Правдинский городской округ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа поселка Домново» (МБОУ «Средняя школа посёлка Домново») УТВЕРЖДЕНО приказом и.о.директора СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБОУ «Средняя школа поселка Домново» (протокол №1 от 27.08.2021) _______________________П.А. Телятник (приказ №222 от 27.08.2021) Рабочая программа «Родная (русская) литература» 6 класс Домново 2021 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты освоения программы по родной литературе в 6 классе: Ученик научится - понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа; - осознанию российской гражданской идентичности: патриотизма, уважению к Отечеству, прошлому и настоящему России; осознанию своей этнической принадлежности - оценивать свои и чужие поступки; - анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом. Ученик получит возможность научиться - понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; - анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом. - целостному, социально-ориентированному пониманию мира в его органичном единстве и разнообразии Регулятивные результаты освоения программы по родной литературе в 6 классе Ученик научится: - самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности - работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя; - владеть всеми видами речевой деятельности: - свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения речевого высказывания Ученик получит возможность научиться - планированию пути достижения цели; установлению целевых приоритетов; - оценивать уровень владения тем или иным учебным действием - осуществлять контроль успешности своей учебной деятельности - овладению приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умению вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации Познавательные результаты освоения программы по родной литературе в 6 классе Ученик научится - определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение - строить сообщение в устной форме; - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; - извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях Ученик получит возможность научиться - владению общими приемами решения проблемных ситуаций - умению организовать учебную деятельность, понимая порядок работы, и находить для этого эффективные приемы Коммуникативные результаты освоения программы по родной литературе в 6 классе Ученик научится - устанавливать и вырабатывать разные точки зрения; аргументировать свою точку зрения; задавать вопросы. - продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участни- ков, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному - умению выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях -формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; - работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; Ученик получит возможность научиться - участию в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; -способности осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления -участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета Предметные результаты освоения программы по родной литературе в 6 классе Ученик научится: - владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; - выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу; - характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; - находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции; - определять родо-жанровую специфику художественного произведения; - выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения; -выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения Ученик получит возможность научиться: - -осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; испытывать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; - воспринимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; - осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству. 2. Содержание учебного предмета 1. Введение (1 ч) Книга как духовное завещание одного поколения другому. 2. Устное народное творчество (1 ч) Сказка «Два Ивана – солдатских сына». Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных ценностей, прославление силы, справедливости, бескорыстного служения Отечеству. 3. Литературная сказка (1 ч). Н.Д. Телешов. Сказка «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим. Нравственные проблемы, поставленные в сказке. 4. Из литературы ХIХ века (4 ч) Н. Г. Гарин-Михайловский. Повесть «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены». Поэтический образ Родины. И. С. Никитин. Стихотворения «Русь»; «Сибирь!.. Напишешь это слово…» М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»). Автор и его отношение к родине в строках лирических стихов. Н. Лесков. Рассказ «Человек на часах». Открытость и честность, требовательность к себе, деликатность по отношению к окружающим, уважение к личности и осознание факта неповторимости каждого человека. 5. Из литературы ХХ века (10 ч) Л.А. Чарская. Рассказ «Тайна». Ранимость души подростка. Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе. А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа. Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном. Р.П. Погодин. Рассказ «Время говорит – пора». Герои-подростки и их взаимоотношения с родителями в литературе и в жизни. Позиция автора. Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба. А.Г. Алексин. Рассказ «Самый счастливый день». Смысл названия рассказа. Почему семья нужна человеку? Необходимость бережного отношения к близким. Софья Радзиевская. Повесть «Болотные робинзоны». Главы «Где искать спасения?», «На Андрюшкин остров», «Война вокруг нас кружит…» (или другие по выбору). Драматическая история жителей полесской деревушки, война и дети. Смелость, мужество героев, глубокая вера в человека, в его лучшие душевные качества. Кир Булычёв. Сборник рассказов «Девочка с Земли» («Девочка, с которой ничего не случится», «Путешествие Алисы», «День рождения Алисы»). Фантастические рассказы для детей. Тема мира и гармонии. В.К.Железников. Повесть «Чучело» Нравственные уроки книги. Проблем детской жестокости в современном мире. 3. № п/п 1 2 3 Тематическое планирование Тема урока Кол-во часов Введение (1 ч.) Введение. Книга как духовное завещание одного поколения другому. 1 Устное народное творчество (1 час) Сказка «Два Ивана – солдатских сына». Воплощение в фольклорных 1 произведениях национального характера, народных нравственных ценностей, прославление бескорыстного служения Отечеству. Литературные сказки (1 час) Н.Д. Телешов. Сказка «Белая цапля». Нравственные проблемы в 1 произведении. Из русской литературы XIX века (4 часа) 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Н. Г. Гарин-Михайловский. Повесть «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда»). Становление личности героя. Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (глава «Экзамены»). Нравственные испытания подростка. Поэтический образ Родины в стихотворениях И. С. Никитина «Русь»; «Сибирь!.. Напишешь это слово…» и М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...». Н. Лесков. Рассказ «Человек на часах». Уважение к личности в произведении. Из русской литературы XX века (9 часов + 1 кр) Глубина человеческих чувств в рассказе Л.Чарской «Тайна» А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном. Р.П. Погодин. Рассказ «Время говорит – пора». Взаимоотношения детей и родителей. Доброта и дружба. А.Г.Алексин. Рассказ «Самый счастливый день». Смысл названия рассказа. Отношения с близкими людьми в рассказе. Р/Р Подготовка к написанию сочинения по теме «Мой самый счастливый день». Софья Радзиевская. «Болотные робинзоны» (гл. «Где искать спасения?», «На Андрюшкин остров»). Смелость, мужество героев, глубокая вера в человека. Софья Радзиевская. «Болотные робинзоны» (гл. «Война вокруг нас кружит…»). Война и дети. Кир Булычёв. («Девочка, с которой ничего не случится», «Путешествие Алисы», «День рождения Алисы»). Фантастические рассказы для детей. Тема мира и гармонии. В.К.Железников. Повесть «Чучело». Нравственные уроки книги. Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации. В.К.Железников. Повесть «Чучело». Проблем детской жестокости в современном мире. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1