РП внеурочной деятельности "Внеурочные занятия по физике", 9 класс

Правдинский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа поселка Домново»
(МБОУ «Средняя школа поселка Домново»)

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБОУ «Средняя школа поселка
Домново»
(протокол №1 от 27.08.2021)

УТВЕРЖДЕНО
приказом и.о.директора
_______________________П.А. Телятник
(приказ №222 от 27.08.2021)

Рабочая программа «Внеурочные занятия по физике»
9 класс

Домново
2021




























Планируемые результаты
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры содержания курса физики в основной школе определяются
спецификой физики как науки.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы
познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения
физики, проявляются:
в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
в ценности физических методов исследования живой и неживой природы;
в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного
стремления к Истине.
В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная
деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса физики
могут рассматриваться как формирование:
уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
понимания необходимости эффективного и безопасного использования различных
технических устройств;
потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в
повседневной жизни;
сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.
Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей,
основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные
ориентациинаправлены на воспитание у учащихся:
правильного использования физической терминологии и символики;
потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
В результате изучения физики в 9 классе ученик будет:
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое
поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа,
мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного
действия;
смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и
механической энергии.
уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение,
равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны,
электромагнитную индукцию;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения
физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков, и выявлять на
этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения
пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от
длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и жесткости пружины;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы
(Си);
приводить примеры практического использования физических знаний о
механических, электромагнитных и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;



























осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с
использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научнопопулярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и
представление в различных формах (словесно, с помощью графиков, математических
символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни: для обеспечения безопасности в процессе использования
транспортных средств, рационального применения простых механизмов; оценки
безопасности радиационного фона.
Результаты освоения курса физики
Личностные результаты:
сформирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого
общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу
общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно
ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и
изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной
деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей
деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения,
теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными
действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной
проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или
явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в
словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать
полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное
содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и
излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с
использованием различных источников и новых информационных технологий для
решения поставленных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право
другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими
методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных релей,
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты:
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание
смысла физических законов. Раскрывающих связь изученных явлений;












умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить
наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты
измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул,
обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные
результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические
задачи на применение полученных знаний;
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия
важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни,
обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны
окружающей среды;
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в
объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и
духовной культуры людей;
развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать
факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать
и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных
фактов и теоретических моделей физические законы;
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в
дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и
другие источники информации.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (34 часа)
Механика
Основы кинематики
Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Материальная
точка как модель физического тела. Траектория. Путь и перемещение. Физические
величины, необходимые для описания движения и взаимосвязь между ними (путь,
перемещение, скорость, ускорение, время движения).
Скорость – векторная величина. Модуль вектора скорости.
Равномерное прямолинейное движение. Относительность механического движения.
Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.
Ускорение – векторная величина. Равноускоренное прямолинейное движение. Графики
зависимости пути и модуля скорости равноускоренного прямолинейного движения от
времени движения.
Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное
ускорение. Ускорение свободного падения.
Основы динамики
Инерция. Инертность тел.Первый закон Ньютона. Инерциальная система отсчета. Масса –
скалярная величина. Сила – векторная величина. Второй закон Ньютона. Сложение сил.
Третий закон Ньютона.
Свободное падение тел.
Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Движение
искусственных спутников. Расчет первой космической скорости.
Сила упругости. Закон Гука.
Вес тела, движущегося с ускорением по вертикали. Невесомость и перегрузки.
Сила трения.
Законы сохранения в механике
Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Устройство ракеты.Значение работ К.Э. Циолковского для космонавтики. Достижения в
освоениикосмического пространства.

