Правдинский городской округ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа поселка Домново» (МБОУ «Средняя школа поселка Домново») СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБОУ «Средняя школа поселка Домново» (протокол №1 от 27.08.2021) УТВЕРЖДЕНО приказом и.о.директора _______________________П.А. Телятник (приказ №222 от 27.08.2021) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Всезнайка» 4 класс Программу составила: Скрябина Наталья Владимировна. 2021 Содержание внеурочных занятий (34 часа): Речь. Техника речи – 1 ч. Вводный урок. Знания и умения всегда найдут применение. Слово – 8 ч. Видит око далёко, а ум ещё дальше. Многозначные слова. Премудрость одна, а хитростей много. Фразеологизмы. По нитке дойдёшь и до клубка. Фразеологизмы. Крепкий орешек сразу не раскусишь. Диалектизмы. Хорошая речь слаще мёда. Сравнение, эпитеты, олицетворение. Видит око далёко, а ум ещё дальше. Метафора. Учись доброму – худое на ум не пойдёт. Пословицы и поговорки. Знания и умения всегда найдут применение. Афоризмы. Развитие речи – 9 ч. Сочинение по пословице. Составляем план. Дело толком красно. Сочинение по пословице. Не всякое слово в строку пишется. Творческая работа. По нитке дойдёшь и до клубка. Художественный стиль. Общее понятие. Не пером пишут, а умом. Сочинение – пейзажная зарисовка. Знания и умения всегда найдут применение. Анализ написанных сочинений. Терпение и труд - дивные всходы дают. Рифма. Юные поэты. Написание стихотворных произведений. Сочинение-миниатюра в художественном стиле. Какое слово скажешь, такое и в ответ получишь. Диалог и монолог. Развитие логики – 3 ч. Олимпиадные задания. Соревнование эрудитов. Дело мастера боится. Творческая работа. Работа над кроссвордом. Композиция. Основные элементы композиции. Композиция. Работа с деформированным текстом. Творческая работа. Текст – 10 ч. Не всякое слово в строку пишется. Публицистический стиль. По уму и дано будет. Газетно-публицистический стиль. Деловая игра «Вёрстка газеты». Официально-деловой стиль. Всё умею, всё могу. Тезисы. Конспект. Творческая работа. Аннотация. Я пишу письмо. Приглашение. Где не было начала, не будет и конца. Личный дневник. Сочини сценарий для мультфильма. Аз да буки, а потом науки. Драматические импровизации. Не пером пишут, а умом. Драматические импровизации. Планируемые результаты 4 класс ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ У выпускника будут сформированы: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к развитию речи и кругозора, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и читательской деятельности; осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества; восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения над собственной речью; основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости; этические чувства — стыда, вины, совести, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей; чувство прекрасного и эстетических чувства на основе материалов курса русского языка; навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока; развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат; установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Регулятивные УУД Ученик научится: принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками); планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане; адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Познавательные УУД Выпускник научится: использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов; ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи; использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач; владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение; осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза. Коммуникативные УУД Выпускник научится: слушать и слышать собеседника, вести диалог; ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.); активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач; применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Общие предметные результаты освоения программы Первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества; позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании; овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней; приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач; освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме изучаемого курса), понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка; овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме изучаемого курса); владение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное. Развитие речи Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса. Обучающийся научится: осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения; практическое овладение формой диалогической речи; овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения; использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; владеть монологической