Правдинский городской округ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа поселка Домново» (МБОУ «Средняя школа поселка Домново») СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБОУ «Средняя школа поселка Домново» (протокол №1 от 27.08.2021) УТВЕРЖДЕНО приказом и.о.директора _______________________П.А. Телятник (приказ №222 от 27.08.2021) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 4 КЛАСС Программу составила: Скрябина Наталья Владимировна. учитель начальных классов 2021 Планируемые результаты 1. Человек и природа Выпускник научится: ·узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; ·описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления жив и неживой природы, выделять их существенные признаки; ·сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признак или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученны объектов природы; ·проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыт используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следова инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; ·использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронн носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информаци ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменны высказываний; ·использовать различные справочные издания (словарь по естествознани определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе компьютерные издания) для поиска необходимой информации; ·использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений и описания свойств объектов; ·обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природо взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережно отношения к природе; ·определять характер взаимоотношений человека и природы, находить пример влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; ·понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения прав безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организ человека для сохранения и укрепления своего здоровья. Выпускник получит возможность научиться: ·использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фотовидеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации результатам наблюдений и опытов; ·моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использовани виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора; ·осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельны сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде; ·пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранен здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личн гигиены; ·выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной сред оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; ·планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процес познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации. 2. Человек и общество Выпускник научится: ·узнавать государственную символику Российской Федерации и своего регион описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте ми Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город; ·различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные историческ события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий «ленте времени»; ·используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронн носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знан отличать реальные исторические факты от вымыслов; ·оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных групп (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувст доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувс других людей и сопереживания им; ·использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включ компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поис познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственны устных или письменных высказываний. Выпускник получит возможность научиться: ·осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающим социальными группами; ·ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и факт прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая т самым чувство исторической перспективы; ·наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в е созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждени профессионального сообщества, этноса, нации, страны; ·проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленн договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности информационной образовательной среде; ·определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижени договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведен окружающих. Содержание программы Земля и человечество (10 ч ) Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, плане и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутн Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи времен года. Звездное небо — великая «книга» природы. Мир глазами географа, Что изучает география. Изображение Земли с помощь глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влиян на живую природу. Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет истории. Историческая карта. Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современн экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача все человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей сред Всемирное наследие. Международная Красная книга. Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и пок изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с исторически картами. Природа России (11 ч) Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озе и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России). Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зо лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особеннос природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельнос людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой природных зон.охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную кни России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населени Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета процессе хозяйственной деятельности людей. Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемы географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных з России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зо выявление признаков их приспособленности к условиям жизни. Родной край — часть большой страны (13 ч) Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельнос человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическ значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае. Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и д.). Охрана почв в нашем крае. Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообраз растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охра природных сообществ. Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиям Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводств цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защи урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологичес чистых продуктов питания. Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелко рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Поро домашних животных. Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство срастениями животными луга.их распознавание в природных условиях с помощью атлас определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя. Практические работы: знакомство с картой края: рассматривание образц полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарн экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атлас определителя; знакомство с культурными растениями края. Страницы всемирной истории (5 ч) Представление о периодизации истории. Начало истории человечеств первобытное общество. Древний мир: древние сооружения — свидетельства прошло Средние века: о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, зам феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие ве мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Велик географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранен мира на планете. Страницы истории Отечества (20 ч) Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточны славян, их быт, нравы, верования. Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская влас Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господ Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Рус Наше Отечество в XIII —XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орд Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Ру Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битв Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нра страны в XIII —XV вв. Наше Отечество в XVI —XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоен Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI — XVII вв. Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов. Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нра России в XVIII в. Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинск сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нра России в XIX — начале XX в. Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование ССС Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Героизм патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник. Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск перво искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станц «Мир». Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в. Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городо поселков, улиц, в памяти народа, семьи. Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного кр (города, села). Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на историческ картах. Современная Россия (9 ч) Мы— граждане России. Конституция России — наш основной закон. Пра человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка. Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрани Правительство. Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственн праздники. Многонациональный состав населения России. Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал. Север Европейской Росси Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупн города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах Календарно-тематическое планирование № п/п Название раздела и тема урока 1 Мир глазами астронома 2 3 4 5 6 7 8 Планеты Солнечной системы Звёздное небо – Великая книга Природы Мир глазами географа. Мир глазами историка. Урок-следствие ведут знатоки. Когда и где? Мир глазами эколога Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие. Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная книга. Проверочная работа по разделу. Равнины и горы России Урок-путешествие. Моря, озера и реки России. Природные зоны России Зона арктических пустынь. Тундра. Леса России Лес и человек. Контрольная работа за 1 четверть. Зона степей Пустыни У Чёрного моря. Проверочная работа по разделу. Урок-путешествие. Наш край. Поверхность нашего края Водные богатства нашего края Наши подземные богатства Урок открытых мыслей. Земля-кормилица Жизнь леса. Жизнь луга. 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Экскурсия на луг (заочная). Жизнь луга. 28 29 Жизнь в пресных водоемах Растениеводство в нашем крае. 30 Экскурсия (заочная). Растениеводство в нашем крае. 31 Животноводство в нашем крае. Контрольная работа за 2 четверть. Обобщение по разделу «Родной край – часть большой страны». П себя и оценим свои достижения. 32 33 Экскурсия (зоочная). Животноводство в нашем крае. 34 35 Презентация проектов (по выбору) Урок-путешествие в историю. Начало истории человечества Мир древности: далекий и близкий Средние века: время рыцарей и замков Новое время: встреча Европы и Америки Новейшее время: история продолжается сегодня. Проверочная работа по разделу. Жизнь древних славян Во времена Древней Руси Страна городов Из книжной сокровищницы Древней Руси Трудные времена на Русской земле Урок-следствие ведут знатоки. Русь расправляет крылья Куликовская битва Иван Третий. Мастера печатных дел 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 Патриоты России Урок-путешествие. Петр Великий Михаил Васильевич Ломоносов. Контрольная работа за 3 четверть. Екатерина Великая Отечественная война 1812 года Страницы истории XIX века Россия вступает в XX век Страна, открывшая путь в космос Страницы истории 20–30-х годов Урок-диалог. Великая война и Великая Победа Великая война и Великая Победа. Проверочная работа по разделу. Основной закон России и права человека Урок открытых мыслей. Мы – граждане России Урок- нравственности. Славные символы России. Урок-творчество. Такие разные праздники. Контрольная работа за 4 четверть. Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири) Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России) Путешествие по России (по Волге, по югу России). КВН. Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. Проверочная работа. 66 67 Презентация проектов (по выбору) 68 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Проекты «Красная книга России», «Заповедники и национальные парки России «Национальные парки мира», «Как защищают природу», «Экологическая обстановка в нашем крае», «Красная книга нашего края», «Охрана природы в нашем крае», «Календарь праздников моей семьи», «Великая Отечественная война в воспоминаниях ветеранов» Приложение Учебно - тематическое планирование № п/п Наименование разделов 1 Земля и человечество Всего часов 10 2 Природа России 11 3 Родной край – часть родной страны 13 4 5 Страницы всемирной истории Страницы истории России 5 20 6 Современная Россия 9 Итого 68