РП "Основы безопасности жизнедеятельности", 11 класс

Правдинский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа поселка Домново»
(МБОУ «Средняя школа поселка Домново»)
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБОУ «Средняя школа поселка
Домново»
(протокол №1 от 27.08.2021)

УТВЕРЖДЕНО
приказом и.о.директора
_______________________П.А. Телятник
(приказ №222 от 27.08.2021)

Рабочая программа
«Основы безопасности жизнедеятельности»
11 класс

Составитель:
учитель по ОБЖ Никифорова Т.М.

Домново
2021

Пояснительная записка
Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» для 11 класса основной
общеобразовательной школы составлена на основании:
1. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012
года;
2. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
МО РФ 2004г.;
3. Примерной программы основного общего образования для общеобразовательных
учреждений по Основам Безопасности жизнедеятельности для 11 класса Министерства
образования и науки Российской Федерации, Москва, изд-во «Просвещение», 2013 г.;
4. Авторской программы А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова. Основы безопасности
жизнедеятельности Комплексная программа Предметная линия учебников под редакцией А.Т.
Смирнова. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов,
Б.О. Хренников - М.: Просвещение, 2013 г.;
5. Учебного плана школы на 2021-2022 учебный год.
6. Настоящего положения.
В соответствии с учебным планом школы на 2021-2022 учебный год рабочая программа
рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Учебно– методический комплекс
Учебник: А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова. Основы безопасности жизнедеятельности 11 класс.
М.: Просвещение, 2013г.
Цели и задачи изучения основ безопасности жизнедеятельности в 11 классах:
- углубленное изучение тем в области безопасности жизнедеятельности, формирование
современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и индивидуальной
системы здорового образа жизни для повышения защищенности жизненно важных
интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
- расширение представлений об экстремизме и терроризме, уяснение социальных причин
их возникновения, формирование антитеррористического поведения и способности
противостоять террористической и экстремистской идеологии и практике.
- совершенствование военно-патриотического воспитания и повышение мотивации к
военной службе в современных условиях, получение начальных знаний в области обороны
и обучение по основам военной службы и по военно-учетным специальностям в объеме,
необходимом для военной службы.
распознавание и анализирование особенностестей жизнедеятельности человека при его
автономном пребывании в различных природных условиях;
- окончательное формирование модели своего поведения при возникновении различных
ЧС;
- применение в реальных природных условиях различных способов ориентирования на
местности ;
- анализирование основных направлений организации защиты населения РФ от ЧС;
- обоснование
основного
предназначения
Единой
государственной
системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) по защите страны от ЧС
природного техногенного характера.
- формирование негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков
как к факторам, оказывающим наиболее пагубное влияние на здоровье;
- формирование убеждения в ключевой роли благополучной семьи в обеспечении
здоровья личности и общества, а также в демографической безопасности государства.
Программа предусматривает совместное изучение учебного материала юношами и
девушками.

2

№
п/п

Тематический план
Название цикла

Количество
часов

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (5 ч)
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (2ч)
1
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
2
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской
Федерации (3 ч)
2
Организационные основы системы противодействия терроризму и
3
экстремизму в Российской Федерации
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (8 ч)
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (3 ч)
3
Нравственность и здоровье
3
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (5 ч)
4
Первая помощь при неотложных состояниях
5
Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства (21 ч)
Раздел 6. Основы обороны государства (8 ч)
5
Вооружённые Силы Российской Федерации – основа обороны
1
государства
6
Символы военной чести
2
7
Воинская обязанность
5
Раздел 7. Основы военной службы (13 ч)
9
Особенности военной службы
4
10 Военнослужащий – вооружённый защитник Отечества
4
11 Ритуалы Вооружённых Сил Российской Федерации
2
12 Прохождение военной службы по призыву
2
13 Прохождение военной службы по контракту
1
ИТОГО 34 часа

3

№
п/п

Календарно-тематическое планирование уроков основы безопасности жизнедеятельности 10 класс
Наименование раздела, тема урока (типы уроков,
Кол-во
Примечание
виды контроля)
часов

Дата
проведения
план факт

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (5 ч)
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (2ч)
1

2

Обеспечение
личной
безопасности в
повседневной
жизни (2ч)

Пожарная безопасность. Права и
обязанности граждан в области
пожарной безопасности. Правила
личной безопасности при
пожаре.
Лекция. Устный опрос.

