Правдинский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа поселка Домново»
(МБОУ «Средняя школа поселка Домново»)
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБОУ «Средняя школа поселка
Домново»
(протокол №1 от 27.08.2021)
УТВЕРЖДЕНО
приказом и.о.директора
_______________________П.А. Телятник
(приказ №222 от 27.08.2021)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Всезнайка»
4 класс
Программу составила:
Скрябина Наталья Владимировна.
2021
Содержание внеурочных занятий (34 часа):
Речь. Техника речи – 1 ч.
Вводный урок. Знания и умения всегда найдут применение.
Слово – 8 ч.
Видит око далёко, а ум ещё дальше. Многозначные слова.
Премудрость одна, а хитростей много. Фразеологизмы.
По нитке дойдёшь и до клубка. Фразеологизмы.
Крепкий орешек сразу не раскусишь. Диалектизмы. Хорошая речь слаще мёда.
Сравнение, эпитеты, олицетворение.
Видит око далёко, а ум ещё дальше. Метафора.
Учись доброму – худое на ум не пойдёт. Пословицы и поговорки.
Знания и умения всегда найдут применение. Афоризмы.
Развитие речи – 9 ч.
Сочинение по пословице. Составляем план.
Дело толком красно. Сочинение по пословице.
Не всякое слово в строку пишется. Творческая работа.
По нитке дойдёшь и до клубка. Художественный стиль.
Общее понятие. Не пером пишут, а умом. Сочинение – пейзажная зарисовка.
Знания и умения всегда найдут применение. Анализ написанных сочинений.
Терпение и труд - дивные всходы дают. Рифма.
Юные поэты. Написание стихотворных произведений. Сочинение-миниатюра в
художественном стиле.
Какое слово скажешь, такое и в ответ получишь. Диалог и монолог.
Развитие логики – 3 ч.
Олимпиадные задания.
Соревнование эрудитов.
Дело мастера боится. Творческая работа. Работа над кроссвордом.
Композиция. Основные элементы композиции.
Композиция. Работа с деформированным текстом. Творческая работа.
Текст – 10 ч.
Не всякое слово в строку пишется. Публицистический стиль.
По уму и дано будет. Газетно-публицистический стиль.
Деловая игра «Вёрстка газеты». Официально-деловой стиль.
Всё умею, всё могу. Тезисы. Конспект.
Творческая работа. Аннотация.
Я пишу письмо. Приглашение.
Где не было начала, не будет и конца. Личный дневник.
Сочини сценарий для мультфильма.
Аз да буки, а потом науки. Драматические импровизации.
Не пером пишут, а умом. Драматические импровизации.
Планируемые результаты 4 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к развитию
речи и кругозора, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и
принятие образца «хорошего ученика»;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного
смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой
деятельности, чтению и читательской деятельности;
осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности
общения как значимой составляющей жизни общества;
восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя
носителем этого языка;
понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем
индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения над собственной речью;
основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину,
российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и
окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах и социальной справедливости;
этические чувства — стыда, вины, совести, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;
чувство прекрасного и эстетических чувства на основе материалов курса русского языка;
навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения
совместной деятельности на уроке и вне урока;
развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию
собственных информационных объектов и др.), к работе на результат;
установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках,
бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД
Ученик научится:
принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с
учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять
познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в
сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в
источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках);
учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать
правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия
как по ходу его реализации, так и в конце действия;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно
действовать даже в ситуациях неуспеха.
Познавательные УУД
Выпускник научится:
использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для
выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов
библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор
наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы)
представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать
модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;
владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с
конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста
художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые
особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией
одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое
сопровождение;
осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родо-видовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные
связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса
существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные УУД
Выпускник научится:
слушать и слышать собеседника, вести диалог;
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать
различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного
участия в диалоге;
строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к
партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач
(диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей
разных видов речи, ситуаций общения;
строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой
задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и
нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения
мысли и др.);
активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и
познавательных задач;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Общие предметные результаты освоения программы
Первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного
пространства России, о языке как основе национального самосознания;
осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении
национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание
значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических,
лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме курса); использование этих
норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой
деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей
речи, контроля за ней;
приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения,
выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из
области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме
изучаемого курса), понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами
языка;
овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать,
характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова,
предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова,
словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных,
практических и коммуникативных задач (в объёме изучаемого курса);
владение
основами
грамотного
письма:
основными
орфографическими
и
пунктуационными умениями (в объёме изучаемого курса), умениями применять правила
орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных
текстов, умение проверять написанное.
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать
адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
практическое овладение формой диалогической речи; овладение умениями ведения
разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения
(приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при
обращении с помощью средств ИКТ;
оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного
общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
владеть монологической формой речи; умение под руководством учителя строить
монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи
(описание, повествование, рассуждение);
работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно
озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать
порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного
изложения учеником;
письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать
содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового
восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст;
соблюдать требование каллиграфии при письме;
сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для
конкретных ситуаций общения;
составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных
источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по
заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке,
творческому воображению и др.);
письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например,
записку, письмо, поздравление, объявление);
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические
и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания,
заменять слова на более точные и выразительные;
пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами,
Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно
выбранную тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных
текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности,
правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и
антонимы;
анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и
сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения
учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением,
задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
оформлять результаты исследовательской работы;
редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая
содержание, построение предложений и выбор языковых средств.
