Правдинский городской округ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа поселка Домново» (МБОУ «Средняя школа поселка Домново») СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБОУ «Средняя школа поселка Домново» (протокол №1 от 27.08.2021) УТВЕРЖДЕНО приказом и.о.директора _______________________П.А. Телятник (приказ №222 от 27.08.2021) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ» 2 класс 2021 год 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные. Учащиеся научатся: - на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка); - с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире. Учащиеся получат возможность научиться: - понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках; - с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним; - самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать; создавать собственные высказывания и произведения о Родине. Метапредметные. Регулятивные УУД Учащиеся научатся: - сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока в процессе его изучения; - формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока; - читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.); - коллективно составлять план для пересказа литературного произведения; - оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям; - выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре. - осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи. Учащиеся получат возможность научиться: - формулировать учебную задачу урока в мини-группе, принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; - читать в соответствии с целью чтения; - составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока; - оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе; - фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре; - осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи. Познавательные УУД Учащиеся научатся: - отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы; - понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов; - сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку; - создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений; - понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова; 2 - соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения; - определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей тетради; - понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого. Учащиеся получат возможность научиться: - определять информацию на основе различных художественных объектов, например литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.; - анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения; - сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива; - находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах; - самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения; - понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы; - предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей; - сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия; - соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений. Коммуникативные УУД Учащиеся научатся: - вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение; - прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои; - употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; - находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию; - оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства; - оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях; - находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет; Учащиеся получат возможность научиться: - высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; - понимать цель своего высказывания; - пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией; - участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы; - отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; - опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий; - формулировать цель работы группы, принимать и сохранять её на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции; 3 - определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм; - объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений; - находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты); Предметные Виды речевой и читательской деятельности Учащиеся научатся: - читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора; - ориентироваться в учебной книге, её элементах; - находить сходные элементы в книге художественной; - осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями; - соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); Учащиеся получат возможность научиться: - читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; - понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями; - наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает; пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя; - осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте; - задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; - делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план; - осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения; - находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); - при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях; Творческая деятельность Учащиеся научатся; - пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов с помощью учи теля; - составлять собственные высказывания на основе произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному. Учащиеся получат возможность научиться: - сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой; 4 - творчески пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя. Литературоведческая пропедевтика Учащиеся научатся: - различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа; - находить различия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научнопознавательному или художественному; составлять таблицу различий; - особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности. Учащиеся получат возможность научиться: - понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм; - определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; - находить в произведении средства художественной выразительности; - понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательство этому в тексте. 2. Содержание учебного предмета Россия – наша Родина (2 часа). В. Степанов «Что мы Родиной зовѐм». К. Паустовский «Моя Россия» Фольклор нашего народа (5 часов) Календарные народные праздники и обряды.. «Мир фольклора – мир народной мудрости». «Мир пословиц и поговорок». «Загадки и народные приметы о временах года». Проект. Сборник «Фольклор нашего народа». О братьях наших меньших (5 часов) Г.А. Скребицкий. Пушок. К.Д. Ушинский. Чужое яичко. Н.И. Сладков. Топик и Катя.. А.Л. Барто. Бедняга крот.. Е.И. Чарушин. Рябчонок. (Из цикла «Про Томку») Посещение городской библиотеки. Времена года (5 часов) В.Бианки. Как животные к холодам готовятся.. Г.Х.Андерсен.Снеговик.. А.Блок.Весенний дождь./Загадки про весну. И. С. СоколовМикитов.Бурундук.. Опрос по пройденным произведения «Что? Где? Когда?» 3. Календарно-тематическое планирование № п/п Кол-во часов Раздел 1 «Россия - наша Родина» (2 часа) 1 2 В. Степанов «Что мы Родиной зовѐм» К. Паустовский «Моя Россия» 1 1 Раздел 2 «Фольклор нашего народа» (5 часов) 3 4 5 6 7 Календарные народные праздники и обряды. «Мир фольклора – мир народной мудрости» «Мир пословиц и поговорок» «Загадки и народные приметы о временах года» Проект. Сборник «Фольклор нашего народа» 8 9 10 11 12 Г.А. Скребицкий. Пушок. К.Д. Ушинский. Чужое яичко Н.И. Сладков. Топик и Катя. А.Л. Барто. Бедняга крот. Е.И. Чарушин. Рябчонок. (Из цикла «Про Томку») Посещение городской библиотеки. 13 В.Бианки. Как животные к холодам готовятся. 1 1 1 1 1 Раздел 3 «О братьях наших меньших» (5 часов) 1 1 1 1 1 Раздел 4 «Времена года» (5 часов) 1 5 14 15 16 17 В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович» А.Блок. Весенний дождь./Загадки про весну И. С. Соколов-Микитов. Бурундук. Опрос по пройденным произведения «Что? Где? Когда?» Итого 1 1 1 1 17ч 6 Тематическое планирование № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Тема урока Любите книгу Мы идём в библиотеку. Выставка книг. Энциклопедии. Справочная литература для детей. Жизнь дана на добрые дела В.Осеева. Три товарища. В.Осеева .Просто старушка А.Гайдар. Совесть Краски осени И.Токмакова. Опустел скворечник Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки. Народные приметы. Осенние загадки. Люблю всё живое Рассказы и сказки о природе В. Бианки. Г. Снегирёв. Куда улетают птицы на зиму? Мир народной сказки Корякская сказка. Хитрая сказка Русская народная сказка. Зимовье зверей Веселый хоровод Народные заклички. Приговорки, потешки, перевёртыши. Небылицы Мы друзья Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях. С.Михалков. Как друзья познаются. М. Пляцковский. Настоящий друг Чудеса встречаются Сказки К.Чуковского Л. Толстой. Два брата. Мои самые близкие и дорогие Л. Толстой. Отец и сыновья. Старый дед и внучек. Наш театр. Е.Пермяк. Как Миша хотел маму перехитрить. Инсценирование. Кол-во часов 1 3 2 2 2 1 2 2 2 7 Учебно- методическое обеспечение Программа: Э.Э.Кац. Программа курса «Литературное чтение».УМК «Планета знаний» -М.: АСТ: Астрель, 2012 Учебник: Э.Э.Кац. «Литературное чтение. 2 класс. Учебник. В 2 ч. – М.: АСТ: Астрель, 2017. Учебные пособия: Э.Э.Кац. «Литературное чтение. 2 класс –М.: АСТ: Астрель, 2014. Методические пособия: М Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Обучение во 2 классе по учебнику «Русский язык». –М.: АСТ: Астрель, 2011. Электронные образовательные ресурсы. Образовательные порталы. http://1сентября.рф/ http://school-collection.edu.ru/ http://ped-kopilka.ru/ https://www.google.com/url?q=http://www.itn.ru/&sa=D&ust=1463477117490000&usg=AFQjCNFQ30XzZ_hWntwVm9DrLJ aYc3x5Yw https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/08/19/spisok-saytov-dlyauchiteley-nachalnoy-shkoly 8