Правдинский городской округ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа поселка Домново» (МБОУ «Средняя школа поселка Домново») УТВЕРЖДЕНО приказом и.о.директора СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБОУ «Средняя школа поселка Домново» (протокол №1 от 27.08.2021) _______________________П.А. Телятник (приказ №222 от 27.08.2021) Рабочая программа «Русский язык» 10 класс Домново 2021 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: связь языка и истории, культуры русского и других народов; смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационныенормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официальноделовой сферах общения; Предметные результаты: В результате изучения учебного предмета «Русский язык» в десятом классе обучающиеся научатся: объяснять: языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка; устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; определять: основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; место устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русскоголитературного языка; основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: Обучающиеся получат возможность научиться: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: Обучающиеся научатся самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. Коммуникативные УУД: Обучающиеся научатся учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра; оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. В результате изучения учебного предмета «Русский язык» в десятом классе обучающиеся получат возможность научиться: использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни; осознавать русский язык как духовную, нравственную и культурную ценность народа; приобщиться к ценностям национальной и мировой культуры; развивать интеллектуальные и творческие способности, навыки самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; увеличить словарный запас; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; совершенствовать коммуникативные способности; развивать готовность к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; самообразовываться и активно участвовать в производственной, культурной и общественной жизни государства Воспитательный компонент программы предусматривает формирование таких качеств, как: российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной; толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нѐм взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебноисследовательской и других видах деятельности; нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (35 часов) Введение (1 час) Слово о русском языке. Лексика. Фразеология. (5 часов) Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы и их употребление. Работа со словарями. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Лексический анализ текста с решением тестовых задач. Фонетика. Графика. (1 час.) Орфоэпические нормы современного русского языка. Работа со словарями Морфемика и словообразование. Состав слова (2 часов) Состав слова. Система морфем русского языка. Словообразование. Морфологические и неморфологические способы словообразования Словообразовательный разбор слова. Формообразование Орфография (7 часов) Принципы русской орфографии. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание чередующихся гласных в корне слова. Употребление гласных после шипящих и Ц. Правописание звонких, глухих и двойных согласных. Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание приставок пре-при-. Правописание приставок. Буквы ы-и после приставок. Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв. Правила переноса. Морфология (16 часа) Имя существительное (2 часа) Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний имен существительных. Морфологические нормы имен существительных. Гласные в суффиксах имен существительных. Имя прилагательное (4 часов) Имя прилагательное как часть речи. Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных и существительных. Имя числительное (1 час) Имя числительное как часть речи. Правописание и употребление числительных. Местоимение (1 час) Местоимение как часть речи. Правописание местоимений. Глагол и его формы (5 часов) Глагол как часть речи. Правописание личных окончаний глагола. Причастие как глагольная форма. Правописание суффиксов причастий Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Деепричастие как глагольная форма. Наречие (1час) Наречие как часть речи. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Служебные части речи (2 часа) Понятие служебных частей речи, их отличие от знаменательных частей речи. Предлог. Правописание производных предлогов. Союз. Правописание союзов. Частицы. Правописание частиц. Развитие речи (3 часа) Текст как речевое произведение Смысловая и композиционная целостность текста. Текстоведческий анализ Анализ синтаксических структур художественного текста Содержательно-композиционный анализ текста. Средства связи предложений в тексте. Сочинение – рассуждение о книге. Культура речи. Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе (1 час в неделю, всего 35 часов) № урока Тема урока. 1. Слово о русском языке. 2. Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова. 3. К/р. Входная административная контрольная работа. 4. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы и их употребление. Работа со словарями. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. 5. Кол-во часов 1 1 1 1 1 6. К/р. Контрольная работа (тест) по теме «Лексика. Фразеология» 7. 16. Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского языка. Работа со словарями. Состав слова. Словообразование К/р. Контрольная работа по теме «Фонетика. Графика. Словообразование» Принципы русской орфографии. Правописание безударных гласных в корне слова.Чередующиеся гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих и Ц. Правописание звонких, глухих и двойных согласных. К/р. Контрольная работа (тест) в формате ЕГЭ Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание приставок пре и при. Правописание приставок. Буквы ы-и после приставок. Употребление Ъ и Ь. Р/Р. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. К/р. Промежуточная контрольная работа за Iполугодие 17. Имя существительное как часть речи. Морфологические нормы 18. 19. Гласные в суффиксах имен существительных. Имя прилагательное как часть речи. 1 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 20. 21. 22. 23. Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных и существительных. Готовимся к ЕГЭ. Практическая работа по теме «Имя существительное и имя прилагательное». Имя числительное как часть речи. Правописание имен числительных. 1 1 1 1 24. Местоимение как часть речи. Правописание местоимений. 27. 28. 29. Глагол как часть речи. Правописание личных окончаний глагола. Готовимся к ЕГЭ Причастие как глагольная форма. Правописание суффиксов причастий. Образование причастий Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. 1 1 1 1 1 1 30. 31. Деепричастие как глагольная форма. Готовимся к ЕГЭ. Практическая работа по теме «Глагол и глагольные фор- 1 1 25. 26. мы» 32. 33. 34. 35. Наречие как часть речи. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Служебные части речи. Предлог, союз, частица. Правописание служебных частей речи Итоговая контрольная работа за курс 10 класса 1 1 1 1