РП "Родной язык (русский)", 4 класс

Правдинский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа поселка Домново»
(МБОУ «Средняя школа поселка Домново»)

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБОУ «Средняя школа поселка
Домново»
(протокол №1 от 27.08.2021)

УТВЕРЖДЕНО
приказом и.о.директора
_______________________П.А. Телятник
(приказ №222 от 27.08.2021)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»
4 КЛАСС

Программу составила:
Скрябина Н.В.
учитель начальных классов

2021

I. Планируемые результаты освоения учебного курса «Русский родной
язык»
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
 ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так
и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
 осознание роли речи в общении людей;
 понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и
чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
 устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса
развития речи;
 чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию речи;
 интерес к изучению языка;
 любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
 интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
 интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
 интерес к изучению языка;
 осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
 эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
 эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать
другим людям, сопереживать;
 чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию собственной речи.
Регулятивные:
Учащиеся научатся на доступном уровне:
 адекватно воспринимать оценку учителя;
 вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
 в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе
соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
 составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные:
Учащиеся научатся:
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
используя справочные материалы;
 моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
 использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ,
сравнение, классификацию, обобщение)
 выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
 вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную;
 пользоваться словарями, справочниками;
 строить рассуждения;
 перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);

 пользоваться
разными
ознакомительным.

видами

чтения:

изучающим,

просмотровым,

Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
 вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
 договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
 участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
 строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и
взрослыми;
 выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
 быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
 адекватно
использовать
речевые
средства
для
решения
различных
коммуникативных задач;
 владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные результаты:
Обучающиеся будут знать:
 многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, омофоны;
 изобразительно-выразительные
средства
языка:
метафоры,
сравнения,
олицетворение, эпитеты;
 стили речи: разговорный и книжный (художественный, научный), газетнопублицистический;
 особенности эпистолярного жанра;
 типы текстов;
 понятие фразеологизмов и заимствованных слов;
 основные элементы композиции текста.
Обучающиеся будут уметь:
 распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
 использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;
 понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными
темами;
 уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях
(жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
 выразительно читать небольшой текст по образцу;
 определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
 вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать,
прощаться, используя соответствующие этикетные формы;
 быть хорошим слушателем;
 определять лексическое значение слова;
 отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
 редактировать предложения;
 определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные
слова;
 сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;
 распознавать типы текстов;
 устанавливать связь основных элементов композиции текста;
 распознавать стили речи.

II. Содержание учебного предмета
Основные содержательные линии программы для 4 класса (разделы программы)
соотносятся с содержательными линиями основного курса русского языка. Программа
включает в себя следующие разделы:
Русский язык: прошлое и настоящее.
Язык в действии: слово, предложение.
Секреты речи и текста.
Содержание ориентировано на воспитание уважения к русскому языку как основе
русской культуры и литературы.
Работа с теоретическими материалами, практическими и проектными заданиями
позволяет расширить представления учащихся об отражении в русской истории,
материальной и духовной культуры русского народа, о русской языковой картине мира, о
закономерностях развития русского языка.
Особое внимание уделяется вопросам формирования речевой культуры учащихся в
современной языковой ситуации, развитию речевых умений в различных сферах общения.
Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального
общего образования.
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее.
В основу раздела положена система лингвистических понятий : традиционные
эпитеты, фразеологизмы, многозначные слова ,заимствованные слова. Работа со
словарями русского языка. Поиск родственных слов в тексте. Объяснение значений
пословиц о семье («Семья крепка ладом», «Дом согревает не печь, а любовь и согласие»).
Знакомство с диалогами-прибаутками. Нахождение и объяснение фразеологизмов в
тексте( идти гуськом, хорош гусь, как с гуся вода, гусь лапчатый). Понятие
интернациональных слов(телескоп ,микроскоп, автомобиль, автограф, термометр).
-анти- (греч.)-«против»: антивирус, антициклон, антинаучный.
-слова, называющие части тела человека (например, перст, очи, ланита, чело, выя, уста,
око, шуйца, десница );
-слова, называющие доспехи древнего русского воина (например, копье, древко, кальчуга,
шлем, науши, бармица, );
-слова, называющие старинные меры (например, аршин, сажень, пядь, локоть и т.д)
Пословицы и поговорки, фразеологизмы, в которых сохранились устаревшие слова
(например: беречь как зеницу ока, быть притчей во языцех, коломенская верста, косая
сажень в плечах, как аршин проглотил, гроша медного не стоит)
Проектное задание: «Пословицы с устаревшими словами в картинках».
Раздел 2. Язык в действии
В данном разделе изучаются формы глагола (победить, убедить, дудеть, галдеть и
др.) , синонимические конструкции (словосочетания и предложения : нора лисы- лисья
нора, сок из яблок- яблочный сок; медвежья услуга- неловкая услуга, крокодиловы слезыпритворные слезы ,львиная доля- большая доля), система современной русской
пунктуации и история знаков препинания .
Знакомство с этикетными выражениями (слова-просьбы,слова-благодарности,словаизвинения,слова-приветствия,слова-прощания). Лексическое значение слова. Прямое и
переносное значение слова.
Раздел 3. Секреты речи и текста
В данном разделе рассматриваются тема и основная мысль текста, план текста и
редактирование ,вопросы в диалоге( «На уроке русского языка», « Украшение класса к
новогоднему празднику» ). Правила диалога.
Виды пересказов. Упражнения в повествовании от первого лица и от третьего ,в
определении жанра текста и языковых средств.
Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой) .
Редактирование заданных текстов.
1.
2.
3.

III.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

8
9
10
11
12
13
14
15

16
17
Итого

Тематическое планирование
Тема урока

Русский язык: прошлое и настоящее. (5 ч)
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Вся семья вместе, так и душа на месте(Модуль)
Красное словцо не ложь.
Язык языку весть подаёт(Модуль)
Групповой проект по теме: «Словари»
Язык в действии. (2 ч)
Можно ли об одном и том же сказать по-разному?(Модуль)
Как и когда появились знаки препинания?
Правильное пунктуационное оформление текста.
Секреты речи и текста. (10 ч)
Задаем вопросы в диалоге
Изложение
Изложение
Информативная функция заголовков. Типы
заголовков(Модуль)
Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль
текста.
Учимся составлять план текста (Модуль)
Учимся пересказывать текст.
Учимся оценивать и редактировать тексты.
Составление плана текста, не разделенного на абзацы.
Редактирование предложенных и собственных текстов
(Модуль)
Пословицы, поговорки и фразеологизмы.
Итоговая контрольная работа за год.

Внутрипредметный модуль «Культура речи»
п/п

Наименование модуля

1

Вся семья вместе, так и душа на месте.

2

Язык языку весть подаёт.

3

Можно ли об одном и том же сказать по-разному?

4

Информативная функция заголовков. Типы заголовков.

5

Учимся составлять план текста

6

Составление плана текста, не разделенного на абзацы.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1

1
1
17 ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(40157)7-41-32

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».