РП "География", 9 класс

Правдинский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа поселка Домново»
(МБОУ «Средняя школа поселка Домново»)
УТВЕРЖДЕНО
приказом и.о.директора

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБОУ «Средняя школа поселка
Домново»
(протокол №1 от 27.08.2021)

_______________________П.А. Телятник
(приказ №222 от 27.08.2021)

Рабочая программа по географии
9 класс

Домново
2021

1

1.Планируемые результаты освоения географии
Выпускник должен знать/уметь:
*
выбирать
источники
географической
информации
(картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных),
адекватные решаемым задачам;
*
ориентироваться в источниках географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео - и фото изображения, компьютерные базы данных):
находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и
количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и
явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и
другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую
географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
*
представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика,
географического описания) географическую информацию, необходимую для решения
учебных и практико-ориентированных задач;
*
использовать
различные
источники
географической
информации
(картографические, статистические, текстовые, видео и фотоизображения, компьютерные
базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач:
выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов
наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации
объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и
географических различий); расчет
количественных
показателей,
характеризующих географические объекты, явления
и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений,
основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
*
проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха,
атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты,
направления и скорости течения водных потоков;
*
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать
географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и
проводить их простейшую классификацию;
*
использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях
между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их
свойств, условий протекания и различий;
*
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов
природы в разных географических условиях с очки зрения концепции устойчивого развития;
*
различать (распознавать, приводить
примеры)
изученные
демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения
Земли и отдельных регионов и стран;
*
использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными
демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практикоориентированных зада
*
различать географические процессы и явления, определяющие особенности
природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
*
устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения,
материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к
разным природным условиям;
*
объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
*
приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий;
2

*
различать принципы выделения и устанавливать соотношения между
государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
*
оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей
на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
*
использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения
практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в
контексте реальной жизни;
*
различать географические процессы и явления, определяющие особенности
природы России и ее отдельных регионов;
*
оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах
отдельных территорий России;
*
объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
*
оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных
территорий России;
*
использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных
территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной
жизни;
*
различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и
явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов;
факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру,
особенности размещения населения по территории страны, географические различия в
уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
*
использовать знания о естественном и механическом движении населения,
половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом
и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в
контексте реальной жизни;
*
находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях
повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и
социальных процессов или закономерностей;
*
различать
(распознавать)
показатели,
характеризующие
отраслевую;
функциональную и территориальную структуру хозяйства России;
*
использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения
отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и
территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на
размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
*
объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных
регионов России;
*
сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов
России;
*
сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности
жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
*
уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта,
использовать компас для определения азимута;
*
описывать погоду своей местности;
*
объяснять расовые отличия разных народов мира;
*
давать характеристику рельефа своей местности;
*
уметь выделять в записках путешественников географические особенности
территории
*
приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи
для решения учебных и практических задач по географии;
• оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
3

Личностными результатами изучения предмета «География» являются следующие:
1. Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения
к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,
знание языка культуры своего народа, своего края, общемирового культурного
наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства долга перед Родиной.
2. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному,
языковому и духовному многообразию.
3. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
выбору профессионального образования на основе информации о существующих
профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению
траектории с учетом устойчивых познавательных интересов.
4. Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие
навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными
инструментами и техническими средствами информационных технологий.
5. Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере,
гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям
народов России и мира.
6. Освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных
институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а
также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического
мышления; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах
возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей.
7. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
8. Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской творческой и других видах деятельности.
9. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.
10. Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни
во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде.
11. Осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
12. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
4