формой речи; умение под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение); работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам; пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником; письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме; сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения; составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.); письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление); проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные; пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему. Обучающийся получит возможность научиться: подробно и выборочно письменно передавать содержание текста; различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового); создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы; анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов); оформлять результаты исследовательской работы; редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств. Распределение часов по разделам. 4класс. Название раздела Речь. Техника речи. . Слово. Развитие речи. Развитие логики. Работа с текстом. Текст. Итого Количество часов 1 час 8 часов 9 часов 3 часа 3 часа 10 часов 34 часа 5. Календарно – тематическое планирование Дата план Тема Дата факт практика № теория Количество часов Вид деятельности, формы организации Речь. Техника речи( 1 час) 1 Вводный урок. Знания и умения всегда найдут применение 1 беседа, деловая игра: «Что? Где? Когда?» Слово ( 8 часов) 2 Видит око далёко, а ум ещё дальше. Каламбуры. 1 (индивидуальная) тренинг, игра 3. Премудрость одна, а хитростей много. Фразеологизмы. 1 (групповая) викторина, игра «Шифровальщик» 4. По нитке дойдёшь и до клубка. Фразеологизмы. 1 5. Крепкий орешек сразу не раскусишь. Диалектизмы. 1 (работа в паре) Викторина, игра «Кто быстрее?» (групповая) игра «Кто быстрее?» 6. Хорошая речь слаще мёда. Сравнение, эпитеты, олицетворение. 1 7. Видит око далёко, а ум ещё дальше. Метафора. 1 8. Учись доброму – худое на ум не пойдёт. Пословицы и поговорки. 1 (групповая) практикум, игра «Бином фантазии» (работа в паре) Игра «Знаешь ли ты?» конкурс пословиц, игра «Где они живут?» 9. Знания и умения всегда найдут применение. Афоризмы. 1 практикум «Закончи пословицы» (работа в паре) игра «Доскажи словечко» (групповая) Кроссворд - шарада Развитие речи ( 9 часов) 10 Сочинение по пословице. Составляем план. 1 11 Дело толком красно. Сочинение по пословице. 1 12 Не всякое слово в строку пишется. Творческая работа. 1 13 По нитке дойдёшь и до клубка. Художественный стиль. Общее понятие. 1 14 Не пером пишут, а умом. Сочинение – пейзажная зарисовка. 1 15 Знания и умения всегда найдут применение. Анализ написанных сочинений. 1 16 Терпение и труд - дивные всходы дают. Рифма. 1 17 Юные поэты. Написание стихотворных произведений. Сочинение-миниатюра в художественном стиле. Какое слово скажешь, такое и в ответ получишь. Диалог и монолог. Развитие логики ( 3 часа) 1 (индивидуальная презентация) конкурс 1 Деловая игра 19 Олимпиадные задания. 1 (индивидуальная) конкурс 20 Соревнование эрудитов. 1 21 Дело мастера боится. Творческая работа. Работа над кроссвордом 1 (индивидуальная) Конкурс «Пойми меня» Творческая работа по группам, игра «Словесная цепочка» 18 Работа с текстом ( 3 часа) (индивидуальная презентация) творческая работа Тренинг – игра «Пословицы играют в прятки» (групповая), игра «Найди ошибку», «Угадай слово» (индивидуальная презентация) творческая работа «Краски осеннего леса» Практикум, игра «Кто больше?» 22 Композиция текста. Основные элементы композиции. 1 (групповая, работа в паре) игра ассоциация «Назови словечко» 23 Композиция. Работа с деформированным текстом. Творческая работа. 1 (индивидуальная) творческая работа 24 Лингвистический турнир. Сочинение «Мои любимые стихи». 1 (индивидуальная) творческая работа Текст (10 часов) 25 Не всякое слово в строку пишется. Публицистический стиль. 1 (коллективная) игра «Образуй словечко» 26 По уму и дано будет. Газетно-публицистический стиль. 1 (групповая, в паре), игра –соревнование «Кто ты?» 27 Деловая игра «Вёрстка газеты». Официально-деловой стиль. 1 (коллективная) Деловая игра 28 Всё умею, всё могу. Тезисы. Конспект. 1 29 Творческая работа. Аннотация. 1 (индивидуальная) тренинг «Найди слово» творческая работа «Не ошибись» 30 Я пишу письмо. Приглашение. 1 (работа в паре) игра «Замени слово» 31 Где не было начала, не будет и конца. Личный дневник. 1 (индивидуальная) творческая работа 32 Сочини сценарий для мультфильма. 1 ( в паре) 33 Конкурс на лучшее название конфет. 1 (индивидуальная) конкурс 34 Лингвистический турнир. 1 (индивидуальная) турнир Контроль и учёт компетентностей будет осуществляться в форме: смотра творческих работ презентаций творческих работ олимпиадных заданий конкурсов лингвистических турниров интернет – марафона «ЭМУ» РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ Класс 4 День недели вторник Время занятия 13-50-14-30