1

Обеспечение личной
безопасности на водоёмах.
Обеспечение личной
безопасности в различных
бытовых ситуациях.
Лекция. Устный опрос.

1

Систематизируют знания по обеспечению пожарной
безопасности в повседневной жизни. Уясняют основные
права и обязанности граждан Российской Федерации в
области пожарной безопасности. Характеризуют
основные причины возникновения пожаров в
повседневной жизни. Отрабатывают последовательность
действий для обеспечения личной безопасности при
возникновении пожара в квартире. Отрабатывают
правила безопасного поведения при возникновении
пожара в школе. Умение работать с учебником,
выделять главное.
Конспект.
Систематизируют знания по безопасному поведению на
водоёмах в различное время года. Формируют
убеждение в необходимости неукоснительного
соблюдения принятых мер безопасного поведения на
воде. Систематизируют знания по обеспечению
безопасности в различных бытовых ситуациях.
Характеризуют меры по обеспечению безопасности при
пользовании различными бытовыми приборами. Умение
анализировать и делать выводы.
Конспект.

Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (3 ч)

4

Национальный
антитеррористический комитет
(НАК), его предназначение,
структура и задачи.
Контртеррористическая
операция и условия её
проведения. Лекция.

1

4

Правовой режим
контртеррористической
операции. Роль и место
гражданской обороны в
противодействии терроризму.
Лекция. Устный опрос

1

5

Применение Вооружённых Сил
Российской Федерации в борьбе
с терроризмом. Участие
Вооружённых Сил Российской
Федерации в пресечении
международной
террористической деятельности
за пределами страны. Лекция.
Устный опрос.

1

3

Организационные
основы системы
противодействия
терроризму и
экстремизму в
Российской
Федерации. (3ч)

Характеризуют основное предназначение
Национального антитеррористического комитета, его
структуру и задачи по противодействию экстремизму и
терроризму. Характеризуют контртеррористическую
операцию как основную форму пресечения
террористического акта.
Умение анализировать и делать выводы
Конспект
Объясняют основные условия проведения
контртеррористической операции. Характеризуют
основные причины введения правового режима
контртеррористической операции. Объясняют основные
положения правового режима контртеррористической
операции. Характеризуют роль и место гражданской
обороны по защите населения и территорий от
террористических актов.
Умение работать с учебником, выделять главное
Характеризуют правовые и организационные основы
применения Вооружённых Сил Российской Федерации в
борьбе с терроризмом. Уясняют и грамотно излагают
порядок применения Вооружённых Сил Российской
Федерации в борьбе с терроризмом, в том числе за
пределами территории Российской Федерации. Умение
анализировать и делать выводы.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (8 ч)
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (3 ч)
6

Нравственность и
здоровье. (3ч)

Правила личной гигиены.
Нравственность и здоровый
образ жизни. Лекция. Беседа.

1

Систематизируют знания в области личной гигиены.
Формируют убеждение в необходимости соблюдать
правила личной гигиены в повседневной жизни.

5

7

Инфекции, передающиеся
половым путём. Меры их
профилактики. Понятие о ВИЧинфицировании и СПИДе. Меры
профилактики ВИЧ-инфекции.
Лекция.

1

8

Семья в современном обществе.
Законодательство и семья.
Лекция. Беседа.

1

Вырабатывают привычку в ежедневном соблюдении
правил личной гигиены. Умение анализировать и делать
выводы
Конспект
Характеризуют распространённые инфекции,
передающиеся половым путём, и причины заражения
ими. Формируют убеждение в том, что для
профилактики ИППП необходимо избегать ранних и тем
более случайных половых связей. Характеризуют
понятия «ВИЧ-инфекция» и «СПИД», причины
заражения ВИЧ-инфекцией и меры профилактики.
Конспект.
Систематизируют знания о нравственности и о роли
семьи в современном обществе. Формируют убеждение
в ключевой роли семьи для обеспечения благополучной
жизни человека. Уясняют и разбираются в устройстве
института семьи, существующего в Российской
Федерации в настоящее время. Конспект. Конституция.

