РП "Литература", 5 класс

Правдинский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа поселка Домново»
(МБОУ «Средняя школа поселка Домново»)

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБОУ «Средняя школа поселка
Домново»
(протокол №1 от 27.08.2021)

УТВЕРЖДЕНО
приказом и.о.директора
_______________________П.А. Телятник
(приказ №222 от 27.08.2021)

Рабочая программа «Литература»
5 класс

Домново
2021 год

Планируемые результаты освоения предмета
Личностными результатами изучения предмета «Литература» в 5 классе являются следующие
умения и качества:
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста.
– потребность в самовыражении через слово;
-формирование основ экологической культуры;
– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении, ответственное отношение к учению.
Метапредметные результаты
Обучающиеся научатся:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью;
Предметные результаты
Обучающиеся научатся в познавательной сфере:
– понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах;
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– составлять план, таблицу, схему;
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– работать со справочной литературой ( словарями, справочниками, энциклопедиями);
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения, аргументируя и делая выводы.
Обучающиеся научатся в коммуникативной сфере:
– уметь формулировать собственное мнение и аргументировать его;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества
с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создаватьтексты
различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть
монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Учащийся научится:
На необходимом (базовом) уровне:
– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные
произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях
речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других
искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития
представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском
национальном характере;
– видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты
национального характера других народов в героях народного эпоса;
– использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного
высказывания»;
– пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных
сказок;

– выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определятьжанровую
разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать
прочитанное;
– воспринимать художественный текст как произведение искусства;
– определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для
самостоятельного чтения;
– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.
Получит возможность научиться:
– сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного
идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
– сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
– устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики,
проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
– выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного
текста;
– оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств.
Воспитательный компонент программы предусматривает формирование таких качеств, как:
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; чувство гордости за свою Родину; сознание
свей этнической принадлежности;
– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового
культурного наследия;
– ориентация в системе моральных норм и ценностей;
– уважение и принятие других народов России и мира, их культуры, межэтническая толерантность;
-коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и
младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности.
Содержание учебного предмета
Введение (2 ч.)
Устное народное творчество (8 ч.)
Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор.
Сказки как вид народной прозы. Виды сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания.
Тема мирного труда и защиты родной земли. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные
представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Из древнерусской литературы (2ч.)
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость
воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи.
Из литературы XVIII века (1 ч.)
М. В. Ломоносов. Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин.«Случились вместе два
астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Из литературы XIX века (29 ч.)
Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра.
И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние
пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение
исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
В. А. Жуковский.«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной
сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.«Кубок». Герои баллады.
А. С. Пушкин.Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти. «У
лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов,
образов и событий народных сказок. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — ее истоки
(сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками
братьев Гримм; «бродячие сюжеты»).

А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастической и
достоверно-реальное в литературной сказке.
В. М. Гаршин. «Attalta Princeps». Героическое и обыденное в сказке.
М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Историческая основа стихотворения.
Н. В. ГогольПовести из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Заколдованное место», «Ночь
перед Рождеством», «Майская ночь, или Утопленница».
Н. А. Некрасов. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. «Есть женщины в русских селеньях...».
Поэтический образ русской женщины.Стихотворение «Крестьянские дети».
И. С. Тургенев. «Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и
нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим.
А.А. Фет.Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней
природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин
и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина.
А.П. Чехов. «Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь
персонажей как средство их характеристики.
Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени
первоначальной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в
деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок).
Из литературы XX века (29 ч.)
И. А. Бунин. «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе.
В.Г. Короленко. «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их
общение. Доброта и сострадание героев повести.
С.А. Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» —
поэтическое изображение родной природы.
П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность,
трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству.
К.Г. Паустовский. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и
фантастическое в сказках Паустовского.
Сказки С. Я. Маршака.«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные
герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок.
А, П. Платонов.«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой,
одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла.
В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание,
находчивость в экстремальной ситуации.
Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.К. М. Симонов. «Майор привез
мальчишку на лафете...»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».
И.Бунин. «Помню—долгий зимний вечер...»; Прокофьев. «Аленушка»; Д.
Кедрин.«Аленушка»; Рубцов. «Родная деревня», Дон-Аминадо. «Города и годы».
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики.
Из зарубежной литературы (17 ч.)
Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Даниель Дефо. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер
героя (смелость, мужество, находчивость). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Г.Х. Андерсен. «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и
художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды.
М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость,
предприимчивость. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Дж. Лондон. «Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу,
заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, смекалка.

