Правдинский городской округ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа поселка Домново» (МБОУ «Средняя школа поселка Домново») СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБОУ «Средняя школа поселка Домново» (протокол №1 от 27.08.2021) УТВЕРЖДЕНО приказом и.о.директора _______________________П.А. Телятник (приказ №222 от 27.08.2021) Рабочая программа «Основы безопасности жизнедеятельности» 9 класс Составил: учитель ОБЖ первой категории Никифорова Т.М. Домново 2021 I.Планируемые результаты освоения учебного предмета. Личностные результаты: - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; - самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; - усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; - развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих – защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз; - формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; - формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни. Метапредметные результаты: - овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека; - овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности; - формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; - приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий; - развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; - освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного и социального характера; - формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий ЧС. Предметные результаты: 1.В познавательной сфере: - знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от ЧС; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности. 2. В ценностно-ориентационной сфере: - умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа и специальной информации, получаемой из различных источников; - умения применять полученные теоретические знания на практике – принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; - умения анализировать явления и события техногенного характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения. 3. В коммуникационной сфере: - умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях. 4. В эстетической сфере: - умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его. 5. В трудовой сфере: - знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни: локализация возможных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации; - умения оказывать первую помощь. 6. В сфере физической культуры: - формирование установки на здоровый образ жизни; - развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки. II. Содержание учебной программы для 9 класса. Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства. Раздел 1. Основы комплексной безопасности. Глава 1. Национальная безопасность России в современном мире. 1.Современный мир и Россия. 2. Национальные интересы России. 3. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. 4 Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность. Глава 2. ЧС мирного и военного времени и национальная безопасность России. 5. ЧС и их классификация. 6.ЧС природного характера и их последствия. 7. ЧС техногенного характера и их причины. 8. Угроза военной безопасности России. Раздел 2.Защита населения РФ от ЧС. Глава 3. Организационные основы по защите населения страны от ЧС мирного и военного времени. 9. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций ( РСЧС). 10. Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. 11. МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от ЧС. Глава 4. Основные мероприятия, проводимые в РФ по защите населения от ЧС мирного и военного времени. 12. Мониторинг и прогнозирование ЧС. 13. Инженерная защита населения и территорий от ЧС. 14. Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций. 15. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации. Глава 5. Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации. 16. Международный терроризм – угроза национальной безопасности России. 17. Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления. Глава 6. Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации. 18. Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму. 19. Общегосударственное противодействие терроризму. 20. Нормативно-правовая база противодействия наркотизму. Глава 7. Организационные основы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации. 21. Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации. 22. Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации. Глава 8. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости. 23. Правила поведения при угрозе террористического акта. 24. Профилактика наркозависимости. Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Раздел 4. Основы здорового образа жизни Глава 9. Здоровье – условие благополучия человека. 25. Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. 26. Здоровый образ жизни и его составляющие. 27. Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России. Глава 10. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья. 28. Брак и семья. 29. Семья и здоровый образ жизни человека. 30. Основы семейного права в Российской Федерации. Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи. Глава 11. Оказание первой помощи. 31. Первая помощь при массовых поражениях (практическое занятие по плану преподавателя). 32. Первая помощь при передозировке в приеме психоактивных веществ. III. Тематическое планирование учебного материала по ОБЖ в 9– х классах на 2021 – 2022 учебный год. Дата проведения Тема урока Кол. Домашнее № час. задание По Факт. плану Модуль 1. Основы безопасности личности, общества, государства. Раздел 1. Основы комплексной безопасности. Глава 1. Национальная безопасность России в современном мире. 1 1 Современный мир и Россия. § 1.1 стр.8 Национальные интересы России в современном мире. 2 Национальные интересы России в современном мире. 1 § 1.2 стр.16 3 Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. 1 § 1.3, стр.20 4 Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность. 1 § 1.4, стр. 24 Глава 2. ЧС мирного и военного времени и национальная безопасность России. 5 Чрезвычайные ситуации и их 1 классификация. § 2.1, стр. 31 6 ЧС природного характера и их последствия. 1 § 2.2, стр. 40 7 ЧС техногенного характера и их причины. 1 §2.3, стр. 43 8 Угроза военной безопасности. § 2.4, стр. 48 Раздел 2 Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций Глава 3. Организационные основы по защите населения страны от ЧС мирного и военного времени 9 Единая государственная система 1 § 3.1, стр. 54 предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). 10 11 Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от ЧС. 1 § 3.2, стр. 61 1 § 3.3, стр. 68 Глава 4. Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени. 12 Мониторинг и прогнозирование ЧС. 1 § 4.1, стр. 76 13 Инженерная защита населения и территорий от ЧС. § 4.2, стр. 80 1 § 4.3, стр. 85 Аварийно-спасательные и другие 1 неотложные работы в очагах поражения. Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в РФ. Глава 5. Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в РФ. 16 Международный терроризм – угроза 1 национальной безопасности России.. § 4.4, стр. 91 14 Оповещение и эвакуация населения в условиях ЧС. 15 § 5.1, стр.96 Виды террористической деятельности и 1 § 5.2, стр. 102 террористических актов, их цели и способы осуществления. Глава 6. Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в РФ. 18 Основные нормативно-правовые акты по 1 § 6.1, стр.109 противодействию терроризму и . экстремизму. 17 Общегосударственное противодействие 1 § 6.2, стр.116 терроризму. 20 Нормативно-правовая база 1 § 6.3, стр.122 противодействия наркотизму. Глава 7. Организационные основы противодействия терроризму и наркотизму в РФ. 21 Организационные основы противодействия 1 § 7.1, стр.128 терроризму в РФ. 19 Организационные основы противодействия 1 наркотизму в РФ. Глава 8. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости. 23 Правила поведения при угрозе 1 террористического акта. § 7.2, стр.133. 24 Профилактика наркозависимости. Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Раздел 4. Основы здорового образа жизни. Глава 9. Здоровье – условие благополучия человека. 25 Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. 1 § 8.2, стр. 151 1 § 9.1, стр.160 1 § 9.2, стр. 168 22 26 ЗОЖ и его составляющая. Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России. Глава 10. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья. 28 Брак и семья. 1 27 29 Семья и здоровый образ жизни человека. 30 Основы семейного права в РФ. Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи. Глава 11. Оказание первой помощи . 31 Первая помощь при массовых 32 поражениях. Мероприятия: - извлечение пострадавшего из-под завала, § 8.1, стр. 140 § 9.3, стр.175 § 10.1, стр.183 § 10.2, стр.187 § 10.3, стр.189 1 § 11.1, стр. 196 33 34 Итого: из убежища, укрытия; - тушения на нем горящей одежды; - освобождение верхних дыхательных путей от слизи, крови, предмета; - придание телу правильного положения, проведение СЛР. (проводится на базе центра « Точка роста» Первая помощь при передозировке в приеме психоактивных веществ. ( занятие проводится на базе центра «Точка роста». § 11.2, стр. 198 34