Правдинский городской округ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа поселка Домново» (МБОУ «Средняя школа поселка Домново») СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБОУ «Средняя школа поселка Домново» (протокол №1 от 27.08.2021) УТВЕРЖДЕНО приказом и.о.директора _______________________П.А. Телятник (приказ №222 от 27.08.2021) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 4 класс Программу составила: Скрябина Наталья Владимировна. 2021 1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: осознание себя как члена семьи, общества и государства; овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях. Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями; понимание цели своих действий; проявление познавательной и творческой инициативы; адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей; умение слушать собеседника и вести диалог; умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: • понимание и правильное использование экономических терминов; • представление о роли денег в семье и обществе; • умение характеризовать виды и функции денег; • знание источников доходов и направлений расходов семьи; • умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет; • определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения; • проведение элементарных финансовых расчётов. 2. Содержание программы Количество часов Тема Что такое деньги и какими они бывают? 13 Из чего складываются доходы в семье 8 Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал 13 Итого 34 Содержание Как появились деньги? История монет. Монеты Древней Руси (выполнение творческих работ). Представление творческих работ «Монеты Древней Руси». Бумажные деньги. Безналичные деньги. Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница? Исследование «Деньги современности». Представление результатов исследования. Валюты. Интерактивная викторина «Деньги». Мини-исследование «Сколько стоят деньги?» Представление результатов мини-исследования «Сколько стоят деньги?» Откуда в семье берутся деньги. Как заработать деньги? На что семьи тратят деньги? Вот я вырасту и стану… Профессии будущего и настоящего. А чем занимаются банкиры? Как приумножить то, что имеешь? Как правильно планировать семейный бюджет? Как тратить с умом? Примерный бюджет школьника. Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. Игра «Древо решений». Товары и услуги. Странное слово «Монополисты». Игра «Монополия». Творческий проект «Мое предприятие». Защита проекта «Мое предприятие». Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?» Виды деятельности: 1)познавательная; 2)игровая. Формы организации деятельности: 1) этические беседы; 2) мини-исследования; 3) посещение музея Банка России посредством виртуальной экскурсии; 4) игры. Тематическое планирование внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Тема Как появились деньги? История монет Монеты Древней Руси (выполнение творческих работ) Представление творческих работ «Монеты Древней Руси» Бумажные деньги Безналичные деньги Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница? Исследование «Деньги современности» Представление результатов исследования Валюты Интерактивная викторина «Деньги» Мини-исследование «Сколько стоят деньги?» Представление результатов мини-исследования «Сколько стоят деньги?» Откуда в семье берутся деньги Как заработать деньги? На что семьи тратят деньги? Вот я вырасту и стану… Профессии будущего и настоящего А чем занимаются банкиры? Как приумножить то, что имеешь? Как правильно планировать семейный бюджет? Как тратить с умом? Примерный бюджет школьника Семейный бюджет Бюджет Российской Федерации Если доходы превышают расходы, образуются сбережения Если расходы превышают доходы, образуются долги Игра «Древо решений» Товары и услуги Странное слово «Монополисты» Игра «Монополия» Творческий проект «Мое предприятие» Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 33 Защита проекта «Мое предприятие» 34 Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?» Итого 1 1 34