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (5 ч)
9

10

Первая помощь
при неотложных
состояниях. (5ч)

Первая помощь при острой
сердечной недостаточности и
инсульте. Первая помощь при
ранениях. Основные правила
оказания первой помощи.
Лекция.
Правила остановки
артериального кровотечения.
Способы иммобилизации и
переноски пострадавшего.
Лекция. Устный опрос.

1

Формируют умения в оказании первой помощи при
различных повреждениях, травмах и неотложных
состояниях. Последовательно выполняют приёмы
оказания первой помощи при различных неотложных
состояниях. Конспект

1

Формируют умения в выполнении приёмов
иммобилизации повреждённых частей тела и
транспортировки пострадавшего. Умение работать с
учебником, выделять главное
Конспект.

6

11

Первая помощь при травмах
опорно-двигательного аппарата.
Лекция. Устный опрос

1

12

Первая помощь при черепномозговой травме, травме груди,
травме живота.
Комбинированный.

1

13

Первая помощь при травмах в
области таза, при повреждении
позвоночника, спины. Первая
помощь при остановке сердца.
Устный опрос.

1

Усваивают основные рекомендации по профилактике
травм опорно-двигательного аппарата и способы
оказания само- и взаимопомощи при травмах опорнодвигательного аппарата. Умение анализировать и делать
выводы. Конспект.
Формируют умение в выполнении приёмов по остановке
артериального кровотечения. Усваивают порядок
проведения сердечно-лёгочной реанимации (непрямого
массажа сердца и искусственной вентиляции лёгких).
Конспект.
Самостоятельно расширяют познания об острой
сердечной недостаточности, используя
соответствующую медицинскую литературу
(справочники, медицинскую энциклопедию).
Прогнозируют по характерным признакам
возникновение инсульта и оказывают первую помощь
пострадавшему до прибытия «скорой помощи».
Конспект.

Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства (21 ч)
Раздел 6. Основы обороны государства (8 ч)
14

Вооружённые
Силы Российской
Федерации –
основа обороны
государства. (1ч)

Основные задачи современных
Вооружённых Сил.
Международная
(миротворческая) деятельность
Вооружённых Сил Российской
Федерации. Лекция.

1

15

Символы военной
чести. (2ч)

Боевое знамя воинской части —
символ воинской чести, доблести
и славы. Лекция. Устный опрос

1

Изучают и уясняют основные задачи Вооружённых Сил
в мирное время, в период непосредственной угрозы
агрессии и в военное время. Характеризуют нормативноправовые основы международной (миротворческой)
деятельности Вооружённых Сил Российской Федерации.
Умение работать с учебником, выделять главное.
Конспект.
Характеризуют Боевое знамя воинской части как
официальный символ и воинскую реликвию воинской
части, олицетворяющую её честь, доблесть, славу и

7

16

17

18

19

Воинская
обязанность. (5ч)

Ордена — почётные награды за
воинские отличия и заслуги в
бою и военной службе. Военная
форма одежды. Лекция. Устный
опрос

1

Основные понятия о воинской
обязанности. Организация
воинского учёта. Первоначальная
постановка граждан на воинский
учёт. Беседа,
Устный опрос
Обязанности граждан по
воинскому учёту. Обязательная
подготовка граждан к военной
службе. Лекция.

1

Требования к индивидуальным
качествам специалистов по
сходным воинским должностям.
Подготовка граждан по военноучётным специальностям
Лекция
Тест

1

1

боевые традиции. Характеризуют порядок хранения
Боевого знамени.
Умение работать с учебником, выделять главное.
Конспект.
Характеризуют государственные награды Российской
империи, Советского Союза и Российской Федерации.
Обосновывают, что государственные награды всегда
являлись и являются высшей формой поощрения
граждан за выдающиеся заслуги в деле защиты
Отечества и другие заслуги перед государством.
Формируют общее представление о военной форме
одежды, знаках различия и их значении для
военнослужащего. Умение работать с учебником,
выделять главное. Конспект.
Формируют и объясняют общие понятия о воинской
обязанности граждан Российской Федерации и
характеризуют её предназначение. Классифицируют
составляющие воинской обязанности и раскрывают их
содержание. Конспект.
Уясняют свои права и обязанности в области воинского
учёта и обязанности подготовки к военной службе.
Уясняют последовательность и порядок первоначальной
постановки граждан на воинский учёт.
Умение работать с учебником, выделять главное.
Конспект.
Характеризуют процедуру медицинского
освидетельствования граждан при первоначальной
постановке на воинский учёт и определения их
пригодности к военной службе. Характеризуют порядок
подготовки граждан по военно-учётным
специальностям. Конспект.

8

Добровольная подготовка
граждан к военной службе.
Организация медицинского
освидетельствования граждан
при постановке их на воинский
учёт. Лекция
Устный опрос
Профессиональный
психологический отбор и его
предназначение. Увольнение с
военной службы и пребывание в
запасе Комбинированный.
Словарный диктант.

20

21

1

Формируют убеждение в необходимости
целенаправленной индивидуальной подготовки к
военной службе. Конспект.

1

Уясняют предназначение профессионального
психологического отбора, организацию его проведения
и порядок определения профессиональной пригодности
гражданина к военной службе. Характеризуют порядок
увольнения с военной службы и пребывание в запасе,
предназначение и организацию проведения военных
сборов. Конспект.

Раздел 7. Основы военной службы (13 ч)
Правовые основы военной
службы. Статус
военнослужащего. Беседа.
Устный опрос.

1

23

Военные аспекты
международного права.
Общевоинские уставы. Лекция

1

24

Устав внутренней службы
Вооружённых Сил Российской
Федерации. Дисциплинарный

1

22

Особенности
военной службы.
(4ч)

Формируют убеждение в том, что военная служба – это
основной вид федеральной государственной службы,
которая требует от военнослужащих высокой
профессиональной подготовки и особой
ответственности за исполнение обязанностей по
вооружённой защите Отечества. Конспект.
Анализируют и уясняют смысл нормативно-правовых
актов Российской Федерации в области подготовки
граждан к военной службе. Формируют умения
самостоятельно подбирать информацию,
способствующую воспитанию убеждений, качества
привычек для успешного прохождения военной службы
по призыву. Конспект.
Анализируют содержание общевоинских уставов
Вооружённых Сил Российской Федерации и
характеризуют их как основные нормативно-правовые

9

25

26

27

устав Вооружённых Сил
Российской Федерации. Лекция.
Устав гарнизонной,
комендантской и караульной
служб Вооружённых Сил
Российской Федерации.
Строевой устав Вооружённых
Сил Российской Федерации.
Лекция.
Военнослужащий – Основные виды воинской
вооружённый
деятельности. Основные
защитник
особенности воинской
Отечества. (4ч)
деятельности. Лекция. Устный
опрос.
Требования воинской
деятельности, предъявляемые к
моральным и индивидуальным
качествам гражданина.
Военнослужащий — патриот.
Лекция. Устный опрос

1

акты, регламентирующие жизнь и деятельность
военнослужащего. Конспект.
Формируют убеждение в необходимости
целенаправленной индивидуальной подготовки к
военной службе в области физической, психологической
и интеллектуальной подготовки. Тест.

1

Характеризуют основные виды воинской деятельности и
основные особенности воинской деятельности в
зависимости от вида Вооружённых Сил, рода войск и
воинской должности. Конспект.

