Правдинский городской округ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа поселка Домново» (МБОУ «Средняя школа поселка Домново») СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБОУ «Средняя школа поселка Домново» (протокол №1 от 27.08.2021) УТВЕРЖДЕНО приказом и.о.директора _______________________П.А. Телятник (приказ №222 от 27.08.2021) Рабочая программа «Литература» 11 класс Домново 2021 1 Планируемые результаты Выпускник 11 класса научится: понимать образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества писателей XX вв., этапы их творческой эволюции; историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений; основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений; основные теоретико-литературные понятия; . Выпускник научится: воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительновыразительные средства языка, художественная деталь); соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения; определять жанрово-родовую специфику литературного произведения; сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации; выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя; выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебноисследовательские работы; писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы. литературные темы. Воспитательный компонент программы предусматривает формирование таких качеств, как: российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной; 2 толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нѐм взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебноисследовательской и других видах деятельности; нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни. Содержание Литература первой половины XX века СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 1. ВВЕДЕНИЕ Литература XX века — наследница всех ветвей русской национальной культуры: духовно-нравственной, революционно-активной и философско-смеховой, лишь в совокупности отражающих многообразный русский национальный характер. 2. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА (1890—1917) Социально-политические особенности эпохи. Наука и культура рубежа веков. Разграничение понятий «литература рубежа веков» (все явления литературного процесса указанного периода) и «литература Серебряного века» (только литература нравственных поисков). Литературные направления: реализм (темы и герои реалистической литературы; жанры и стилевые особенности реалистической прозы; понятие неореализма); модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), крестьянские писатели. Поэтические индивидуальности Серебряного века (К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, И. Ф. Анненский, М. А. Волошин, Н. С. Гумилев, Н. А. Клюев, И. Северянин). Проза русских символистов (Д. С. Мережковский, Ф. К. Сологуб, А. Белый). Литературоведческие понятия: модернизм, модернистские течения в литературе, жанры лирики. А. А. БЛОК. Лирика Блока как «трилогия вочеловечения», как «роман в стихах»: своеобразие композиции, место стихотворения в цикле, сборнике, книге, томе. Эволюция лирического героя. Мир стихий в лирике Блока: стихии природы, любви, искусства. Любовь-ненависть — формула отношения к миру. Величие и трагедийность выбора, совершаемого лирическим героем. «Страшный мир» в поэзии Блока. Мотив безысходности, утраты абсолюта. «Рождение человека “общественного” ценою утраты части души». Россия в лирике Блока. Особенности поэтического стиля лирики: ассоциативный характер метафоры, новизна ритмики, своеобразие символики. Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы...», «Я, отрок, зажигаю свечи...», «Предчувствую Тебя...», «Мне страшно с Тобою встречаться...», «Незнакомка», «Фабрика», «О весна, без конца и без краю...», «Снежная маска», «Кармен», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «На железной дороге», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «Соловьиный сад», «На поле Куликовом», «Россия». Поэма «Двенадцать». Революция как внерассудочная, не знающая норм и правил стихия. Неотвратимость революции как страшной необходимости. Крушение гуманизма и предвидение нового обретения Христа. Контрастность и дисгармония как основы стиля поэмы. Мотив пути как композиционный стержень произведения. Образы-эмблемы в поэме. Шум крушения мира в мелодике и ритмике поэмы. Литературоведческие понятия: ассоциативная метафора, символ, ритмика, дольник. М. ГОРЬКИЙ. Личность писателя. Основные этапы творческого пути. Поиск 3 положительного героя. Романтические рассказы. Проблема творческого метода раннего Горького: романтический реализм. Рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль». Концепция личности в романтических рассказах Горького. Соотношение характеров и обстоятельств. Принцип романтического двоемирия. Композиция романтических рассказов. Автор и рассказчик в повествовании. Автобиографический герой. Драма «На дне». Социальное и философское в пьесе. Чеховские традиции в драматургии Горького. Своеобразие системы