РП "География", 7 класс

Правдинский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа поселка Домново»
(МБОУ «Средняя школа поселка Домново»)
УТВЕРЖДЕНО
приказом и.о.директора

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБОУ «Средняя школа поселка
Домново»
(протокол №1 от 27.08.2021)

_______________________П.А. Телятник
(приказ №222 от 27.08.2021)

Рабочая программа по географии
7 класс

Домново
2021

1

1.Планируемые результаты освоения географии.
Ученик научится:
*
выбирать
источники
географической
информации
(картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных),
адекватные решаемым задачам;
*
ориентироваться в источниках географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео - и фото изображения, компьютерные базы данных):
находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и
количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и
явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и
другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую
географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
*
представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика,
географического описания) географическую информацию, необходимую для решения
учебных и практико-ориентированных задач;
использовать различные источники географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео и фотоизображения, компьютерные базы данных) для
решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических
зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа,
обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических
явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет
количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и
процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений,
основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
*
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать
географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и
проводить их простейшую классификацию;
*
использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях
между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их
свойств, условий протекания и различий;
*
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов
природы в разных географических условиях с очки зрения концепции устойчивого развития;
*
различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические
процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных
регионов и стран;
*
использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными
демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практикоориентированных задач;
*
описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
*
различать географические процессы и явления, определяющие особенности
природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
*
устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения,
материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к
разным природным условиям;
*
объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
*
приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий.
Ученик получит возможность научиться:
*
*

создавать простейшие географические карты различного содержания;
моделировать географические объекты и явления;
2

*
работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками
географической информации;
*
подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о
современных исследованиях Земли;
*
ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
*
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей
среде;
*
приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении
социально-экономических и геоэкологических проблем человечества;
примеры практического использования географических знаний в различных областях
деятельности;
*
воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в
научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
*
составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и
закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
*
сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих
глобальных изменений климата;
*
оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений
климата для отдельных регионов и стран;
*
объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных
территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;
*
оценивать возможные в будущем изменения географического положения России,
обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими
изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;
*
давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени,
оценивать границы с точки зрения их доступности;
*
делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате
изменения их компонентов;
*
наносить на контурные карты основные формы рельефа.
Личностными результатами изучения предмета «География» являются следующие:
Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка культуры своего
народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных
ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед
Родиной. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному,
языковому и духовному многообразию.

2.Содержание учебного предмета
Введение (2часа). Географическое образование в основной школе должно обеспечить
формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний
в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социальноэкономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей
среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности. Это позволяет реализовать
заложенную в образовательных стандартах метапредметную направленность в обучении
географии. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических
3

и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить
наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с
объективными реалиями жизни.
Главные особенности природы Земли (14час).
Население Земли (3час).
Океаны и материки (49час). Африка (12 час.) Географическое положение Африки и
история исследования. Рельеф и полезные ископаемые. Климат и внутренние воды.
Характеристика и оценка климата отдельных территорий Африки для жизни людей.
Природные зоны Африки. Эндемики. Определение причин природного разнообразия
материка. Население Африки, политическая карта.
Особенности стран Северной Африки (регион высоких гор, сурового климата, пустынь и
оазисов, а также родина древних цивилизаций, современный район добычи нефти и газа).
Особенности стран Западной и Центральной Африки (регион саванн и непроходимых гилей,
с развитой охотой на диких животных, эксплуатация местного населения на плантациях и
при добыче полезных ископаемых).
Особенности стран Восточной Африки (регион вулканов и разломов, национальных парков,
центр происхождения культурных растений и древних государств).
Особенности стран Южной Африки (регион гор причудливой формы и пустынь, с развитой
мировой добычей алмазов и самой богатой страной континента (ЮАР)).
Австралия и Океания (5час). Географическое положение, история исследования,
особенности природы материка. Эндемики.
Австралийский Союз (географический уникум — страна-материк; самый маленький
материк, но одна из крупнейших по территории стран мира; выделение особого культурного
типа австралийско-новозеландского города, отсутствие соседства отсталых и развитых
территорий, слабо связанных друг с другом; высокоразвитая экономика страны основывается
на своих ресурсах).
Океания (уникальное природное образование — крупнейшее в мире скопление островов;
специфические особенности трех островных групп: Меланезия — «черные острова» (так как
проживающие здесь папуасы и меланезийцы имеют более темную кожу по сравнению с
другими жителями Океании), Микронезия и Полинезия — «маленькие» и «многочисленные
острова»).
Южная Америка (8час). Географическое положение, история исследования и особенности
рельефа материка. Климат и внутренние воды. Южная Америка — самый влажный материк.
Природные зоны. Высотная поясность Анд. Эндемики. Изменение природы. Население
Южной Америки (влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного
населения).
Страны востока и запада материка (особенности образа жизни населения и хозяйственной
деятельности).
Антарктида (1час). Антарктида — уникальный материк на Земле (самый холодный и
удаленный, с шельфовыми ледниками и антарктическими оазисами). Освоение человеком
Антарктиды. Цели международных исследований материка в 20-21 веке. Современные
исследования и разработки в Антарктиде.
Северные материки. Особенности северных материков Земли.
Северная Америка (8час). Географическое положение, история открытия и исследования
Северной Америки (Новый Свет). Особенности рельефа и полезные ископаемые. Климат,
внутренние воды. Природные зоны. Меридиональное расположение природных зон на
территории Северной Америки. Изменения природы под влиянием деятельности человека .
Эндемики. Особенности природы материка. Особенности населения (коренное население и
потомки переселенцев).
Характеристика двух стран материка: Канады и Мексики. Описание США — как одной из
ведущих стран современного мира.
4

