РП "Родная литература (русская)", 11 класс

Правдинский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа поселка Домново»
(МБОУ «Средняя школа поселка Домново»)
УТВЕРЖДЕНО
приказом и.о.директора

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБОУ «Средняя школа поселка
Домново»
(протокол №1 от 27.08.2021)

_______________________П.А. Телятник
(приказ №222 от 27.08.2021)

Рабочая программа «Родная литература (русская) »

11 класс

Домново
2021

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Личностные результаты должны отражать:
- формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике
сегодняшнего дня;
- осознание себя представителями своего народа и гражданами Российского
государства;
- формирование чувства любви к Родине и патриотизма;
- формирование основ коммуникативной компетентности в общении;
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
Метапредметные результаты:
Обучающиеся научатся:
- понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать
аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные
связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов;
- работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,
использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
- осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего
дальнейшего развития; формировать потребность в систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире, гармонизировать отношения человека и общества,
многоаспектного диалога;
- понимать родную литературу как одну из основных национально-культурных
ценностей народа, как особый способ познания жизни.
Воспитательный компонент программы предусматривает формирование
таких качеств, как:

российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной;

толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нѐм взаимопонимания, находить общие
цели и сотрудничать для их достижения;
 навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебноисследовательской и других видах деятельности;
 нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
 принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ
ЛИТЕРАТУРЕ НАЧАