Правдинский городской округ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа поселка Домново» (МБОУ «Средняя школа поселка Домново») СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБОУ «Средняя школа поселка Домново» (протокол №1 от 27.08.2021) УТВЕРЖДЕНО приказом и.о.директора _______________________П.А. Телятник (приказ №222 от 27.08.2021) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 2 класс 2021 год 1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир» к концу 2 года обучения: Личностные результаты: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; 2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 3) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 4) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и на ходить выходы из спорных ситуаций; 6) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 6)готовность слушать собеседника и вести диалог; 7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 8) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 9) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 10) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; Предметные результаты: 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегаюшего поведения в при родной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, 2 измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. 2. Содержание учебного предмета Где мы живем. Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета — Земля, страна — Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные — все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома — это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему. Природа. Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце — источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды От загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя). Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.. Жизнь города и села. Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя). Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе). Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя). Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя). Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу. Здоровье и безопасность. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя). Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д. Общение. Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.). Путешествия. Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).Карта мира. Материки и океаны. Страны мира. Внутрипредметный модуль «Мир вокруг нас» - 14 часов 3. Календарно- тематическое планирование № п/п Тема Количество часов 1 Родная страна. 1 2 Город и село. Проект «Родной поселок» 1 3 Природа и рукотворный мир. 1 4 1 5 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём» Входной контроль Природа Неживая и живая природа 6 Явления природы 1 7 8 1 1 9 Что такое погода? В гости к осени (экскурсия). Внутрипредметный модуль «Мир вокруг нас» Правила безопасности в походах, на экскурсиях. (1) В гости к осени 10 11 12 13 14 15 16 Звёздное небо Заглянем в кладовые Земли. Про воздух… …И про воду Какие бывают растения Какие бывают животные Невидимые нити 1 1 1 1 1 1 1 17 Дикорастущие и культурные растения Зачетная работа за 1 четверть Дикие и домашние животные Комнатные растения. Животные живого уголка. 1 Где мы живем 18 19 20 1 1 1 1 1 21 22 23 24 Про кошек и собак. Внутрипредметный модуль «Мир вокруг нас» Правила безопасности при общении с домашними животными. (2) Красная книга. Будь природе другом. Проект «Красная книга, или возьмём под защиту». Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». 1 1 1 1 Жизнь города и села 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 Что такое экономика Из чего что сделано Как построить дом Какой бывает транспорт Культура и образование. Все профессии важны. Проект «Профессии». Зачетная работа за 2 четверть В гости к зиме (экскурсия). В гости к зиме Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». Презентация проектов «Родной поселок», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии». Здоровье и безопасность Внутрипредметный модуль «Мир вокруг нас» Строение тела человека. (3) Если хочешь быть здоров. Внутрипредметный модуль «Мир вокруг нас» Правила здорового образа жизни. (4) Берегись автомобиля! Внутрипредметный модуль «Мир вокруг нас» Безопасное поведение на дорогах и улицах.(5) Школа пешехода. Внутрипредметный модуль «Мир вокруг нас» (6) Домашние опасности Внутрипредметный модуль «Мир вокруг нас» (7) Пожар! Внутрипредметный модуль «Мир вокруг нас» Правила поведения в экстренной ситуации (8) На воде и в лесу. Внутрипредметный модуль «Мир вокруг нас» Правила поведения в лесу и на воде. (9) Опасные незнакомцы. Внутрипредметный модуль «Мир вокруг нас» Правила поведения при встрече с незнакомцем. (10) Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» Общение Наша дружная семья. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Проект «Родословная». В школе. Внутрипредметный модуль «Мир вокруг нас» (11) Правила вежливости. Ты и твои друзья. Мы – зрители и пассажиры Внутрипредметный модуль «Мир вокруг нас» Правила безопасного поведения на транспорте (12) Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». Зачетная работа за 3 четверть Путешествия Посмотри вокруг… Ориентирование на местности. Ориентирование на местности Формы земной поверхности Водные богатства. В гости к весне (экскурсия). В гости к весне. Внутрипредметный модуль «Мир вокруг нас» (13) Россия на карте. Проект «Города России». Путешествие по Москве. Московский Кремль Город на Неве. Путешествие по планете. Путешествие по материкам. Страны мира. Проект «Страны мира». Впереди лето. Внутрипредметный модуль «Мир вокруг нас» Правила безопасности во время летнего отдыха (14) Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». Зачетная работа за 4 четверть Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». Итоговая работа 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1