2.Содержание учебного предмета
Место России в мире (6час)
Политико-государственное устройство. Географическое положение и границы России.
Государственная территория России.
Население Российской Федерации (6час)
Исторические особенности заселения и освоения территории России. Численность и
естественный прирост населения. Национальный состав населения России. Миграции
населения. Расселение населения.
Географические особенности экономики России (2час)
География основных типов экономики на территории России. Россия в современной мировой
экономике. Перспективы развития России.
Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (22 час)
Сельское хозяйство. Отраслевой состав сельского хозяйства. Растениеводство.
Животноводство. Отраслевой состав животноводства. География животноводства.
Агропромышленный комплекс. Состав АПК. Пищевая и легкая промышленность. Лесной
комплекс. Состав комплекса. Основные места лесозаготовок. Целлюлозно-бумажная
промышленность. Топливно-энергетический комплекс. Топливно-энергетический комплекс.
Угольная промышленность. Нефтяная и газовая промышленность. Электроэнергетика. Типы
электростанций. Особенности размещения электростанция. Единая энергосистема страны.
Перспективы развития. Металлургический комплекс. Черная и цветная металлургия.
Особенности
размещения.
Проблемы
и
перспективы
развития
отрасли.
Машиностроительный комплекс. Специализация. Кооперирование. Связи с другими
отраслями. Особенности размещения. ВПК. Отраслевые особенности военнопромышленного комплекса. Химическая промышленность. Состав отрасли. Особенности
размещения. Перспективы развития. Транспорт. Виды транспорта. Значение для хозяйства.
Транспортная сеть. Проблемы транспортного комплекса. Информационная инфраструктура.
Информация и общество в современном мире. Типы телекоммуникационных сетей. Сфера
обслуживания. Рекреационное хозяйство. Территориальное (географическое) разделение
труда.
Хозяйство своей местности.
Особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства
своего региона. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация
района. География важнейших отраслей хозяйства своей местности.
Районирование России. Общественная география крупных регионов (2час)
Районы России (21 час)
Европейская часть России. Центральная Россия: особенности формирования территории,
ЭГП, природно-ресурсный потенциал, особенности населения, географический фактор в
расселении, народные промыслы. Этапы развития хозяйства Центрального района.
Хозяйство Центрального района. Специализация хозяйства. География важнейших отраслей
хозяйства.
Города Центрального района. Древние города, промышленные и научные центры.
Функциональное значение городов. Москва — столица Российской Федерации.
Центрально-Черноземный район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал,
население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства,
специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Волго-Вятский район: особенности Э ГП, природно-ресурсный
потенциал, население и
характеристика хозяйства. Особенности
территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших
отраслей хозяйства.
5

Северо-Западный район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население,
древние города района и характеристика хозяйства. Особенности территориальной
структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Калининградская область: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и
характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство района. Особенности территориальной
структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.
Моря Атлантического океана, омывающие Россию: транспортное значение, ресурсы.
Европейский Север: история освоения, особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал,
население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства,
специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Поволжье: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика
хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района.
География важнейших отраслей хозяйства.
Крым: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика
хозяйства. Рекреационное хозяйство. Особенности территориальной структуры хозяйства,
специализация. География важнейших отраслей хозяйства.
Северный Кавказ: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и
характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство. Особенности территориальной
структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.
Южные моря России: транспортное значение, ресурсы.
Уральский район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы освоения,
население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства,
специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Азиатская часть России.
Западная Сибирь: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы и проблемы
освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры
хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Моря Северного Ледовитого океана: транспортное значение, ресурсы.
Восточная Сибирь: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы и проблемы
освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры
хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Моря Тихого океана: транспортное значение, ресурсы.
Дальний Восток: формирование территории, этапы и проблемы освоения, особенности ЭГП,
природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности
территориальной структуры хозяйства, специализация района. Роль территории Дальнего
Востока в социально-экономическом развитии РФ. География важнейших отраслей
хозяйства.
2 и 3 разделы увеличены на 3 часа за счёт резервного времени. На изучение
регионального компонента Калининградской области, взято 10 часов за счёт резервного
времени. Используется учебник: В.В.Орлёнок, Г.М.Фёдоров. Региональная география
России. Калининградская область. Калининград. 2010 г. Нумерация практических работ,
обязательных для выполнения, дана в соответствии с очерёдностью их выполнения.
География Калининградской области (6 час)
Особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства
своего региона. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация
района. География важнейших отраслей хозяйства своей местности.
усмотрению учителя - как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой
предмета.

6

3.Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
ЧАС

ТЕМА УРОКА

проект

Практические работы
тесты

1.Государственная территория и государственные
границы России.
2.Географическое положение России
3.Оценка географического положения России
4.Административно-территориальное деление России

1
1
1
1

Пр.р.№1 «Обозначение
на к/к границ России,
пограничных
государств»

5.Повторение за предыдущий курс
6.Входящая административная контрольная
работа
7. Исторические особенности заселения и освоения
территории России
8.Динамика численности населения России
9.Половой и возрастной состав населения
10.Народы, языки и религии России

1
1

Тестирование за
предыдущий курс

11.Городское и сельское население России.
Человеческий капитал и трудовые ресурсы России

1

12.Миграции населения.
13.Размещение населения России
14.Обобщение темы «Население России»
15.Тестирование по теме «Население России»
16.Что такое хозяйство страны и как его изучают
географы
17.Научный комплекс
18.Роль, значение и проблемы развития
машиностроения
19.Факторы размещения машиностроения
20.География машиностроения

1
1
1
1
1

21.Роль, значение и проблемы ТЭК
22.Топливная промышленность
23.Практическая работа №5

