение 5 14 Тема 2.7. Обмен веществ и 4 энергии 15 Тема 2.8. Выделение 3 16 Тема 2.9. Покровы тела 4 17 Тема 2.10. Размножение и 5 18 19 20 развитие Тема 2.11. Высшая нервная деятельность Тема 2.12. Человек и его здоровье М Тема 2.13. Человек и окружающая среда М Итого 7 6 4 68 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)