Правдинский городской округ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа поселка Домново» (МБОУ «Средняя школа поселка Домново») СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБОУ «Средняя школа поселка Домново» (протокол №1 от 27.08.2021) УТВЕРЖДЕНО приказом и.о.директора _______________________П.А. Телятник (приказ №222 от 27.08.2021) Рабочая программа «Литература» 5 класс Домново 2021 год Планируемые результаты освоения предмета Личностными результатами изучения предмета «Литература» в 5 классе являются следующие умения и качества: – устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста. – потребность в самовыражении через слово; -формирование основ экологической культуры; – устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении, ответственное отношение к учению. Метапредметные результаты Обучающиеся научатся: – самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; – самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; – работать по плану, сверяя свои действия с целью; Предметные результаты Обучающиеся научатся в познавательной сфере: – понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; – пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; – извлекать информацию, представленную в разных формах; – владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); – составлять план, таблицу, схему; – излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; – работать со справочной литературой ( словарями, справочниками, энциклопедиями); – осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинно-следственные связи; – строить рассуждения, аргументируя и делая выводы. Обучающиеся научатся в коммуникативной сфере: – уметь формулировать собственное мнение и аргументировать его; – уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; – уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; – уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создаватьтексты различного типа, стиля, жанра; – оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога; – выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. Учащийся научится: На необходимом (базовом) уровне: – осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм); – выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере; – видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса; – использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях; – выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»; – пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок; – выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определятьжанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной; – осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; – адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное; – воспринимать художественный текст как произведение искусства; – определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения; – сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах. Получит возможность научиться: – сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов); – сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии; – устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия); – выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; – оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств. Воспитательный компонент программы предусматривает формирование таких качеств, как: – любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; чувство гордости за свою Родину; сознание свей этнической принадлежности; – осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; – ориентация в системе моральных норм и ценностей; – уважение и принятие других народов России и мира, их культуры, межэтническая толерантность; -коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. Содержание учебного предмета Введение (2 ч.) Устное народное творчество (8 ч.) Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор. Сказки как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. Из древнерусской литературы (2ч.) «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Из литературы XVIII века (1 ч.) М. В. Ломоносов. Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин.«Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. Из литературы XIX века (29 ч.) Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра. И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. В. А. Жуковский.«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.«Кубок». Герои баллады. А. С. Пушкин.Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти. «У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастической и достоверно-реальное в литературной сказке. В. М. Гаршин. «Attalta Princeps». Героическое и обыденное в сказке. М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Историческая основа стихотворения. Н. В. ГогольПовести из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Заколдованное место», «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь, или Утопленница». Н. А. Некрасов. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. «Есть женщины в русских селеньях...». Поэтический образ русской женщины.Стихотворение «Крестьянские дети». И. С. Тургенев. «Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим. А.А. Фет.Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни. Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. А.П. Чехов. «Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок). Из литературы XX века (29 ч.) И. А. Бунин. «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. В.Г. Короленко. «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. С.А. Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтическое изображение родной природы. П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. К.Г. Паустовский. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. Сказки С. Я. Маршака.«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. А, П. Платонов.«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла. В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальной ситуации. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». И.Бунин. «Помню—долгий зимний вечер...»; Прокофьев. «Аленушка»; Д. Кедрин.«Аленушка»; Рубцов. «Родная деревня», Дон-Аминадо. «Города и годы». Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики. Из зарубежной литературы (17 ч.) Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Даниель Дефо. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Г.Х. Андерсен. «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Дж. Лондон. «Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, смекалка. Тематическое планирование (88 ч.) № п/п Тема Кол-во часов на изучение Введение – 2 ч. 1-2. Книга в духовной жизни человека. 2 Устное народное творчество – 8 ч. 3.-4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11 12 13 14. 15. 16. Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор.Модуль «Совершенствование устной речи» Русские народные сказки. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка.Модуль «Сказки народов России» «Царевна-лягушка». Василиса Премудрая и Иван-царевич.Народная мораль в сказке и поступках героев.Модуль «Законы сказочного мира» «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Тема мирного труда и защиты родной земли. Особенности сюжета сказки. 2 «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки. Нравственное превосходство главного героя. Модуль «Законы сказочного мира». Входной контроль. Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель».Модуль «Сказки народов России» 1 Р.р. Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос по сказкам. Из древнерусской литературы-2 ч. «Повесть временных лет» как литературный памятник. Из «Повести временных лет»: «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Из литературы XVIII века-1 ч. 1 М.В. