Правдинский городской округ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа поселка Домново» (МБОУ «Средняя школа поселка Домново») СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБОУ «Средняя школа поселка Домново» (протокол №1 от 27.08.2021) УТВЕРЖДЕНО приказом и.о.директора _______________________П.А. Телятник (приказ №222 от 27.08.2021) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК» 4 КЛАСС Программу составила: Скрябина Н.В. учитель начальных классов 2021 I. Планируемые результаты освоения учебного курса «Русский родной язык» Личностные: У учащихся будут сформированы: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту); осознание роли речи в общении людей; понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи; устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи; чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи; интерес к изучению языка; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово; эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. Регулятивные: Учащиеся научатся на доступном уровне: адекватно воспринимать оценку учителя; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу; в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: Учащиеся научатся: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение); использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов; вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться словарями, справочниками; строить рассуждения; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться разными ознакомительным. видами чтения: изучающим, просмотровым, Коммуникативные: Учащиеся научатся: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. Предметные результаты: Обучающиеся будут знать: многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, омофоны; изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; стили речи: разговорный и книжный (художественный, научный), газетнопублицистический; особенности эпистолярного жанра; типы текстов; понятие фразеологизмов и заимствованных слов; основные элементы композиции текста. Обучающиеся будут уметь: распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике; использовать словарные статьи для определения лексического значения слова; понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию); выразительно читать небольшой текст по образцу; определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения; вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы; быть хорошим слушателем; определять лексическое значение слова; отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений; редактировать предложения; определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова; сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности; распознавать типы текстов; устанавливать связь основных элементов композиции текста; распознавать стили речи. II. Содержание учебного предмета Основные содержательные линии программы для 4 класса (разделы программы) соотносятся с содержательными линиями основного курса русского языка. Программа включает в себя следующие разделы: Русский язык: прошлое и настоящее. Язык в действии: слово, предложение. Секреты речи и текста. Содержание ориентировано на воспитание уважения к русскому языку как основе русской культуры и литературы. Работа с теоретическими материалами, практическими и проектными заданиями позволяет расширить представления учащихся об отражении в русской истории, материальной и духовной культуры русского народа, о русской языковой картине мира, о закономерностях развития русского языка. Особое внимание уделяется вопросам формирования речевой культуры учащихся в современной языковой ситуации, развитию речевых умений в различных сферах общения. Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее. В основу раздела положена система лингвистических понятий : традиционные эпитеты, фразеологизмы, многозначные слова ,заимствованные слова. Работа со словарями русского языка. Поиск родственных слов в тексте. Объяснение значений пословиц о семье («Семья крепка ладом», «Дом согревает не печь, а любовь и согласие»). Знакомство с диалогами-прибаутками. Нахождение и объяснение фразеологизмов в тексте( идти гуськом, хорош гусь, как с гуся вода, гусь лапчатый). Понятие интернациональных слов(телескоп ,микроскоп, автомобиль, автограф, термометр). -анти- (греч.)-«против»: антивирус, антициклон, антинаучный. -слова, называющие части тела человека (например, перст, очи, ланита, чело, выя, уста, око, шуйца, десница ); -слова, называющие доспехи древнего русского воина (например, копье, древко, кальчуга, шлем, науши, бармица, ); -слова, называющие старинные меры (например, аршин, сажень, пядь, локоть и т.д) Пословицы и поговорки, фразеологизмы, в которых сохранились устаревшие слова (например: беречь как зеницу ока, быть притчей во языцех, коломенская верста, косая сажень в плечах, как аршин проглотил, гроша медного не стоит) Проектное задание: «Пословицы с устаревшими словами в картинках». Раздел 2. Язык в действии В данном разделе изучаются формы глагола (победить, убедить, дудеть, галдеть и др.) , синонимические конструкции (словосочетания и предложения : нора лисы- лисья нора, сок из яблок- яблочный сок; медвежья услуга- неловкая услуга, крокодиловы слезыпритворные слезы ,львиная доля- большая доля), система современной русской пунктуации и история знаков препинания . Знакомство с этикетными выражениями (слова-просьбы,слова-благодарности,словаизвинения,слова-приветствия,слова-прощания). Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова. Раздел 3. Секреты речи и текста В данном разделе рассматриваются тема и основная мысль текста, план текста и редактирование ,вопросы в диалоге( «На уроке русского языка», « Украшение класса к новогоднему празднику» ). Правила диалога. Виды пересказов. Упражнения в повествовании от первого лица и от третьего ,в определении жанра текста и языковых средств. Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой) . Редактирование заданных текстов. 1. 2. 3. III. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Итого Тематическое планирование Тема урока Русский язык: прошлое и настоящее. (5 ч) Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Вся семья вместе, так и душа на месте(Модуль) Красное словцо не ложь. Язык языку весть подаёт(Модуль) Групповой проект по теме: «Словари» Язык в действии. (2 ч) Можно ли об одном и том же сказать по-разному?(Модуль) Как и когда появились знаки препинания? Правильное пунктуационное оформление текста. Секреты речи и текста. (10 ч) Задаем вопросы в диалоге Изложение Изложение Информативная функция заголовков. Типы заголовков(Модуль) Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста. Учимся составлять план текста (Модуль) Учимся пересказывать текст. Учимся оценивать и редактировать тексты. Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Редактирование предложенных и собственных текстов (Модуль) Пословицы, поговорки и фразеологизмы. Итоговая контрольная работа за год. Внутрипредметный модуль «Культура речи» п/п Наименование модуля 1 Вся семья вместе, так и душа на месте. 2 Язык языку весть подаёт. 3 Можно ли об одном и том же сказать по-разному? 4 Информативная функция заголовков. Типы заголовков. 5 Учимся составлять план текста 6 Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 ч