РП "Родная литература (русская)", 6 класс

Правдинский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа поселка Домново»
(МБОУ «Средняя школа посёлка Домново»)

УТВЕРЖДЕНО
приказом и.о.директора

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБОУ «Средняя школа поселка
Домново»
(протокол №1 от 27.08.2021)

_______________________П.А. Телятник
(приказ №222 от 27.08.2021)

Рабочая программа «Родная (русская) литература»

6 класс

Домново
2021

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения программы по родной литературе в 6 классе:
Ученик научится
- понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
- осознанию российской гражданской идентичности: патриотизма, уважению к Отечеству,
прошлому и настоящему России; осознанию своей этнической принадлежности
- оценивать свои и чужие поступки;
- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить
свои взаимоотношения с их учетом.
Ученик получит возможность научиться
- понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств личности;
- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить
свои взаимоотношения с их учетом.
- целостному, социально-ориентированному пониманию мира в его органичном единстве и
разнообразии
Регулятивные результаты освоения программы по родной литературе в 6 классе
Ученик научится:
- самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою
деятельность под руководством учителя;
- владеть всеми видами речевой деятельности:
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы
построения речевого высказывания
Ученик получит возможность научиться
- планированию пути достижения цели; установлению целевых приоритетов;
- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием
- осуществлять контроль успешности своей учебной деятельности
- овладению приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умению вести
самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче
информации
Познавательные результаты освоения программы по родной литературе в 6 классе
Ученик научится
- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение
- строить сообщение в устной форме;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации,
компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями
различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях
Ученик получит возможность научиться
- владению общими приемами решения проблемных ситуаций
- умению организовать учебную деятельность, понимая порядок работы, и находить для этого
эффективные приемы
Коммуникативные результаты освоения программы по родной литературе в 6 классе
Ученик научится
- устанавливать и вырабатывать разные точки зрения; аргументировать свою точку зрения;

задавать вопросы.
- продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участни- ков,
поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к
общему решению в совместной деятельности;
- адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к
прочитанному, услышанному, увиденному
- умению выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом,
рефератом; участие в спорах, обсуждениях
-формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов;
Ученик получит возможность научиться
- участию в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты,
мимику в процессе речевого общения;
-способности осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в
повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения ее содержания,
языкового оформления
-участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические
высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и
ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого
этикета
Предметные результаты освоения программы по родной литературе в 6 классе
Ученик научится:
- владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет;
- выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
- характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой
манеры писателя, определять их художественные функции;
- определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
-выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку
зрения
Ученик получит возможность научиться:
- -осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития;
испытывать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире,
гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- воспринимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей
народа, как особого способа познания жизни;
- осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения
выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры
Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности,
развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии
национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная литература как
культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в
качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в
человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему
человечеству.

2.

Содержание учебного предмета

1. Введение (1 ч)
Книга как духовное завещание одного поколения другому.

2. Устное народное творчество (1 ч)
Сказка «Два Ивана – солдатских сына». Воплощение в фольклорных произведениях
национального характера, народных нравственных ценностей, прославление силы, справедливости,
бескорыстного служения Отечеству.
3. Литературная сказка (1 ч).
Н.Д. Телешов. Сказка «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим.
Нравственные проблемы, поставленные в сказке.
4. Из литературы ХIХ века (4 ч)
Н. Г. Гарин-Михайловский. Повесть «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»).
Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки
их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести
героя. Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены».
Поэтический образ Родины.
И. С. Никитин. Стихотворения «Русь»; «Сибирь!.. Напишешь это слово…» М. Ю. Лермонтов.
«Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»). Автор и его отношение к родине в
строках лирических стихов.
Н. Лесков. Рассказ «Человек на часах». Открытость и честность, требовательность к себе,
деликатность по отношению к окружающим, уважение к личности и осознание факта
неповторимости каждого человека.
5. Из литературы ХХ века (10 ч)
Л.А. Чарская. Рассказ «Тайна». Ранимость души подростка. Глубина человеческих чувств и
способы их выражения в литературе.
А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика
рассказа. Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия,
сострадания, заботы о беззащитном.
Р.П. Погодин. Рассказ «Время говорит – пора». Герои-подростки и их взаимоотношения с
родителями в литературе и в жизни. Позиция автора. Взаимопонимание детей и родителей. Доброта
и дружба.
А.Г. Алексин. Рассказ «Самый счастливый день». Смысл названия рассказа. Почему семья нужна
человеку? Необходимость бережного отношения к близким.
Софья Радзиевская. Повесть «Болотные робинзоны». Главы «Где искать спасения?», «На
Андрюшкин остров», «Война вокруг нас кружит…» (или другие по выбору). Драматическая
история жителей полесской деревушки, война и дети. Смелость, мужество героев, глубокая вера в
человека, в его лучшие душевные качества.
Кир Булычёв. Сборник рассказов «Девочка с Земли» («Девочка, с которой ничего не случится»,
«Путешествие Алисы», «День рождения Алисы»). Фантастические рассказы для детей. Тема мира
и гармонии.
В.К.Железников. Повесть «Чучело» Нравственные уроки книги. Проблем детской жестокости в
современном мире.
3.
№
п/п
1
2

3

Тематическое планирование
Тема урока

Кол-во
часов

Введение (1 ч.)
Введение. Книга как духовное завещание одного поколения другому.
1
Устное народное творчество (1 час)
Сказка «Два Ивана – солдатских сына». Воплощение в фольклорных 1
произведениях национального характера, народных нравственных
ценностей, прославление бескорыстного служения Отечеству.
Литературные сказки (1 час)
Н.Д. Телешов. Сказка «Белая цапля». Нравственные проблемы в 1
произведении.
Из русской литературы XIX века (4 часа)

4
5
6

7

8
9
10
11

12

13
14

15
16
17

Н. Г. Гарин-Михайловский. Повесть «Детство Тёмы» (главы «Иванов»,
«Ябеда»). Становление личности героя.
Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы»
(глава «Экзамены»).
Нравственные испытания подростка.
Поэтический образ Родины в стихотворениях И. С. Никитина «Русь»;
«Сибирь!.. Напишешь это слово…» и М. Ю. Лермонтова «Москва,
Москва! люблю тебя, как сын...».
Н. Лесков. Рассказ «Человек на часах». Уважение к личности в
произведении.
Из русской литературы XX века (9 часов + 1 кр)
Глубина человеческих чувств в рассказе Л.Чарской «Тайна»
А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Воспитание чувства
милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.
Р.П. Погодин. Рассказ «Время говорит – пора». Взаимоотношения детей
и родителей. Доброта и дружба.
А.Г.Алексин. Рассказ «Самый счастливый день». Смысл названия
рассказа. Отношения с близкими людьми в рассказе.
Р/Р Подготовка к написанию сочинения по теме «Мой самый
счастливый день».
Софья Радзиевская. «Болотные робинзоны» (гл. «Где искать спасения?»,
«На Андрюшкин остров»). Смелость, мужество героев, глубокая вера в
человека.
Софья Радзиевская. «Болотные робинзоны» (гл. «Война вокруг нас
кружит…»). Война и дети.
Кир Булычёв. («Девочка, с которой ничего не случится», «Путешествие
Алисы», «День рождения Алисы»). Фантастические рассказы для детей.
Тема мира и гармонии.
В.К.Железников. Повесть «Чучело». Нравственные уроки книги.
Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации.
В.К.Железников. Повесть «Чучело». Проблем детской жестокости в
современном мире.

1
1
1

1

1
1
1
1

1

1
1

1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(40157)7-41-32

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».