РП "Музыка", 4 класс

Правдинский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа поселка Домново»
(МБОУ «Средняя школа поселка Домново»)

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБОУ «Средняя школа поселка
Домново»
(протокол №1 от 27.08.2021)

УТВЕРЖДЕНО
приказом и.о.директора
_______________________П.А. Телятник
(приказ №222 от 27.08.2021)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«МУЗЫКА»
4 КЛАСС

Программу составила:
Скрябина Наталья Владимировна.
учитель начальных классов

2021

Планируемые результаты
Ученик научится
- эмоционально откликаться на музыкальное произведение;
-выявлять жанровое начало (песня, танец марш);
- различать характер музыки;
-узнавать интонации знакомых музыкальных произведений;
- различать звучание знакомых музыкальных произведений;
- передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, в различных видах творческой
деятельности;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности для:
-участия в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом
интонировании, импровизации);
- участия в музыкально-эстетической деятельности класса (школы).
.
Учерник получит возможность научиться
- оценивать произведения разных видов искусств;
- ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участвовать
в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- продуктивно сотрудничать(общение, взаимодействие) со сверстниками при решении
различных музыкально-творческих задач;
-наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной внеурочной
деятельности.
Введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными
произведениями, доступными их восприятию, а так же, формирование универсальных
учебных действий, осуществляется через систему ключевых задач, позволяющих
реализовать содержание обучения во взаимосвязи с теми способами действий, формами
общения с музыкой, которые предоставляются младшему школьнику:
1.Личностное развитие обучающихся:
-реализация творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству;
-формирование ценностно-смысловых ориентаций духовно нравственных оснований;
-становление самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного
оптимизма.
2.Познавательное и социальное развитие обучающихся:
-формирование целостной художественной картины мира;
-воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном
обществе;
-активизация творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии.
3.Коммуникативное развитие обучающихся:
-формирование умения слушать, способности встать на позицию другого человека, ведения
диалога, участия в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
1.«Россия-Родина моя»
Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной
музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное
исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового
звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности.
Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине
(С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»). Интонация как внутреннее
озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. («Ты, река ль, моя реченька»,
русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского,

П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).
Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной
речью (навык пения способом «пения на распев»).
Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни.
Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке.
Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина
«Полдень». Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия просится в песню»
и «Жизнь дает для песни образы и звуки…».
Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его
отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры
народных песен, их интонационно-образные особенности.
Многообразие жанров народных песен.
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других
искусств.
Патриотическая тема в русской классике. Образы защитников Отечества. Обобщенное
представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной
музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев, опера
«Иван Сусанин» М.Глинка).
2. «День, полный событий»
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других
искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном
строе.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских
композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние
дожди»).
Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой
интонациях, их эмоционально-образном строе.
Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина,
пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковского, русская народная песня «Зимняя
дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»).
Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности
звучания различных видов оркестров: симфонического. Тембровая окраска музыкальных
инструментов.
Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского–Корсакова
«Сказка о царе Салтане».
Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в
народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества.
Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений
Онегин» П.Чайковского - «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»; «Детский
альбом» П.Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»; Вступление к опере
«Борис Годунов» М.Мусоргский).
3. «В музыкальном театре»
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров –
оперы.
Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем,
художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы –
музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия).
Основные средства музыкальной выразительности.
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других

искусств.
Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия). Интонация
как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.
Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление
исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма.
Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина»
М.Мусоргского).
Учащиеся знакомятся еще с несколькими оперными фрагментами: повторяют вступление
«Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М. Мусоргского, разучивают песню Марфы
«Исходила младешенька»
Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский).
Орнаментальная мелодика.
4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора,
хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая
окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные
возможности.
Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира.
Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках
современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа
и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о
характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от
другой. Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама
музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его
музыкальной культуре.
Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.
5. «В концертном зале»
Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение
художественно-образного содержания произведений. Вариации.
Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких
композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для
виолончели с оркестром).
Различные виды музыки: инструментальная.
Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»).
Различные виды музыки: вокальная, сольная. Выразительность и изобразительность в музыке.
Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.
Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды
музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение
художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные,
куплетные.
Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения
музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений.
Различные виды музыки: инструментальная.
Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень»
С.Рахманинов).
Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен).
Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Различные виды музыки:
оркестровая.
Накопление иобобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных
произведений, участие в коллективном пении.

6. «О России петь – что стремиться в храм»
Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве
композиторов. Стихира.(«Богатырские ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония»
А.Бородин).
Народные музыкальные традиции Отечества.
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание.
Святые земли Русской.
Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма
самовыражения.
Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные
музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице
Дево, радуйся!»С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел
вопияше» П.Чесноков – молитва).
7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный
этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа.
Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное
исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее
популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.
Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель –
слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторовклассиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен, «Утро» Э.Григ) и мастерство
известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий).
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное
состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира.
Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая
соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на
тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки:
вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.
Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в
произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита
«Шахеразада»).
Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в
произведении М.П.Мусоргского.
(«Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере
«Хованщина»).
.

Календарно - тематическое планирование
№
1
2
3
4

Кол-во
часов
Россия – Родина моя
3
Мелодия. Ты запой мне ту песню… Что не выразишь словами, звуком на 1
душу навей… Как сложили песню.
Звучащие картины. Ты откуда, русская, зародилась музыка? (Модуль)
1
1
Я пойду по полю белому… На великий бой собралася Русь! (Модуль)
О России петь – что стремиться в храм…
4
Святые земли Русской. Илья Муромец. Кирилл и Мефодий.
1
Разделы и темы

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

1
Праздников праздник, торжество и торжеств. (Модуль)
Ангел вопияше.
1
1
Родной обычай старины. Светлый праздник. (Модуль)
День, полный событий
6
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…
1
Зимнее утро. Зимний вечер.
Обобщающий урок за 1 четверть
1
Что за прелесть, эти сказки! Три чуда Модуль
1
Ярмарочное гулянье (Модуль)
Святогорский монастырь
1
Приют, сияньем муз одетый…│
1
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
3
Композитор – имя ему народ.
1
Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных 1
инструментов. Музыкант-чародей. (Модуль)
Народные праздники (Троица).(Модуль)
Обобщающий урок 2 четверти
В концертном зале
5
Музыкальные инструменты
1
Вариации на тему рококо. Старый замок
1
Счастье в сирени живет…
1
Не молкнет сердце чуткое Шопена…Танцы, танцы, танцы…
1
Патетическая соната. Годы странствий. Царит гармония оркестра
1
В музыкальном театре
6
Опера «Иван Сусанин»: бал в замке польского короля (II действие)
1
За Русь мы все стеной стоим… (III действие)
1
Сцена в лесу (IVдействие). Исходила младешенька
1
Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы
1
Балет «Петрушка».
Обобщающий урок 3 четверти
Театр музыкальной комедии.
1
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…
7
Прелюдия
1
Исповедь души
1
Революционный этюд. Мастерство исполнителя
1
В интонации спрятан человек
1
Музыкальные инструменты
1
1
Музыкальный сказочник. (Модуль)
Рассвет на Москве-реке.
Обобщающий урок 4 четверти – заключительный урок-концерт
Итого
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(40157)7-41-32

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».