1
1
1

7

1
1
1
1
1

Пр.р.№2 «Обозначение
на контурной карте
республик, автономных
округов и автономной
области, входящих в
состав РФ»
Пр.р.№3 «Определение
плотности населения,
доли городского и
сельского населения.
Сопоставление со
средними показателями
по стране"

Тестирование

1
1
1
1

Пр.р.№4 «Определение
по картам
закономерностей
размещения отраслей
наукоемкого,
трудоемкого и
металлоемкого
машиностроения»

Пр.р.№5«Составление
характеристики одного
из угольных бассейнов

по картам и
статистическим
материалам»

24.Электроэнергетика

1
1

25.Состав и значение конструкционных комплексов
26.Металлургический комплекс
27.Факторы размещения предприятий
металлургического комплекса. Чёрная металлургия

1
1
1

28.Цветная металлургия
29.Химико-лесной комплекс. Химическая
промышленность
30.Факторы размещения предприятий химической
промышленности. Лесная промышленность
31.Обобщение темы «Общая характеристика
населения и хозяйства России»
32.Контрольная работа за 1 полугодие по теме
«Общая характеристика населения и хозяйства
России»
33.Состав и значение АПК.
34.Земледелие и животноводство

1
1

35.Пищевая и лёгкая промышленность
36.Состав инфраструктурного комплекса. Роль
транспорта
37.Железнодорожный и автомобильный транспорт
38.Водный и другие виды транспорта. Связь. Сфера
обслуживания
39.Составление карты «Строящиеся
промышленные объекты России»
40.Районирование России. Географические районы и
географическое разделение труда

1
1

Пр.р.№6
«Характеристика
металлургической базы
страны»

1
1
1

Тестирование

1

Пр.р.№7 «Определение
по картам и
статистическим
материалам основных
районов выращивания
зерновых и технических
культур, главных
районов
животноводства»

1
1

Защита проекта

1
1

41.Западный макрорегион - Европейская Россия

1

42.Центральная Россия. Географическое положение,
природные условия и ресурсы (модуль)

1

43.Население и хозяйство (модуль)
44.Районы Центральной России.
Москва и Московский столичный регион (модуль)

1
1

8

Пр.р.№8 «Изучение и
характеристика
внешних
территориально-

производственных
связей Центральной
России»

45.Географические особенности областей Центрального
района (модуль)
46.Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмный районы
(модуль)
47.Европейский Северо-Запад. Географическое
положение, природные условия и ресурсы (модуль)
48.Европейский Север. Географическое положение,
природные условия и ресурсы (модуль)
49.Население и хозяйство (модуль)

1

50.Европейский Юг - Северный Кавказ и Крым.
Географическое положение, природные условия и
ресурсы (модуль)
51.Население. Хозяйство (модуль)

1

52.Поволжье. Географическое положение, природные
условия и ресурсы (модуль)
53.Население (модуль)
54.Хозяйство (модуль)

1

55.Урал. Географическое положение, природные условия
и ресурсы (модуль)
56.Население. Хозяйство (модуль)

1

57.Восточный макрорегион – азиатская Россия. Общая
характеристика
58.Западная Сибирь. Географическое положение.
Население. Хозяйство. (модуль)
59.Восточная Сибирь. Географическое положение.
Население. Хозяйство (модуль)

9

1
1
1
1

1

1
1

Пр.р.№9 «Определение
обеспеченности
Европейского Севера
природными ресурсами.
Прогноз о возможном
развитии отраслей
хозяйства»

Пр.р.№10 « Выявление
и анализ условий для
развития
рекреационного
хозяйства на Северном
Кавказе»

Пр.р.№11
«Определение факторов
развития и сравнение
специализации пищевой
промышленности
Европейского Юга и
Поволжья»

1
1
1
1
1

Пр.р.№12
«Сравнительная
характеристика
хозяйства Западной и

Восточной Сибири»

60.Дальний Восток. Географическое положение.
Население. Хозяйство (модуль)
61.Обобщение темы «Особенности географических
районов России» (модуль)
62.Итоговая контрольная работа по теме
«Особенности географических районов России»
63.Определение особенностей ЭГП Калининградской
области (модуль)

1

64.Население и хозяйственное освоение. Городское и
сельское население

1

65.Особенности развития хозяйства области.
Промышленность. Особенности транспорта. АПК
региона

1

1
1

Итоговое
тестирование

1

Пр.р.№13
«Хозяйственная оценка
природных ресурсов
Калининградской
области»

1

66. Социально-экономические проблемы региона
(модуль)

1

67.Промежуточная аттестация. Составление карты
«Рекреационное хозяйство моей местности»
68. О чём говорят географические названия
Калининградской области?

1

10

1

Пр.р.№14
«Составление
картосхемы внешних
экономических связей
Калининградской
области»

Защита проекта


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(40157)7-41-32

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».