образов драмы. Социальный критицизм Горького. Философская проблематика: проблема веры; различное понимание правды в драме (позиции Сатина, Луки и Бубнова). Неоднозначность смыслового итога пьесы. Горький-прозаик. Романы «Мать», «Дело Артамоновых» (по выбору учителя и учащихся). Роман «Мать». Идейное своеобразие романа, его связь с ранним творчеством писателя. Соединение социального и общечеловеческого в образе Ниловны. Роль христианских мотивов в романе. Роман «Дело Артамоновых». Семейная хроника. Горьковская концепция исторического развития России. Своеобразие системы образов. Символика как средство дополнительного выявления сущности персонажей и исторического процесса. Человек и история в эпосе Горького. «Жизнь Клима Самгина» (обзор). Литературоведческие понятия: философский метажанр в литературе, основные принципы литературы социалистического реализма (новый герой, соотношение личности, масс и истории). И. А. БУНИН. Личность писателя. Бунинская концепция мира и человека. Восприятие жизни как величайшего дара и осознание ее трагической хрупкости. Художественный мир писателя. Проблематика, эстетические принципы, основные мотивы творчества. Своеобразие бунинского неореализма. Рассказы «Господин из СанФранциско», «Чистый понедельник». Сюжетная организация рассказов Бунина. Точка зрения персонажа и авторская точка зрения. Пространственная и временная организация рассказов. Предметная детализация бунинского текста. Ритмическая и звуковая организация рассказов. Социальная и экзистенциальная проблематика: от кризиса «дворянских гнезд» («Антоновские яблоки») к кризису человеческой цивилизации («Господин из Сан-Франциско»). Любовь и смерть в художественном мире Бунина. Бунин как один из лучших стилистов в русской литературе XX века. Литературоведческие понятия: расширение представлений о реализме, разновидности предметной изобразительности (портрет, интерьер, бытовая деталь, речевая характеристика), ритм в прозаическом произведении. А. И. КУПРИН. Личность писателя. Неореализм А. И. Куприна в контексте традиции русской литературы. Драматичные страсти в повседневной жизни. Социальнонравственные проблемы произведений «Олеся», «Молох», «Поединок». Лиризм писателя. Жизнеутверждающая сила любви в повести «Гранатовый браслет». Сюжет и композиция произведения. Социальное, нравственное, мистическое в повести. Художественная роль музыки в произведении. Литературоведческие понятия: традиция и новаторство в литературе, тематика и проблематика произведения, психологизм, художественная деталь, язык искусства. 3. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 1920-Х ГОДОВ Литературно-общественная ситуация и формы литературной жизни. Литературные группировки и журналы. Литературные направления: реализм и неореализм, социалистический реализм, модернизм. М. А. Шолохов.«Донские рассказы». Братоубийственная война как трагедия. Обоюдная жестокость воюющих. От политической тенденциозности к общечеловеческим мотивам («Чужая кровь»). А. А. Фадеев. «Разгром».Утверждение «революционного» гуманизма. Героическая концепция личности. Ю. Либединский. «Неделя»; Ф. Гладков. «Цемент». Зарождение нормативной эстетики. Разнообразие стилевых манер писателей. Б. Пильняк. «Голый год». Традиции русской классической литературы и их переосмысление писателями 4 1920-х годов. Гротеск, гипербола, фантастика в литературе 1920-х годов. Литературоведческие понятия: понятие об орнаментальной прозе. С. А. ЕСЕНИН. Личность поэта. Мир человека и мир природы в лирике Есенина. Образ родины. Крестьянское мироощущение Есенина и его воплощение в поэзии. Гуманизм и предельная искренность есенинской лирики. Противоречивость в осмыслении и оценке послереволюционной действительности. Ощущение трагической разъединенности со своей родиной и народом в стихах Есенина 1920-х годов. Эволюция лирического героя поэта. Народно-песенная основа лирики Есенина. Самобытность интонации и образного строя. Символика цвета. Значение творчества Есенина для развития русской литературы. Поэма «Анна Снегина» в контексте творчества поэта. Исторический фон произведения. Личная судьба и судьба народная как предмет изображения поэта.Стихотворения: «В хате», «Гой ты, Русь моя родная...», «Песнь о собаке», «О красном вечере задумалась дорога...», «Я покинул родимый дом...», «Каждый труд благослови, удача!..», «Письмо матери», «Русь советская», «Неуютная, жидкая лунность...