Евразия (11час). Географическое положение, история исследования материка. Рельеф и
полезные ископаемые Евразии. Климатические особенности материка. Влияние климата на
хозяйственную деятельность людей. Реки, озера материка. Многолетняя мерзлота,
современное оледенение. Природные зоны материка. Эндемики.
Зарубежная Европа. Страны Северной Европы (население, образ жизни и культура региона,
влияние моря и теплого течения на жизнь и хозяйственную деятельность людей).
Страны Средней Европы (население, образ жизни и культура региона, высокое развитие
стран региона, один из главных центров мировой экономики).
Страны Восточной Европы (население, образ жизни и культура региона, благоприятные
условия для
развития хозяйства, поставщики сырья, сельскохозяйственной продукции
и продовольствия в более развитые европейские страны).
Страны Южной Европы (население, образ жизни и культура региона, влияние южного
прибрежного положения на жизнь и хозяйственную деятельность людей (международный
туризм, экспорт субтропических культур (цитрусовых, маслин), продуктов их переработки
(оливковое масло, консервы, соки), вывоз продукции легкой промышленности (одежды,
обуви).
Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии (особенности положения региона (на границе
трех частей света), население, образ жизни и культура региона (центр возникновения двух
мировых религий), специфичность природных условий и ресурсов и их отражение на жизни
людей (наличие пустынь, оазисов, нефти и газа), горячая точка планеты).
Страны Центральной Азии (влияние большой площади территории, имеющей различные
природные условия, на население (его неоднородность), образ жизни (постсоветское
экономическое наследие, сложная политическая ситуация) и культуру региона).
Страны Восточной Азии (население (большая численность населения), образ жизни
(влияние колониального и полуколониального прошлого, глубоких феодальных корней,
периода длительной самоизоляции Японии и Китая) и культура региона (многообразие и
тесное переплетение религий: даосизм и конфуцианство, буддизм и ламаизм, синтоизм,
католицизм).
Страны Южной Азии (влияние рельефа н а расселение людей (концентрация населения в
плодородных речных долинах), население (большая численность и «молодость»), образ
жизни (распространение сельского образа жизни (даже в городах) и культура региона (центр
возникновения древних религий — буддизма и индуизма; одна из самых «бедных и
голодных территорий мира»).
Страны Юго-Восточной Азии (использование выгодности положения в развитии стран
региона (например, в Сингапуре расположены одни из самых крупных аэропортов и портов
мира), население (главный о чаг мировой эмиграции), образ жизни (характерны резкие
различия в уровне жизни населения — от минимального в Мьянме до самого высокого в
Сингапуре) и культура региона (влияние соседей на регион — двух мощных центров
цивилизаций — Индии и Китая).
Географическая оболочка – наш общий дом (2час).
Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей.
Степень воздействия человека на природу на разных материках. Необходимость
международного сотрудничества в использовании природы и ее охраны. Развитие
природоохранной деятельности на современном этапе (Международный союз охраны
природы, Международная Гидрографическая Организация, ЮНЕСКО и др.).

3.Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы.
7 класс
5

ЧАС.

ПРИМЕЧАНИЕ

(тесты,
практические
работы, проекты)

ТЕМА УРОКА

1.Как люди открывали и изучали Землю

1

2.Источники географической информации

1

3.Происхождение материков и океанов (модуль)
4.Рельеф Земли
5.Распределение температуры воздуха.
6.Распределение осадков на Земле. Воздушные массы
7.Климатические пояса Земли (модуль)
8.Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений
9. Повторение за предыдущий курс
10. Входящая административная контрольная работа.
11. Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой
и сушей (модуль)
12.Строение и свойства географической оболочки
13.Природные комплексы суши и океана
14.Природная зональность (модуль)
15.Обобщение темы «Главные особенности природы
Земли»
16.Тестирование по теме «Главные особенности
природы Земли»
17.Численность населения Земли. Размещение населения