Механические колебания и волны
Механические колебания. Свободные колебания. Амплитуда, период, частота, фаза
колебаний.
Математический маятник. Формула периода колебаний математического маятника.
Колебания груза на пружине. Формула периода колебаний пружинного маятника.
Превращение энергии при колебательном движении. Вынужденные колебания. Резонанс.
Распространение колебаний в упругих средах. Механические волны в однородных
средах.Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью
ее распространения и периодом (частотой).
Звуковые волны. Звук как механическая волна. Скорость звука. Громкость и высота звука.
Эхо. Акустический резонанс. Ультразвук и его применение.
Электромагнитные явления
Напряженность электрического поля. Действие электрического поля на электрические
заряды. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.
Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. Магнитное поле
тока.Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.
Правило левой руки. Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся
заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца. Электроизмерительные приборы.
Явление электромагнитной индукция. Опыты Фарадея. Магнитный поток.
Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Переменный
ток.Электрогенератор. Трансформатор.
Преобразование электроэнергии в электрогенераторах. Передача электрической энергии
на расстояние. Экологические проблемы, связанные с тепловыми
и гидроэлектростанциями.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны и их свойства. Скорость
распространения электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения. Влияние
электромагнитных излучений на живые организмы.
Свет – электромагнитная волна. Закон преломления света. Дисперсия
света.Интерференция и дифракция света.
Строение атома и атомного ядра
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета - и гаммаизлучения. Период полураспада.
Строение атомов. Планетарная модель атома. Квантовый характер поглощения и
испускания света атомами. Линейчатые спектры. Опыты Резерфорда.
Радиоактивные превращения атомных ядер. Состав атомного ядра. Протон, нейтрон и
электрон. Зарядовое, массовое числа.
Закон Эйнштейна о пропорциональности массы и энергии. Дефект масс и энергия связи
атомных ядер.
Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при
ядерных реакциях.
Энергия связи частиц в ядре. Выделение энергии при делении и синтезе ядер.
Источники энергии Солнца и звезд. Излучение звезд.
Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Методы наблюдения и
регистрации частиц в ядерной физике. Дозиметрия.
Строение и эволюция Вселенной
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Физическая природа небесных тел
Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и
звезд. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной. Гипотеза Большого взрыва.
Обобщающее повторение.
Тематическое планирование 9 класс

№ п/п

Тема учебного занятия

1
2

Решение задач «Нахождение проекции векторов»
Перемещение при прямолинейном равномерном
движении. Графики равномерного прямолинейного
движения
Решение задач на тему: «Равномерное прямолинейное
движение»
Графики зависимости скорости и ускорения от времени
равноускоренного прямолинейного движения
Решение задач на тему: «Расчет ускорения, скорости,
пути при равноускоренном движении»
Решение задач на тему: «Равноускоренное движение»
Решение задач на тему: «Равноускоренное движение»
Решение задач на тему: «Второй закон Ньютона»
Решение задач на тему: «Второй закон Ньютона»
Решение задач на тему: «Третий закон Ньютона»
Решение задач «Законы Ньютона»
Сила упругости. Закон Гука. Сила трения.Решение
задач.
Сила упругости. Закон Гука. Сила трения.Решение
задач.
Решение задач «Свободное падение тел».
Закон всемирного тяготения. Сила тяжести и ускорение
свободного падения. Решение задач.
Вес тела, движущегося по вертикали вверх. Невесомость
и перегрузка. Решение задач.
Решение задач «Движение по окружности»
Решение задач на тему: «Импульс. Закон сохранения
импульса»
Решение задач на тему: «Закон сохранения энергии»
Решение задач на тему: «Закон сохранения энергии»
Решение задач «Законы динамики»
Решение задач «Законы динамики»
Решение задач на тему: «Гармонические колебания»
Решение задач на применение формул периода
пружинного и математического маятников
Решение задач «Колебания и волны»
Решение задач по теме: «Колебания и волны»
Магнитное поле тока. Направление тока и направление
линий его магнитного поля.Правило буравчика.Решение
задач.
Решение задач на тему: « Сила Ампера и сила Лоренца»
Решение задач «Вектор магнитной индукции».
Решение задач на тему: «Электромагнитное поле»
Решение задач на тему: «Радиоактивные превращения
атомных ядер»
Решение задач на тему: «Открытие протона и нейтрона.
Состав атомного ядра»
Решение задач «Расчет энергии связи»
Обобщение и повторение материала, изученного за год.

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

28
29
30
31
32
33
34

Количество
часов
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

Примечание

Приложение

Тема:
1. Законы взаимодействия и движения
тел
2. Механические колебания и волны
3. Электромагнитное поле
4. Строение атома и атомного ядра.
Исследование энергии атомных ядер
5. Строение и эволюция Вселенной
6. Итог и контроль
Всего

Учебно – тематический план
всего
Внутрипредметный
модуль «Решение задач»
34
34

34

34

Формы контроля
фронтальный


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(40157)7-41-32

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».