Тематическое планирование (88 ч.)
№ п/п

Тема

Кол-во
часов на
изучение
Введение – 2 ч.

1-2.

Книга в духовной жизни человека.

2

Устное народное творчество – 8 ч.
3.-4.
5.
6.

7.
8.

9.
10.

11
12

13

14.
15.
16.

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский
фольклор.Модуль «Совершенствование устной речи»
Русские народные сказки. «Царевна-лягушка»
как волшебная сказка.Модуль «Сказки народов России»
«Царевна-лягушка». Василиса Премудрая и Иван-царевич.Народная
мораль в сказке и поступках героев.Модуль «Законы сказочного
мира»
«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Тема мирного труда и
защиты родной земли. Особенности сюжета сказки.

2

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки.
Нравственное превосходство главного героя. Модуль «Законы
сказочного мира». Входной контроль.
Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская
шинель».Модуль «Сказки народов России»

1

Р.р. Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный
вопрос по сказкам.
Из древнерусской литературы-2 ч.
«Повесть временных лет» как литературный
памятник.
Из «Повести временных лет»: «Подвиг отрока
киевлянина и хитрость воеводы Претича».
Из литературы XVIII века-1 ч.

1

М.В. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

1

Из литературы XIX века -29 ч.
Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр. Крыловбаснописец.
Басня «Волк на псарне»- отражение исторических событий в басне.
Модуль «Совершенствование устной речи»
Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом».
Обличение человеческих пороков в баснях.Р.р. «Мои любимые басни
И.А.Крылова». Модуль «Совершенствование устной речи»

1
1

1

1

1
1

1
1
1

17.

В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»

1

18.

В.А. Жуковский. Начало литературного творчества. Жанр баллады.
«Кубок»

1

19.

А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне». «У лукоморья дуб зеленый…»
(отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
События и герои сказки
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Сравнительная характеристика героев.Р.р. Подготовка к домашнему
письменному ответу на проблемный вопрос по творчеству
А.С.Пушкина.Модуль «Литературная викторина»

1

20.
21.

1
1

Русская литературная сказка. Сказка «Черная курица, или
Подземные жители». Мораль сказки.
М.Ю. Лермонтов.Стихотворение «Бородино» Художественные
особенности.
Проблематика и поэтика стихотворения «Бородино». Модуль
«Совершенствование устной речи»
Н.В. Гоголь. Сюжет и герои повести «Заколдованное место»

2

Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селениях…» -отрывок из
поэмы «Мороз, Красный нос».
Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Язык
стихотворения.

1

29.

И.С. Тургенев. Повесть «Муму» как произведение о крепостном
праве.Модуль «Уроки нравственности в произведениях русских
писателей»

1

30.

Герасим и его окружение: система образов в повести.

1

31.

Смысл финала рассказа «Муму».Р.р. И.С. Тургенев –мастер
портрета и пейзажа.Модуль «Постижение красоты, богатства и
выразительности русского слова»

1

32.

Анализ стихотворений А. А. Фета: «Весенний дождь», «Чудная
картина…»,«Задрожали листы, облетая…».

1

33.

Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Краткий рассказ о писателе.
Историческая основа рассказа. Понятие о сюжете.
Жилин и Костылин-два разных характера, две разные
судьбы.Модуль «Осознание роли литературы в жизни общества и
государства»

1

35.

«Кавказский
пленник»:
бессмысленность
и
жестокость
национальной вражды. Модуль «Уроки нравственности в
произведениях русских писателей»

1

36.

Р.р. Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный
вопрос по рассказу «Кавказский пленник».

1

37.

Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя,
Н. А. Некрасова,И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого.
А. П. Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ. Осмеяние
глупости и невежества в рассказе. Модуль «Осознание роли
литературы в жизни общества и государства»
Вн. чт. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их
характеристики. Рассказы Антоши Чехонте.
Контроль и систематизация усвоенных знаний за 1 полугодие.
Контрольная работа за 1 полугодие
Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как
весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…».
А. Н. Майков. «Ласточки»; И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в
деревне»(отрывок); И.З. Суриков «Зима» (отрывок); А. Н. Плещеев.
«Весна» (отрывок). Модуль «Постижение красоты, богатства и
выразительности русского слова»

1

22.-23.
24.
25.
26.
27.
28.

34.

38

39.
40.
41.
42.

1
1
1

1

1

1

1
1
1
1

Из литературы XX века -29 ч.
43.

И.А. Бунин. Эстетическое в рассказе «Косцы»

1

44.