1

Формируют убеждение в том, что вся воинская
деятельность имеет целью подготовку каждого
военнослужащего, подразделения и части к ведению
боевых действий по защите Отечества. Уясняют и
характеризуют общие, должностные и специальные
обязанности военнослужащих и значение воинской
дисциплины для их успешного выполнения. Конспект.
Формируют основные направления индивидуальной
подготовки к воинской деятельности в области
физической, психологической и интеллектуальной
подготовленности. Обосновывают значение и методы
осуществления военно-патриотического воспитания
военнослужащих для обеспечения высокого уровня
боеготовности частей и подразделений Вооружённых
Сил Российской Федерации. Характеризуют понятия о
чести и достоинстве военнослужащего Вооружённых
Сил Российской Федерации. Конспект.
Характеризуют общее предназначение общевоинских
уставов и их роль в организации жизни и быта

28

Честь и достоинство
военнослужащего Вооружённых
Сил Российской Федерации.
Военнослужащий — специалист
своего дела. Лекция. Беседа.

1

29

Военнослужащий —
подчинённый, выполняющий

1

10

30

31

32

33

34

требования воинских уставов,
приказы командиров и
начальников. Основные
обязанности военнослужащих
Лекция. Словарный диктант.
Ритуалы
Порядок вручения Боевого
Вооружённых Сил знамени воинской части.
Российской
Порядок приведения к Военной
Федерации. (2ч).
присяге (принесения
обязательства Лекция.
Порядок вручения личному
составу вооружения, военной
техники и стрелкового оружия.
Ритуал подъёма и спуска
Государственного флага
Российской Федерации.
Промежуточная аттестация.
Прохождение
Призыв на военную службу.
военной службы по Порядок прохождения военной
призыву. (2ч)
службы. Беседа. Лекция.

Размещение и быт
военнослужащих. Беседа.
Лекция.
Прохождение
Особенности военной службы по
военной службы по контракту. Альтернативная
контракту. (1ч)
гражданская служба. Лекция.

военнослужащих. Формулируют основные требования
воинской деятельности, предъявляемые к моральным и
индивидуальным качествам военнослужащего.
Конспект.
1

1

1

1

1

Характеризуют общие положения о порядке вручения
Боевого знамени воинской части. Характеризуют
порядок приведения к военной присяге военнослужащих
— граждан Российской Федерации. Учат наизусть текст
Военной присяги.
Характеризуют порядок вручения личному составу
вооружения, военной техники и стрелкового оружия.
Характеризуют общие положения ритуала подъёма и
спуска Государственного флага Российской Федерации
Конспект. Промежуточная аттестация
Уясняют и осознанно выполняют все мероприятия,
связанные с призывом на военную службу.
Характеризуют организацию призыва на военную
службу и порядок определения предназначения
призывника и его годности к военной службе.
Характеризуют документы, необходимые призывнику
при явке его на призывную комиссию. Уясняют общие
положения прохождения военной службы по призыву.
Конспект.
Знакомятся в общих чертах с порядком размещения
военнослужащих, проходящих военную службу по
призыву, и организацией их быта. Конспект.
Характеризуют основные особенности военной службы
по контракту и порядок отбора кандидатов для военной
службы по контракту. Уясняют основные требования,
предъявляемые к гражданину при поступлении на

11

военную службу по контракту, к состоянию его
здоровья, профессионально-психологической
пригодности и уровню образования. Изучают
нормативно-правовые основы и сроки прохождения
альтернативной гражданской службы. Характеризуют
порядок подачи заявлений на прохождение
альтернативной гражданской службы. Конспект. Тест.
Всего 34 часа