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. 1 Из литературы XIX века -29 ч. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр. Крыловбаснописец. Басня «Волк на псарне»- отражение исторических событий в басне. Модуль «Совершенствование устной речи» Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Обличение человеческих пороков в баснях.Р.р. «Мои любимые басни И.А.Крылова». Модуль «Совершенствование устной речи» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17. В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна» 1 18. В.А. Жуковский. Начало литературного творчества. Жанр баллады. «Кубок» 1 19. А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне». «У лукоморья дуб зеленый…» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила») А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». События и герои сказки А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Сравнительная характеристика героев.Р.р. Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос по творчеству А.С.Пушкина.Модуль «Литературная викторина» 1 20. 21. 1 1 Русская литературная сказка. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». Мораль сказки. М.Ю. Лермонтов.Стихотворение «Бородино» Художественные особенности. Проблематика и поэтика стихотворения «Бородино». Модуль «Совершенствование устной речи» Н.В. Гоголь. Сюжет и герои повести «Заколдованное место» 2 Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селениях…» -отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Язык стихотворения. 1 29. И.С. Тургенев. Повесть «Муму» как произведение о крепостном праве.Модуль «Уроки нравственности в произведениях русских писателей» 1 30. Герасим и его окружение: система образов в повести. 1 31. Смысл финала рассказа «Муму».Р.р. И.С. Тургенев –мастер портрета и пейзажа.Модуль «Постижение красоты, богатства и выразительности русского слова» 1 32. Анализ стихотворений А. А. Фета: «Весенний дождь», «Чудная картина…»,«Задрожали листы, облетая…». 1 33. Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Краткий рассказ о писателе. Историческая основа рассказа. Понятие о сюжете. Жилин и Костылин-два разных характера, две разные судьбы.Модуль «Осознание роли литературы в жизни общества и государства» 1 35. «Кавказский пленник»: бессмысленность и жестокость национальной вражды. Модуль «Уроки нравственности в произведениях русских писателей» 1 36. Р.р. Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос по рассказу «Кавказский пленник». 1 37. Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова,И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого. А. П. Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ. Осмеяние глупости и невежества в рассказе. Модуль «Осознание роли литературы в жизни общества и государства» Вн. чт. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Рассказы Антоши Чехонте. Контроль и систематизация усвоенных знаний за 1 полугодие. Контрольная работа за 1 полугодие Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…». А. Н. Майков. «Ласточки»; И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне»(отрывок); И.З. Суриков «Зима» (отрывок); А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок). Модуль «Постижение красоты, богатства и выразительности русского слова» 1 22.-23. 24. 25. 26. 27. 28. 34. 38 39. 40. 41. 42. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Из литературы XX века -29 ч. 43. И.А. Бунин. Эстетическое в рассказе «Косцы» 1 44. Вн.чт. И. А. Бунин. «Подснежник». Тема историческогопрошлого России. Праздники ибудни в жизни главного героя.Приёмы антитезы. 1 45. 46. 47. 48. 49-50 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70.-71 В. Г. Короленко. «В дурном обществе»: судья и его дети.Модуль «Осознание роли литературы в жизни общества и государства» «В дурном обществе»: семья Тыбурция. Модуль «Овладение различными типами пересказа» «В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела». Модуль «Уроки нравственности в произведениях русских писателей» Р.р. Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос по повести «В дурном обществе». 1 С. А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…». Модуль «Постижение красоты, богатства и выразительности русского слова» П. П. Бажов. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы. Модуль «Законы сказочного мира» «Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы. Сказ как жанр литературы. Своеобразие языка. Модуль «Постижение красоты, богатства и выразительности русского слова» К. Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки. К.Г. Паустовский. Нравственные оценки героев рассказа «Заячьи лапы».Модуль «Уроки нравственности в произведениях русских писателей» С.Я. Маршак. Драматическая сказка «Двенадцать месяцев» 2 «Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа. Драма как родлитературы. Р.р. Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос по сказке «Двенадцать месяцев» А. П. Платонов. «Никита»: человек и природа в рассказе. 1 «Никита»: быль и фантастика. Реальность и фантастика в рассказе. В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации. Человек и природа в рассказеВ.П. Астафьева «Васюткино озеро» 1 Р.р. Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос по рассказу «Васюткино озеро». Модуль «Овладение различными типами пересказа» А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»: подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. Модуль «Дети и война (стихи о ВО войне)» К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку налафете…».Модуль «Дети и война (стихи о ВО войне)» Р.р. Стихи о великой Отечественной войне. Отражение подвига детей в военной лирике. И. А. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер…»; Дон-Аминадо. «Города и годы». Лирические произведения о Родине и родной природе. Модуль «Зима в стихотворениях русских поэтов» Образ родины встихах о природе: Д. Кедрин. «Алёнушка»; А. Прокофьев. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня». Саша Чёрный. «Кавказский пленник». Образы детей в рассказе. 1 Саша Чёрный. «Игорь-Робинзон». Образы исюжеты литературной классики. Юмор и его роль в рассказе. Ю. Ч. Ким. Песня«Рыба-кит» как юмористическое произведение. 1 Из зарубежной литературы (17ч.) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 72. 73.-74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81.-82. 83. 84. 85. 86.-87. 88. Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мёд»: верность традициям предков. Модуль «Значение картин природы в творчестве писателей» Д. Дефо. «РобинзонКрузо»: необычайные приключения героя. Модуль «Овладение различными типами пересказа» Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами. Д. Дефо. «Робинзон Крузо» как произведение о силе человеческого духа. Модуль «Литературная викторина» Х.-К. Андерсен.«Снежная королева»: реальность и фантастика в сказке. Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: сказка о великой силе любви. Модуль «Законы сказочного мира» Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: «что есть красота?». Снежная королева и Герда – противопоставление понятий о красоте. Модуль «Литературная викторина» Р.р Подготовка к устному и письменному домашнему ответу на проблемный вопрос по сказкам Андерсена. М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства. 1 М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: дружбагероев. Том и Гек. Том и Бекки. Джек Лондон.«Сказание о Кише»: что значит быть взрослым? Модуль «Значение картин природы в творчестве писателей» Итоговое тестирование в рамках промежуточной аттестации 1 Джек Лондон. «Сказание о Кише»: мастерство писателя. Джек Лондон — мастер изображенияэкстремальных жизненных ситуаций. РР. Итоговый урок-викторина. «Путешествие по стране Литературии 5 класса». 2 2 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1