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Гори, звезда моя, не падай...», «Отговорила роща золотая...», «Синий туман, снеговое раздолье...». Поэмы: «Анна Снегина», *«Черный человек». Литературоведческие понятия: «избяной космос» в русской поэзии XX века. В. В. МАЯКОВСКИЙ. Противоречивость личности и творчества поэта. Основные этапы творческого пути. Свежесть и сила поэтического слова в дооктябрьской лирике поэта. Мир большого города в лирике Маяковского. Антивоенный и антимещанский пафос стихотворений. Бунтарство и одиночество лирического героя. Стихотворения: «Утро», «Ночь», «Адище города», «А вы могли бы?», «Война объявлена», «Вам!», «Мама и убитый немцами вечер», «Я и Наполеон», «Нате!», «Скрипка и немножко нервно», «Послушайте!». Поэма «Облако в штанах». Социальный критицизм и интимно-лирическое начало в поэме. Трагическое мироощущение лирического героя поэмы. Поэтическое новаторство Маяковского: обновление поэтической лексики, приемы развернутой и реализованной метафоры, новизна ритмико-интонационного строя. «Штурм социалистического рая» в лирике революционных и послереволюционных лет. Понимание Маяковским назначения поэта в революционной действительности. Тема любви в творчестве поэта. Стихотворения: «Левый марш», «Товарищу Нетте — пароходу и человеку», «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии». Своеобразие сатиры Маяковского. Политическая и эстетическая левизна Маяковского. Постепенное осознание противоречивости общекультурной ситуации. Канонизация ранее найденных художественных приемов. Декларативность лирики. Поэма «Хорошо!». «Вступление к поэме «Во весь голос» — честный и искренний итог жизненного и творческого пути. Роль Маяковского в развитии русской поэзии. Литературоведческие понятия: тонический стих. А. А. АХМАТОВА. Личность поэтессы. Изображение женской судьбы и психологии в ранней поэзии А. Ахматовой. Эволюция лирической героини. Гражданский пафос поэзии Ахматовой. Трагический путь женщины-поэта. Соединение обыденной детали с глубиной чувств лирической героини. Исторические или литературные герои, друзьясовременники в произведениях Ахматовой. Пушкин и Блок в лирике Ахматовой. Христианские мотивы творчества. Голос Ахматовой — голос всего русского народа, голос его совести, его веры, его правды. Стихотворения: «Песенка», «Песня последней встречи», «Перед весной бывают дни такие...», «Я научила женщин говорить...», «Пушкин», «Заплаканная осень, как вдова...», «Мне ни к чему одические рати...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Приморский сонет», «Родная земля» и др. (по выбору учителя и учеников). Поэма «Реквием», *«Поэма без героя». Литературоведческие понятия: стилизация, отстранение, лирическая новелла, цикл. 5 М. И. ЦВЕТАЕВА. Судьба и творчество Цветаевой. Романтическая основа лирики. Доэмигрантский период: тема любви, тема поэта и поэзии, тема родины. Краски, ритмика, лексика, характер лирической героини юношеских стихов. Эволюция цветаевской поэтики («Версты»). Безмерность чувств. «Стихи о Москве». Эволюция темы родины в творчестве поэта. От восторженного преклонения перед Москвой к отречению от нее в период революции и Гражданской войны. Трагедийное звучание «Лебединого стана». Фольклорные мотивы в лирике Цветаевой. Тема поэта и поэзии. Лирические посвящения поэтам, создание обобщенного образа Поэта, как некоего чуда («Стихи к Блоку», посвящения Ахматовой, Мандельштаму и др.). Эмигрантский период: трансформация основных мотивов поэзии. «Всемирная отзывчивость» лирической героини. Острота конфликта с миром в стихах периода эмиграции. «Безмерность в мире мер». Стихотворения: «Молитва», «Идешь, на меня похожий...», «Моим стихам, написанным так рано...», «Бабушке», «Говорила мне бабка лютая...», «Кабы нас с тобой да судьба свела...», «Дон», «Стенька Разин», «Если душа родилась крылатой...», «Поэты», «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Стихи к Блоку», «Стихи к Пушкину», «Прокрасться...», «Душа», «Жизни», «Тоска по Родине! Давно...», «Читателям газет», «Стол», «Куст» и др. (по выбору учителя). *Поэма: «Поэма конца». Литературоведческие понятия: мифопоэтика и компоненты поэтического ритма. 4. РУССКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН 1920—1930-Х ГОДОВ (А. Н. ТОЛСТОЙ) Идея исторического процесса в советской литературе. Концепция человека и истории в романах советских писателей (А. Чапыгин, А. Новиков-Прибой, С. Сергеев-Ценский). Роман А. Н. Толстого «Петр Первый». Становление личности в эпохе. Проблема соотношения личности и народных масс. Особенности изображения исторической эпохи. Способы создания характеров. Язык и стиль романа. М. А. БУЛГАКОВ. Творческий путь писателя. Социально-историческое и философское в повести «Собачье сердце». Философско-этическая проблематика романа «Мастер и Маргарита». Библейский сюжет и его интерпретация. Особенности сатиры в романе. Своеобразие и роль фантастики в романе. Тема судьбы и личной ответственности в романе. Судьба художника. Лирическое начало в романе. Бессмертие любви и творчества. Экзистенциальная проблематика романа. Композиция произведения. Особенности жанра. Традиции Гоголя, Щедрина и Достоевского в творчестве Булгакова. Связь романа «Мастер и Маргарита» с традициями мировой литературы. Историко-культурный контекст романа «Белая гвардия». Сюжет и композиция произведения. Лейтмотивы и символы в романе. Проблематика, конфликт и идея произведения. История и личность. Роль эпиграфов в произведении. Положительный идеал автора. Художественные средства изображения действительности. Особенности драматургии Булгакова. Пьеса «Дни Турбиных» и роман «Белая гвардия». Литературоведческие понятия: философско-мифологическая литература. И. С. ШМЕЛЕВ. Нравственно-философская линия в литературе русского зарубежья. Судьба и личность И. Шмелева. Роман «Лето Господне». Тема постижения ребенком Божьего мира. Красочность описаний, портретов. Образы людей из народа. Своеобразие языка (сочетание народной, библейской и литературной лексики). Изображение русского национального характера в рассказах «Мартын и Кинг» и «Небывалый обед». 5. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 1930—1950-Х ГОДОВ (ОБЗОРНОЕ ИЗУЧЕНИЕ) Литературный процесс 1930х годов. Пафос революционного преобразования действительности и утверждение творчески активной личности в советской литературе. Постановление ЦК ВКП(б) о роспуске РАПП и других литературных объединений и создании единого Союза писателей СССР. Первый съезд писателей (его положительное и отрицательное 6 значение для развития русской литературы). Социалистический реализм: история возникновения; политические и эстетические принципы. Репрессии 1930-х годов и личные судьбы писателей. Писатели русского зарубежья и андеграунда — продолжатели традиций русской классической литературы XIX столетия и Серебряного века. Развитие русской идеи соборности и духовности, всеединства и любви в творчестве писателей-эмигрантов. Русская литература в годы Великой Отечественной войны. Основные темы. Идеи патриотизма и народности в освещении войны. Возвращение трагедийного начала в отечественную литературу. Постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград». Нормативность в эстетике 1940—1950-х годов. Теория бесконфликтности. Жанры литературы 1930—1950х годов. Производственный роман (В. Катаев. «Время, вперед!», Ф. Гладков. «Энергия», И. Эренбург. «День первый» и др.) как важнейший жанр литературы социалистического реализма. «Соть» Л. Леонова и «Люди из захолустья» А. Малышкина как высшее достижение жанра и преодоление его канонов. Роман воспитания. Проблема героического характера и ее решение в романах Н. Островского «Как закалялась сталь» и А. Макаренко «Педагогическая поэма». Роман М. Шолохова «Поднятая целина». Философский роман (М. Пришвин. «Кащеева цепь», Л. Леонов. «Evgenia Ivanovna», М. Булгаков. «Мастер и Маргарита»). Юмористическая и сатирическая литература. Оптимистическая сатира И. Ильфа и Е. Петрова («Двенадцать стульев», «Золотой теленок»). «Грустная сатира» А. Аверченко, Н. Тэффи, М. Зощенко. Творчество М. Зощенко («Аристократка», «Бедность», «История болезни», «Баня», «Гости», «Качество продукции», «Дама с цветами» и других рассказы 1920-х годов). Своеобразие юмора и сатиры Зощенко. Герой Зощенко: его социальный статус и мироощущение. Сказовое начало в рассказах писателя. Автор и рассказчик. Речевые характеристики рассказчика и персонажей. Комизм положений и речевой комизм. Истоки и важнейшие особенности языка произведений Зощенко. Язык Зощенко как выражение своеобразия эпохи. Рассказы Тэффи («Ке фер?», «Городок», «День», «Маркита», «Доктор Коробко», «Яго», «Мать», «Слепая», «Гдето в тылу», «Гурон»). Мастерство психологических характеристик персонажей. Грустный юмор рассказов писательницы. Поэзия военных лет. (М. Исаковский, А. Сурков, К. Симонов, П. Антокольский и др.). Проза 1940-х годов о Великой Отечественной войне. Развитие гоголевской и толстовской традиций в послевоенных романах и повестях о войне («Молодая гвардия» А. Фадеева, «Звезда» Э. Казакевича, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова, «Спутники» В. Пановой). Усиление догматизма и нормативности в советской литературе конца 1940-х годов. Творчество писателей русского зарубежья. Христианские философско-художественные произведения И. Шмелева, Б. Зайцева. Тема любви и смерти в позднем творчестве И. Бунина («Темные аллеи»). «Парижская нота» и поэтические открытия Б. Поплавского. Традиции Достоевского в романе Н. Нарокова «Мнимые величины». Литературоведческие понятия: разновидности комического, сказ как стиль повествования и как жанр, сюрреализм. О. Э. МАНДЕЛЬШТАМ. Основные этапы творчества. «Тоска по мировой культуре» как определяющая особенность творчества Мандельштама. Своеобразие эстетики Мандельштама, отношение к слову. Архитектурная точность, вещественность в поэтике «Камня». Значение историко-культурных реминисценций. Проблема разрыва культурных эпох. Особенности поэтики Мандельштама 1920-х — начала 1930-х годов. Цикл «Тristiа». Концепция «осевого времени». Поэт и его век. Лирический герой последних произведений Мандельштама («Московские стихи», «Воронежские тетради»). Стихотворения: «Я изучил науку расставанья...», 7 «Отравлен хлеб и воздух выпит...», «Ласточка», «Я не слыхал рассказов Оссиана...», «Я не увижу знаменитой Федры...», «Я слово позабыл, что я хотел сказать...», «Сумерки свободы», «В Петербурге мы сойдемся снова...», «Импрессионизм», «Век», «Ленинград», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Мы живем, под собою не чуя страны...», «Ода» (по выбору учителя и