Вн.чт. И. А. Бунин. «Подснежник». Тема историческогопрошлого
России. Праздники ибудни в жизни главного героя.Приёмы
антитезы.

1

45.
46.
47.
48.
49-50

51.

52.

53.
54.

55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.

63.

64.
65.
66.

67.
68.
69.
70.-71

В. Г. Короленко. «В дурном обществе»: судья и его дети.Модуль
«Осознание роли литературы в жизни общества и государства»
«В дурном обществе»: семья Тыбурция. Модуль «Овладение
различными типами пересказа»
«В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела». Модуль
«Уроки нравственности в произведениях русских писателей»
Р.р. Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный
вопрос по повести «В дурном обществе».

1

С. А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с
голубыми ставнями…». Модуль «Постижение красоты, богатства
и выразительности русского слова»
П. П. Бажов. «Медной горы Хозяйка»: образы
Степана и Хозяйки Медной горы. Модуль «Законы сказочного
мира»
«Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы. Сказ как жанр
литературы. Своеобразие языка. Модуль «Постижение красоты,
богатства и выразительности русского слова»
К. Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: герои сказки
и их поступки.
К.Г. Паустовский. Нравственные оценки героев рассказа «Заячьи
лапы».Модуль «Уроки нравственности в произведениях русских
писателей»
С.Я. Маршак. Драматическая сказка «Двенадцать месяцев»

2

«Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа. Драма как
родлитературы.
Р.р. Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный
вопрос по сказке «Двенадцать месяцев»
А. П. Платонов. «Никита»: человек и природа в рассказе.

1

«Никита»: быль и фантастика. Реальность и
фантастика в рассказе.
В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой
в экстремальной ситуации.
Человек и природа в рассказеВ.П. Астафьева «Васюткино озеро»

1

Р.р. Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный
вопрос по рассказу «Васюткино озеро». Модуль «Овладение
различными типами пересказа»
А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»: подвиги детей
в годы Великой Отечественной войны. Модуль «Дети и война (стихи
о ВО войне)»
К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку налафете…».Модуль
«Дети и война (стихи о ВО войне)»
Р.р. Стихи о великой Отечественной войне. Отражение подвига
детей в военной лирике.
И. А. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер…»; Дон-Аминадо.
«Города и годы». Лирические произведения о Родине и родной
природе. Модуль «Зима в стихотворениях русских поэтов»
Образ родины встихах о природе: Д. Кедрин. «Алёнушка»; А.
Прокофьев. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня».
Саша Чёрный. «Кавказский пленник». Образы детей в рассказе.

1

Саша Чёрный. «Игорь-Робинзон». Образы исюжеты литературной
классики. Юмор и его роль в рассказе.
Ю. Ч. Ким. Песня«Рыба-кит» как юмористическое произведение.

1

Из зарубежной литературы (17ч.)

1
1
1

1

1

1
1

1

1
1

1
1

1

1
1
1

1
1

2

72.

73.-74.

75.

76.
77.
78.
79.

80.
81.-82.
83.
84.
85.
86.-87.
88.

Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мёд»: верность
традициям предков. Модуль «Значение картин природы в
творчестве писателей»
Д. Дефо. «РобинзонКрузо»: необычайные
приключения героя. Модуль «Овладение различными типами
пересказа»
Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: смелость, мужество, находчивость,
несгибаемость перед жизненными
обстоятельствами.
Д. Дефо. «Робинзон Крузо» как произведение о силе человеческого
духа. Модуль «Литературная викторина»
Х.-К. Андерсен.«Снежная королева»: реальность и фантастика в
сказке.
Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: сказка
о великой силе любви. Модуль «Законы сказочного мира»
Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: «что
есть красота?». Снежная королева и Герда – противопоставление
понятий о красоте. Модуль «Литературная викторина»
Р.р Подготовка к устному и письменному домашнему ответу на
проблемный вопрос по сказкам Андерсена.
М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства.

1

М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: дружбагероев. Том и Гек.
Том и Бекки.
Джек Лондон.«Сказание о Кише»: что значит быть взрослым?
Модуль «Значение картин природы в творчестве писателей»
Итоговое тестирование в рамках промежуточной аттестации

1

Джек Лондон. «Сказание о Кише»: мастерство писателя. Джек
Лондон — мастер изображенияэкстремальных жизненных ситуаций.
РР. Итоговый урок-викторина. «Путешествие по стране Литературии
5 класса».

2

2

1

1
1
1
1

1
2

1
1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(40157)7-41-32

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».