1
1
1
1
1
1
1

Пр.р.№1«Определение по картам и
глобусу расстояний
между точками
в градусной мере и
километрах»

Тестирование за
предыдущий курс

1
1
1
1
1

Тестирование

1

П.р.№2
«Определение и
сравнение
плотности
населения в
различных частях
мира»

18.Народы и религии мира
19.Хозяйственная деятельность людей. Городское и
сельское население
20.Тихий океан. Индийский океан (модуль)
21.Атлантический океан. Северный Ледовитый океан
22.Общие особенности природы южных материков
23.Особенности географического положения Африки.
Исследования Африки (модуль)

6

1
1
1
1
1

Пр.р.№3
«Определение
географических
координат крайних
точек, протяженности
материка с севера на
юг в градусной мере и
километрах»

24.Рельеф и полезные ископаемые
25.Климат. Внутренние воды (модуль)

1
1

26.Природные зоны (модуль)
27.Влияние человека на природу. Заповедники и
национальные парки
28.Африка - прародина человека (модуль)
29.Страны Северной Африки. Алжир. Страны Западной и
Центральной Африки. Нигерия. Эфиопия.

1
1

30. Повторение темы «Главные особенности природы
Земли. Население Земли. Океаны. Африка»
31. Контрольная работа за 1 полугодие. Тестирование
по теме «Главные особенности природы Земли.
Население Земли. Океаны. Африка»
32.Составление карты «Влияние климата на жилища
людей в разных частях Африки». Работа над проектом.
33.Защита проекта «Влияние климата на жилища
людей в разных частях Африки»
34. Страны Южной Африки. Южно-Африканская
Республика
35.Географическое положение Австралии. История
открытия. Рельеф и полезные ископаемые

1

36.Климат Австралии. Внутренние воды.
37. Природные зоны Австралии. Своеобразие
органического мира (модуль)
38.Австралийский Союз. Океания.

1

39.Океания. Природа, население и страны
40.Географическое положение Южной Америки

1
1

41.Рельеф и полезные ископаемые (модуль)
42.Климат. Внутренние воды

1
1

43.Природные зоны (модуль)
44.Население
45.Страны востока материка. Бразилия
46. Страны Анд. Перу (модуль)
47.Обобщение темы «Австралия. Южная Америка».
Тестирование по теме «Австралия. Южная Америка»
48.Антарктида. Географическое положение. Открытие и

1
1
1

7

1
1

Пр.р.№4 «Анализ
климатограмм
материка»

Пр.р.№5 « Описание
одной из африканских
стран по плану»

1

Тестирование

1

Работа над
проектом

1
1
1

Пр.р.№6
«Обозначение на к/к
особенностей
географического
положения
Австралии»

1

1
1

Пр.р.№7
«Определение черт
сходства и различий
географического
положения Африки и
Южной Америки»
Пр.р.№8 «Описание
крупных речных
систем Южной
Америки»

Тестирование

исследование Антарктиды. Природа (модуль)
49.Общие особенности природы северных материков
50.Северная Америка. Географическое положение. Из
истории открытия и исследования материка
51.Рельеф и полезные ископаемые (модуль)
52.Климат. Внутренние воды

1
1
1
1

53.Природные зоны. Население (модуль)
54.Канада
55.Соединённые Штаты Америки (модуль)
56.Средняя Америка. Мексика
57.Обобщение темы «Северная Америка». Тестирование
по теме «Северная Америка»
58.Евразия. Географическое положение. Исследование
Центральной Азии

1
1
1
1
1

59.Особенности рельефа, его развитие
60.Климат. Внутренние воды

1
1

61.Расположение природных зон (модуль)
62.Народы и страны Евразии. Страны Северной Европы
63.Страны Западной Европы. Великобритания
64.Франция. Германия – высокоразвитые государства
Зарубежной Европы (модуль)
65.Страны Восточной Европы. Страны Южной Европы.
Италия
Страны Юго-Западной Азии. Страны Центральной Азии

1
1
1
1

66. Страны Восточной Азии. Общая характеристика
региона. Китай. Япония (модуль)
67. Южной Азии – один из самых густонаселённых
районов. Индия. Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия
(модуль)
68.Промежуточная аттестация. Защита проекта
«Составление карты «Памятники Всемирного
природного и культурного наследия. Евразия»
69. Закономерности географической оболочки.
70. Взаимодействие природы и общества

1

8

1

1

Пр.р.№9 «Сравнение
климата отдельных
частей материка,
расположенных в
одном климатическом
поясе»

Тестирование
Пр.р.№10
«Обозначение на к/к
крайних точек
материка,
определение их
географических
координат»
Пр.р.№11
«Определение типов
климата Евразии по
климатограммам»

Пр.р.№12
«Составление по
картам и другим
источникам описания
одной из стран
Зарубежной Европы и
одной из стран
Зарубежной Азии»

1

1

1
1

Защита проекта

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(40157)7-41-32

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».