учеников). Литературоведческие понятия: литературно-мифологические ассоциации. В. В. НАБОКОВ. Личность и творческий путь писателя. Феномен двуязычия и его влияние на стилистику Набокова. Своеобразие художественного мира писателя. Гносеологическая проблематика его произведений. Герои Набокова. Роман «Приглашение на казнь». Сюжет романа. Система персонажей и предметный мир. Металитературные аспекты произведения. Литературный прием как главный герой набоковской прозы. Виртуозность словесной техники Набокова. Многообразие интерпретаций романа. Литературоведческие понятия: авторская ирония, иллюзия, метаконструкция, образ автора, палиндром. Н. А. ЗАБОЛОЦКИЙ. Личность и творческий путь поэта. Раннее творчество (ОБЭРИУ, книга «Столбцы», 1929): мир, полный «неуклюжего значения»; художественный эксперимент и гротеск в лирике поэта. Олицетворение как конструктивный прием поэзии Н. Заболоцкого. Творчество поэта после 1933 года: натурфилософская поэзия, проблемы гармонии человека и природы, места человека в мироздании, бессмертия личности. Эволюция в сторону «неслыханной простоты» поздней лирики. Стихотворения: «Новый быт», «Движение», «Ивановы», «Рыбная лавка», «Лицо коня», «В жилищах наших», «Я не ищу гармонии в природе...», «Вчера, о смерти размышляя...», «Метаморфозы», «Уступи мне, скворец, уголок...», «Завещание», «Читая стихи», «О красоте человеческих лиц», «Гдето в поле возле Магадана...», «Не по зволяй душе лениться...» (по выбору учителя и учеников). Литературоведческие понятия: натурфилософская поэзия, понятие о медитативной лирике. А. Т. ТВАРДОВСКИЙ. Формирование личности поэта. Образ дороги — характерный лейтмотив творчества А. Твардовского. Поэма «Страна Муравия». Сказочнофольклорный характер поэмы. Сложность исканий Моргунка, воплощенная в духе классических традиций русской поэзии. Твардовский в годы Великой Отечественной войны. Поэма «Василий Теркин» (повторение). Сочетание бытовых реалий и символики, героики и юмора. Теркин — воплощение русского национального характера. Проблема соотношения автора и героя. Жанр поэмы. И. Бунин о поэме «Василий Теркин». Поэма «По праву памяти» — лирическая исповедь поэта. Поэма «За далью — даль» как лирическая эпопея. Духовный мир лирического героя, тема ответственности человека за происходящее, неусыпной памяти. Лирический герой и историческая реальность. Идейно-художественная эволюция Твардовского. Язык и стиль поэмы. Связь публицистических и лирико-исповедальных черт стиля. Лирика Твардовского. «Я убит подо Ржевом», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «Береза». Исповедальность лирики поэта, сопряжение биографического и общечеловеческого. Деятельность А. Т. Твардовского на посту главного редактора «Нового мира». Значение творчества Твардовского для русской литературы. Литературоведческие понятия: пафос, стиль, хронотоп. А. П. ПЛАТОНОВ. Личность писателя. Своеобразие художественного мира Платонова. Основные лейтмотивы платоновской прозы: мотив дороги, мотив сиротства, мотив смерти, тоска по абсолюту; образ странника. Своеобразие художественного пространства произведений Платонова. Самозабвенный поиск истины, смысла всего сущего героями Платонова. Осмысление революции и послереволюционной эпохи в прозе Платонова. Рассказ «Сокровенный человек», повесть «Котлован». Философская глубина произведений. Принципы создания портрета и пейзажа. Символика в произведениях писателя. Стилевая неповторимость прозы Платонова. Язык Платонова: истоки и важнейшие законы. Литературоведческие 8 понятия: философская проза, мотив, символика литературного произведения, многообразие языковых приемов в литературе XX века. М. А. ШОЛОХОВ. Личность писателя. Развитие толстовской традиции эпического изображения судьбы народа в романистике Шолохова. Романы «Тихий Дон», «Поднятая целина» (по выбору учителя и учеников). Роман «Тихий Дон». Мир донского казачества в романе. Система персонажей. Поиски правды. Проблема «общей» и «частной» правды. «Мысль семейная» в романе. Женские образы. Тема материнства. Трагедия Григория Мелехова. Природное и социальное в личности героя. Конкретно-историческое и общечеловеческое в романе. Мастерство Шолоховахудожника. Функции портрета, пейзажа, массовых сцен в романе. Драматургические принципы в эпическом произведении. Своеобразие языковой манеры Шолохова. Сюжетно-композиционная многоплановость «Тихого Дона». Своеобразие жанра романа-эпопеи в творчестве Шолохова. Роман «Поднятая целина». Две части романа — взгляд на события коллективизации с позиций современности и временно́го расстояния. Реализм и идеализация. Система образов романа: большевики и крестьяне. Роль вставных новелл и лирических отступлений во второй книге. Споры о романе. Рассказ «Судьба человека» (повторение). Трагическое описание войны. Гуманизм рассказа. Своеобразие композиции. Литературоведческие понятия: жанр романаэпопеи, трагическое в литературе. Б. Л. ПАСТЕРНАК. Творческий путь и особенности мироощущения поэта. Сила и интенсивность контакта лирического героя с миром. Мгновенье и вечность, быт и мироздание в поэзии Пастернака. Художник и время. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Метель», «Про эти стихи», «Определение поэзии», «Плачущий сад», «Душная ночь», «Сестра моя — жизнь и сегодня в разливе...», «О, знал бы я, что так бывает...», «На ранних поездах», «Ночь», «В больнице», «Во всем мне хочется дойти до самой сути...», «Быть знаменитым некрасиво...», «Зимняя ночь», «Гамлет», «На Страстной», «Единственные дни» и др. (по выбору учителя и учеников). Своеобразие метафоры Пастернака. Роль предметной детали в его поэзии. Мастерство звукописи. Лирический роман «Доктор Живаго» (общая характеристика романа с рекомендациями для самостоятельного чтения). Судьбы русской интеллигенции и своеобразие оценки исторических событий в романе. Поэтическая природа прозы Пастернака. «Доктор Живаго» как «лирическая автобиография» поэта (Д. С. Лихачев). Судьба писателя и его романа. Литературоведческие понятия: лирический роман. 6. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 1960-Х ГОДОВ (ОБЗОРНОЕ ИЗУЧЕНИЕ). «Оттепель» И. Эренбурга, тетралогия «Братья и сестры» Ф. Абрамова, произведения А. Яшина, В. Тендрякова. Роль «возвращенной» отечественной литературы (произведения Е. Замятина, А. Платонова, Б. Пильняка, М. Булгакова, А. Ахматовой, В. Гроссмана, Б. Пастернака и др.) и литературы русского зарубежья (произведения И. Шмелева, Д. Мережковского, З. Гиппиус, М. Алданова и др.) в этом процессе. Развитие так называемой лагерной темы в творчестве А. Солженицына и В. Шаламова. Начало творчества И. Бродского. Роль литературно-художественных журналов в литературном процессе. Журнал «Новый мир». Литературно-эстетические явления 1950—1990-х годов. Признание правомерности художественного многообразия в литературе. Преодоление нормативизма, догматизма, иллюстративности. Стремление осознать во всей полноте обретения и трагедии нашего пути. Усложнение художественных конфликтов. Отказ от одного типа героя, появление наряду с положительными так называемых амбивалентных героев. Постановка общечеловеческих и религиозно-нравственных проблем в литературе. Усиление аналитических начал, связанное с осмыслением героического и трагического пути России в XX веке. Возникновение так называемой «громкой» и «тихой» лирики; «городской» и «деревенской прозы». Проза В. М. Шукшина. Проблема народа как центральная в его творчестве. Создание многообразного народного национального 9 характера, утверждение права человека на индивидуальность и уважение («Чудик», «Жена мужа в Париж провожала»). Изображение трагедии нереализованных возможностей, неприятие зла, бездуховности (рассказы по выбору учителя и учеников). А. И. СОЛЖЕНИЦЫН. Изображение русского национального характера и судьбы России в мировой истории — основная тема творчества А. Солженицына. «Узловой» принцип сюжетно-композиционного построения произведений писателя. Философия языка писателя. «Словарь языкового расширения». Рассказ «Один день Ивана Денисовича». Изображение «системы» тоталитаризма и репрессий. Иван Денисович как тип русского национального характера. Сюжетные и композиционные особенности. Рассказ «Матренин двор» (повторение). Смысл первоначального заголовка «Не стоит село без праведника». Праведница Матрена и традиции житийной литературы. Противостояние людей и «паразитов несочувственных» в системе образов рассказа. «Матренин двор» и «деревенская проза» 1960—1970-х годов. Проблемы жизни и смерти, выбора и ответственности в романистике писателя («Раковый корпус»). Автобиографичность и художественный вымысел. Реализм и символика. Общая характеристика эпопеи «Красное колесо». «Крохотки» как жанр философских миниатюр. Литературоведческие понятия: жанр жития, национальный характер, историзм повествования. В. Т. ШАЛАМОВ. Трагическая судьба писателя. Проблема нравственного выбора личности в условиях абсолютной несвободы в «Колымских рассказах» и других книгах писателя. Полемика с Ф. М. Достоевским и А. И. Солженицыным по вопросу о роли «лагерного опыта» в жизни человека («Красный крест»). Понятие «самого последнего» в жизни заключенного («Выходной день»). Природное и человеческое в рассказе «Стланик». Притчевое начало малой прозы писателя. Литературоведческие понятия: притча. В. Г. РАСПУТИН. Личность писателя. Проблематика творчества: память и беспамятство; человек и природа; человек и малая родина. Мотив покаяния. Повесть «Прощание с Матёрой». История и современность в повести. Система персонажей. Своеобразие художественного пространства. Роль символики.Трагедия современной жизни России в рассказе «Нежданно-негаданно». Традиции русской классики в прозе В. Распутина. Языковое мастерство писателя. Творчество Распутина как высший этап «деревенской прозы». Литературоведческие понятия: «деревенская проза». 