Распределение часов по разделам.
4класс.
Название раздела
Речь. Техника речи. .
Слово.
Развитие речи.
Развитие логики.
Работа с текстом.
Текст.
Итого
Количество часов
1 час
8 часов
9 часов
3 часа
3 часа
10 часов
34 часа
5. Календарно – тематическое планирование
Дата
план
Тема
Дата
факт
практика
№
теория
Количество
часов
Вид
деятельности,
формы
организации
Речь. Техника речи( 1 час)
1
Вводный урок.
Знания и умения всегда найдут
применение
1
беседа, деловая игра:
«Что? Где? Когда?»
Слово ( 8 часов)
2
Видит око далёко, а ум ещё
дальше. Каламбуры.
1
(индивидуальная)
тренинг, игра
3.
Премудрость одна, а хитростей
много. Фразеологизмы.
1
(групповая)
викторина, игра
«Шифровальщик»
4.
По нитке дойдёшь и до клубка.
Фразеологизмы.
1
5.
Крепкий орешек сразу не
раскусишь. Диалектизмы.
1
(работа в паре)
Викторина, игра «Кто
быстрее?»
(групповая)
игра «Кто быстрее?»
6.
Хорошая речь слаще мёда.
Сравнение, эпитеты,
олицетворение.
1
7.
Видит око далёко, а ум ещё
дальше. Метафора.
1
8.
Учись доброму – худое на ум не
пойдёт. Пословицы и
поговорки.
1
(групповая)
практикум,
игра «Бином
фантазии»
(работа в паре)
Игра «Знаешь ли
ты?»
конкурс пословиц,
игра «Где они
живут?»
9.
Знания и умения всегда найдут
применение. Афоризмы.
1
практикум «Закончи
пословицы»
(работа в паре)
игра «Доскажи
словечко»
(групповая)
Кроссворд - шарада
Развитие речи ( 9 часов)
10
Сочинение по пословице.
Составляем план.
1
11
Дело толком красно. Сочинение
по пословице.
1
12
Не всякое слово в строку
пишется. Творческая работа.
1
13
По нитке дойдёшь и до клубка.
Художественный стиль. Общее
понятие.
1
14
Не пером пишут, а умом.
Сочинение – пейзажная
зарисовка.
1
15
Знания и умения всегда найдут
применение. Анализ
написанных сочинений.
1
16
Терпение и труд - дивные
всходы дают. Рифма.
1
17
Юные поэты. Написание
стихотворных произведений.
Сочинение-миниатюра в
художественном стиле.
Какое слово скажешь, такое и в
ответ получишь. Диалог и
монолог.
Развитие логики ( 3 часа)
1
(индивидуальная
презентация)
конкурс
1
Деловая игра
19
Олимпиадные задания.
1
(индивидуальная)
конкурс
20
Соревнование эрудитов.
1
21
Дело мастера боится.
Творческая работа. Работа над
кроссвордом
1
(индивидуальная)
Конкурс «Пойми
меня»
Творческая работа по
группам, игра
«Словесная цепочка»
18
Работа с текстом ( 3 часа)
(индивидуальная
презентация)
творческая работа
Тренинг – игра
«Пословицы играют в
прятки»
(групповая),
игра «Найди
ошибку», «Угадай
слово»
(индивидуальная
презентация)
творческая работа
«Краски осеннего
леса»
Практикум, игра «Кто
больше?»
22
Композиция текста. Основные
элементы композиции.
1
(групповая, работа в
паре) игра ассоциация «Назови
словечко»
23
Композиция. Работа с
деформированным текстом.
Творческая работа.
1
(индивидуальная)
творческая работа
24
Лингвистический турнир.
Сочинение «Мои любимые
стихи».
1
(индивидуальная)
творческая работа
Текст (10 часов)
25
Не всякое слово в строку
пишется. Публицистический
стиль.
1
(коллективная)
игра «Образуй
словечко»
26
По уму и дано будет.
Газетно-публицистический
стиль.
1
(групповая, в паре),
игра –соревнование
«Кто ты?»
27
Деловая игра «Вёрстка газеты».
Официально-деловой стиль.
1
(коллективная)
Деловая игра
28
Всё умею, всё могу. Тезисы.
Конспект.
1
29
Творческая работа.
Аннотация.
1
(индивидуальная)
тренинг «Найди
слово»
творческая работа
«Не ошибись»
30
Я пишу письмо.
Приглашение.
1
(работа в паре) игра
«Замени слово»
31
Где не было начала, не будет и
конца. Личный дневник.
1
(индивидуальная)
творческая работа
32
Сочини сценарий для
мультфильма.
1
( в паре)
33
Конкурс на лучшее название
конфет.
1
(индивидуальная)
конкурс
34
Лингвистический турнир.
1
(индивидуальная)
турнир
Контроль и учёт компетентностей будет осуществляться в форме:
смотра творческих работ
презентаций творческих работ
олимпиадных заданий
конкурсов
лингвистических турниров
интернет – марафона «ЭМУ»
РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Класс
4
День недели
вторник
Время занятия
13-50-14-30