12

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел 1 Основы комплексной безопасности
Пожарная безопасность. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.
Правила личной безопасности при пожаре. Обеспечение личной безопасности при пожаре.
Обеспечение личной безопасности в различных бытовых условиях.
Национальный антитеррористический комитет (НАК), его предназначение, структура и
задачи.
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ
Контртеррористическая операция и условия ее проведения. Правовой режим
контреррористической операции.
Роль и место гражданской обороны в противодействии терроризму. Применение ВС РФ в
борьбе с терроризмом. Участие ВС РФ в пресечении международной террористической
деятельности за пределами страны.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел 4. Основы здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни. Правила личной гигиены и здоровье. Личная гигиена,
общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые
понятия об очищении организма. Нравственность и здоровье. Формирование правильного
взаимоотношения полов
Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию
совместной жизни (психологический фактор, культурный фактор, материальный фактор).
Качества, которые необходимо воспитать в себе молодому человеку для создания проч¬ной
семьи. Семья в современном обществе. Законодательство о семье Брак и семья, основные
понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности
супругов. Имущественные права супругов. Права и обязанности родителей. Инфекции,
передаваемые половым путем, формы передачи, причины, способствующие заражению ИППП.
Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью. СПИД
и его профилактика. ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и пути заражения. СПИД
— это финальная стадия инфекционного заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита
человека (ВИЧ). Профилактика СПИДа. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Сердечная
недостаточность, основные понятия и определения. Инсульт, его возможные причины и
возникновение. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и
инсульте.
Первая медицинская помощь при ранениях. Виды ран и общие правила оказания первой
медицинской помощи. Способы остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки.
Правила наложения жгута. Борьба с болью. Первая медицинская помощь при травмах. Первая
медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Профилактика травм
опорно-двигательного аппарата. Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме.
Первая медицинская помощь при травмах груди, живота, в области таза, при повреждении
позвоночника. Первая медицинская помощь при остановке сердца Понятия клинической
смерти и реанимации. Возможные причины клинической смерти и ее признаки. Правила
проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Правила сердечнолегочной реанимации.
Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства
Раздел 6. Основы обороны государства
Основные понятия о воинской обязанности Воинская обязанность, определение воинской
обязанности и ее содержания. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе,
призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе,
призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
13

Организация воинского учета и его предназначение Организация воинского учета.
Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому
учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной
постановке на воинский учет. Обязательная подготовка граждан к военной службе Основное
содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. Основные требования к
индивидуально-психологическим и профессиональным качествам молодежи призывного
возраста для комплектования различных воинских должностей (командные, операторские,
связи и наблюдения, водительские и др). Добровольная подготовка граждан к военной службе
Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе. Занятие военноприкладными видами спорта. Обучение по дополнительным образовательным программам,
имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в общеобразовательных
учреждениях среднего (полного) общего образования. Обучение по программам подготовки
офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего
профессионального образования. Организация медицинского освидетельствования и
медицинского обследования при первоначальной постановке граждан на воинский учет.
Предназначение медицинского освидетельствования. Категории годности к военной службе.
Организация профессионально-психологического отбора граждан при первоначальной
постановке их на воинский учет. Увольнение с военной службы. Запас Вооруженных Сил РФ,
его предназначение, порядок освобождения граждан от военных сборов.

14

Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 11 классах
З н а т ь: требования воинской дисциплины, обязанности солдата, дневального, обязанности
солдата перед построением и в строю, назначение, боевые свойства, общее устройство винтовки
, автомата, правила стрельбы из стрелкового оружия, порядок проведения стрельб и требования
безопасности при стрельбе. Обязанности солдата в бою, организацию мотострелкового
отделения и основы боевых действий. Историю развития оружия массового поражения,
сигналы оповещения ГО. Способы измерения расстояний, способы определения сторон
горизонта. Правила наложения стерильных повязок, что такое раны и их классификация,
правила выполнения процедур по уходу за ранеными.
У м е т ь: обращаться к старшим (начальнику), действовать при выполнении приказаний и
отдании воинского приветствия, соблюдать воинскую вежливость. Правильно выполнять
команды в строю и одиночные строевые приемы без оружия. Выполнять воинское приветствие.
Готовить оружие и боеприпасы к стрельбе, вести меткий огонь из пневматической винтовки.
Правильно передвигаться на поле боя. Пользоваться средствами индивидуальной защиты,
изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания. Определять свое
местонахождение, ориентироваться на местности без карты, совершать движение по азимуту.
Оказывать первую медицинскую помощь при травмах, ранениях, ожогах, тепловом и
солнечном ударе, отморожении, утомлении, отравлении