7. ЛИТЕРАТУРА О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА Три потока военной прозы: художественно-документальная, героико-эпическая, судьба отдельного человека. Развитие толстовской реалистической и гоголевской романтической традиций в современной военной литературе. Антивоенный пафос военной прозы. Значение рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» для решения в литературе 1950—1970-х годов проблемы «человек на войне». Художественнодокументальные произведения о Великой Отечественной войне. С. С. Смирнов. «Брестская крепость»; А. М. Адамович и Д. А. Гранин. «Блокадная книга». Историческая правда и мастерство художественного обобщения. Эпическое изображение войны в романах К. М. Симонова «Живые и мертвые» и В. С. Гроссмана «Жизнь и судьба». Толстовские традиции. Тема гуманизма на войне. Философское восприятие войны как мировой битвы демократии и тоталитаризма. Авторское слово в романах Симонова и Гроссмана. Лирическая фронтовая повесть («лейтенантская проза»). Повести Г. Я. Бакланова «Пядь земли» и К. Д. Воробьева «Убиты под Москвой». Проблема нравственного выбора человека на войне. Роман Ю. В. Бондарева «Горячий снег»: от традиций «лейтенантской прозы» к эпическому повествованию. Испытание жизненной позиции человека в условиях войны. Проблема подвига на войне. Романтическое восприятие войны в повести Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие...». Народный взгляд на войну. Прием несобственно-прямой речи. 10 Романтизация конфликта и образов героев в повести. Новаторское построение романа В. О. Богомолова «В августе сорок четвертого...»: введение в повествование разных точек зрения, документов — служебных записок, военных сводок и т. д. Решение философско-этических проблем, связанных с войной, в прозе В. В. Быкова. Повесть «Сотников». Проблема выбора. Проблема нравственного подвига. Система персонажей. Приемы раскрытия внутреннего мира человека. Своеобразие композиции и сюжета. Христианские мотивы в повести. Творчество В. Л. Кондратьева. Повесть «Сашка». Герой повести. Композиция и ее роль в раскрытии характера Сашки. Испытание властью, любовью и дружбой. Проблема гуманизма на войне. Проза о войне 1980—1990-х годов. (Подробно изучается одно произведение по выбору учителя и учеников.) Литературоведческие понятия: понятие лирической и романтической фронтовой прозы, притчевого повествования о войне. 7. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПОИСКИ И ТРАДИЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЭЗИИ (ОБЗОРНОЕ ИЗУЧЕНИЕ). Многообразие стилей и поэтических школ — основная черта современной поэзии. Проблема традиции в поэзии последних десятилетий XX века. Единство общей тональности и неповторимость индивидуальных поэтических стилей Н. Рубцова, Ю. Кузнецова. Соединение реалистических и постмодернистских традиций в поэзии Ю. Кузнецова. Экзистенциальные трагические мотивы стихов поэта. Постмодернистская поэзия Д. Пригова, И. Жданова, А. Еременко, А. Парщикова и других поэтов нового поколения. Классические традиции в современной поэзии. Сочетание современности и классики в творчестве А. Кушнера, Г. Русакова, О. Чухонцева, Г. Гандлевского. Перспективы поэзии XXI века. Стирание граней между течениями. Теория литературы: постмодернизм, реминисценция, аллюзия, центон, палимпсест. 8. АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ. Социокультурный смысл феномена авторской песни. Авторская песня как явление литературы. Разнообразие направлений и индивидуальных стилей. Темы и герои песен Б. Ш. Окуджавы. Ассоциативное и аллегорическое начала, тонкий лиризм — своеобразие песенного творчества поэта. (Произведения по выбору учителя и учеников.) Тема российской истории, войны и безнравственного общества в песнях-стихах А. А. Галича. (Произведения по выбору учителя и учеников.) И. А. БРОДСКИЙ. Личность и судьба поэта. Влияние европейской поэзии на творчество Бродского. Своеобразие видения мира в поэзии Бродского. Своеобразие ритмики и синтаксиса. Особенности звуковой организации поэтического текста. Значение культурных реминисценций. Философичность поэзии Бродского. Стихотворения: «Стансы», «Пилигримы», «Большая элегия Джону Донну», «Пенье без музыки», «Конец прекрасной эпохи», «Почти элегия», «Я родился и вырос...», «...и при слове “грядущее”...», «Ниоткуда с любовью...», «Я входил вместо дикого зверя в клетку», «Рождественская звезда» и др. (по выбору учителя и учеников). Календарно-тематическое планирование уроков литературы 11 класс № урока 1-2 Тема урока Введение. Судьба России в 20 веке. Русская литература 20 века. Основные направления, темы и проблемы. Литературный процесс начала 20 века. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп. Выявление уровня литературного развития учащихся. 11 Количество часов 2 3 4 5 6-7 8-9 10 11-12 13 14 15-16 17 18-19 А.А.Блок. Жизнь и творчество. А.А. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме». Тема страшного мира в лирике А. Блока. Тема Родины в лирике А. Блока. Поэма «Двенадцать» и сложность ее художественного мира. М.Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль». «На дне» как социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга. Три правды в пьесе «На дне». Ее социальная и нравственнофилософская проблематика. Смысл названия Горький-прозаик. Романы «Мать», «Дело Артамоновых» (обзор). Р.р. Письменная работа по творчеству М. Горького. И.А.Бунин. Жизнь и творчество. Лирика, ее философичность, лаконизм и изысканность. И.А.Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Социальнофилософское обобщение. Тема любви в рассказе «Чистый понедельник». 1 1 1 2 2 1 2 1 1 1 2 1 2 1 22-23 24-25 Рассказы Бунина о любви из сборника «Темные аллеи». А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Изображение мира природы и человека в повести «Олеся». Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет». Р.р. Сочинение по творчеству Бунина и Куприна. 26 27 Литературный процесс 20-х годов С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика. 2 1 28 Тема России в лирике С. Есенина. 1 29 30 Любовная тема в лирике С. Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия. Трагизм восприятия гибели русской деревни. Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы» В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта. Своеобразие любовной лирики В.В. Маяковского. Тема поэта и поэзии. Р.р. Сочинение по лирике А.Блока, С. Есенина, В. Маяковского. А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Основные темы лирики Ахматовой. Особенности поэтических образов. Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой. Поэма «Реквием». Особенности жанра и композиции. Роль эпиграфа, посвящения и эпилога. 1 1 20 21 31-32 33 34 35 36-37 38 39 40 41-42 43-44 М. И. Цветаева. Основные темы творчества. Своеобразие поэтического стиля. 12 1 2 1 2 1 1 1 2 1 1 1 2 Р.р. Творческая работа по творчеству А.Ахматовой и М. И.Цветаевой, анализ стихотворений. Е.Замятин. Своеобразие личности и художественный мир писателя. Развитие жанра антиутопии в романе Замятина «Мы». Судьба личности в тоталитарном государстве Русский исторический роман 20—30-х годов XX века (обзор). Своеобразие личности и творческий путь М.Булгакова. История создания романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Жанр и композиция произведения. Три мира в романе «Мастер и Маргарита». Ершалаимские главы. 2 55-56 Московские главы. Мастерство Булгакова-сатирика. 2 57 58 История Мастера и Маргариты. РР. Творческая работа по роману Булгакова «Мастер и Маргарита». Художественное тематическое единство произведений И. Шмелёва. Книга И. Шмелёва «Лето Господне». 2 1 1 63 Особенности и закономерности литературного процесса 30— 50-х годов. Личность и художественный мир А. Т. Твардовского. Лирика. Размышление о настоящем и будущем России. Народный характер поэмы «Василий Теркин». 64 Образ главного героя 1 65 «Чужой среди своих». Судьба писателя А. Платонова. 1 «Непростые» простые герои писателя. Жизнь и творчество М. Шолохова. История создания романа 1 «Тихий Дон». Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон». 1 45 46 47 48-49 50 51-52 53-54 59 60 61 62 66 67-68 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 69-70 «Чудовищная нелепица» Гражданской войны в изображении 2 Шолохова. 71-72 Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий 2 Дон». 73 Женские судьбы в романе «Тихий Дон». 2 74 Творческая работа по роману Шолохова «Тихий Дон». 1 75 Страницы жизни и творчества Б. Пастернака. Философский характер лирики поэта. Б. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Человек, история и природа в произведении (обзор). Литературный процесс 60-х годов Жизнь и творчество А.Солженицына. Своеобразие раскрытия 1 76 77 78 13 1 1 1 79 80 81-82 83-84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 «лагерной» темы в творчестве писателя «Один день Ивана Денисовича». Эпоха, отражённая в рассказе. Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. «Деревенская проза»: истоки, проблемы, герои. В. Распутин «Прощание с Матерой». Тема ответственности человека перед прошлым и будущим. Образы главных героев повести В.Распутина «Прощание с Матерой». Нравственные проблемы в произведениях писателей «деревенской прозы». Городская проза. Нравственные проблемы повести Ю. Трифонова «Обмен». Нравственные проблемы повести Ю. Трифонова «Обмен». Ф.Искандер.Художественный мир писателя Три направления развития прозы о войне в 50-70 годы. Военная поэзия. Новое осмысление военной тематики. «Лейтенантская проза». Традиции фронтовой лирической повести в произведениях Б. Васильева, В. Кондратьева. Цельный характер главного героя в повести В. Кондратьева «Сашка». РР Творческая работа «Нравственные уроки войны». 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Многообразие художественно-стилевых поисков в 1 современной поэзии ХХ века. Бардовская поэзия в развитии литературного 1 процесса.Б.Окуджава – основоположник авторской песни. Новая поэтическая « энциклопедия русской жизни» в лирике 1 В. Высоцкого. Художественное мастерство И. Бродского. 1 Итоговая контрольная работа «Литература ХХ века» 2 Анализ контрольной работы, подведение итогов 14 1