Правдинский городской округ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа поселка Домново» (МБОУ «Средняя школа поселка Домново») УТВЕРЖДЕНО приказом и.о.директора СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБОУ «Средняя школа поселка Домново» (протокол №1 от 27.08.2021) _______________________П.А. Телятник (приказ №222 от 27.08.2021) Рабочая программа по географии 11 класс Домново 2021 1 1. Планируемые результаты освоения географии на базовом уровне В результате изучения географии на базовом уровне выпускник 11 класса должен знать/понимать: * основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований; * особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации; * географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально - экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества; -особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда; Ученик должен уметь: * определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; * оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; * применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов; * составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия; - сопоставлять географические карты различной тематики; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: * выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций; * нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития; * понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения. Личностными результатами изучения предмета «География» являются следующие: 1. Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных 2 ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной. 2. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию. 3. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профессионального образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению траектории с учетом устойчивых познавательных интересов. 4. Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий. 5. Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира. 6. Освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей. 7. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. 8. Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской творческой и других видах деятельности. 9. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей. 10. Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. 11. Осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. 12. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. 2.Содержание учебного предмета 1. Региональная характеристика мира (29 час). Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны 3 переселенческого типа; ключевые страны; страны внешнеориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы). Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии. 2. Глобальные проблемы человечества (5 час). Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли. 3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы ТЕМА УРОКА ЧАСЫ 1 1.Общая характеристика Зарубежной Европы 2.Хозяйство. Место в мире, различия между странами. Географический рисунок расселения и хозяйства 3.Входная административная контрольная работа Тестирование за предыдущий курс 4.Субрегионы и страны Зарубежной Европы (модуль) 5.Страны «большой семёрки» (модуль) 6.ФРГ 1 7.Франция, Италия, Великобритания (модуль) 1 8.Обобщение темы «Зарубежная Европа» 9.Тестирование по теме «Зарубежная Европа» 10.Общая характеристика Зарубежной Азии 11.Возрастающая роль в мировом хозяйстве 12.Субрегионы и страны Зарубежной Азии. Китай (модуль) 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 ПРИМЕЧАНИЕ Тестирование Пр.р.№1 «Составление характеристики страны по плану» Пр.р.№2 «Составить сравнительную экономикогеографическую характеристику двух стран «большой семёрки» Тестирование Пр.р.№3 «Характеристика специализации основных сельскохозяйствен 13.Япония 1 14.Индия (модуль) 1 15.Австралия 1 16.Зачёт по теме «Зарубежная Азия. Австралия» 17.Общая характеристика Африки 18.Субрегионы Северной и Тропической Африки (модуль) 1 1 1 19.ЮАР 20.Обобщение темы «Африка» 21.Северная Америка. «Визитная карточка» региона 22.Общая характеристика США (модуль) 23.Макрорайоны США 1 1 1 1 1 24.Канада 25.Обобщение темы «Северная Америка» 26.Тестирование по теме «Северная Америка» 27.Общая характеристика Латинской Америки (модуль) 27.Бразилия 1 1 1 1 1 5 ных районов Китая» Пр.р.№4 «Отражение на картосхеме основных экономических связей Японии» Пр.р.№5 «Оценка предпосылок для развития хозяйства Индии» Пр.р.№6 «Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза» Зачёт Пр.р.№7 «Составление прогноза экономического развития стран Африки на базе рационального использования их природных ресурсов» Пр.р.№8 «Объяснение влияния природных факторов для развития хозяйства, особенностей быта и жизни людей в одном из макрорегионов США» Тестирование 28.Хозяйство – противоречия развития (модуль) 29.Обобщение темы «Латинская Америка» 30.Понятие о глобальных проблемах 31.Промежуточный контроль. Конференция «Пути решения глобальных проблем» 32.Обобщение по теме «Региональная характеристика мира» 33.Итоговая контрольная работа по теме «Региональная характеристика мира» 34.Стратегия устойчивого развития 6 1 1 1 1 Презентации 1 1 1 Итоговое тестирование