15

Критерий оценки качества знаний и умений по ОБЖ
Оценка устного ответа учащихся.
Отметка "5" ставится в случае:
1. Учащийся логично изложил содержание своего ответа на вопрос, при этом выявленные
знания примерно соответствовали объему и глубине их раскрытия в учебнике; правильно
использовал научную терминологию в контексте ответа;
2. Учащийся умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании
фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и
внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных
ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя,
соблюдение культуры устной речи.
4.Учащийся верно, в соответствии с вопросом характеризовал на базовом уровне основные
социальные объекты и процессы, выделяя их существенные признаки, закономерности
развития; объяснил причинно-следственные и функциональные связи названных социальных
объектов;
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Учащийся умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании
фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи,
применять полученные знания на практике.
3. Учащийся допускает незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении
изученного материала, соблюдая основные правила культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала у учащегося на уровне минимальных требований программы,
затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи
преподавателя.
2. Умение ученика работать на уровне воспроизведения, но затруднения при ответах на
видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного
материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала учащимся на уровне ниже минимальных требований
программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие у учащегося умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при
ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении
изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка самостоятельных письменных и тестовых работ:
Отметка "5" ставится, если ученик выполнил 100-90% работы:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов;
2. Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил 89-70% работы и допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. Не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил 69-45% работы и допустил:
1. Не более двух грубых ошибок;
2. Не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. Не более двух-трех негрубых ошибок;
4. Одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. При отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик выполнил 44-20% работы и:
16

1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть
выставлена оценка "3".
2. Если правильно выполнил менее половины работы.

17

Литература для учащихся
1. Учебник: А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова. Основы безопасности жизнедеятельности 11
класс. М.: Просвещение, 2012г.
Дополнительная литература
1. УМК под редакцией А.Т. Смирнова дополняют методические и справочные издания
издательства «Просвещение»: Смирнов А.Т., Хренников Б.О. и др. Основы безопасности
жизнедеятельности. Справочник для учащихся. 5-11 кл. 2011г.
2. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 10 класса общеобразовательных
учреждений, Составитель: М.П. Фролов (и др.); под редакцией Ю.Л. Воробьёва. – М. : АСТ:
Астрель, 2008г.
3. Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для
учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005г.
4. Дидактические материалы “Основы безопасности жизнедеятельности”: 5 – 9 кл, В.Н.
Латчук, В.В. Марков, М.П. Фролов, Дрофа 2000г.
5. Основы медицинских знаний, Учебное пособие для 8 – 10 кл. В.Г.Бубнов, Н.В.
Бубнова, АСТ – Астрель Москва 2005г.
6. Справочник И.Ф. Богоявленский, Оказание первой медицинской, первой
реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуаций, СанктПетербург 2005г.
7. Дурнев Р.А. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности
учащихся. 5-11 классы: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2013.
8. Евлахов В.М. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях:
Методическое пособие. - М.: Дрофа, 20011 - (Библиотека учителя).
9. Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность
человека. 5-11 классы: Учебно-методическое пособие. - 3-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2013.(библиотека учителя).
10. Латчук В.Н. Правильные ответы на вопросы учебника С.Н. Вангородского, М.И.
Кузнецова, В.Н. Латчука и др. «Основы безопасности жизнедеятельности. 9-11 класс». - М.:
Дрофа, 2013. - 170 с. - (Готовые домашние задания).
11. Легкобытов А.В. Основы психологической безопасности личности. 5-11 классы:
Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2010. - (Библиотека учителя).
12. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5 – 11
кл.: учебно-методическое пособие/ В.Н. Латчук, С.К. Миронов. - М.: Дрофа, 2012.
13. Основы безопасности жизнедеятельности. Защита от чрезвычайных ситуаций:
энциклопедический справочник. 5 – 11 классы/ В.А. Акимов, Р.А. Дурнев, С.К. Миронов.- М.:
Дрофа, 2012.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(40157)7-41-32

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».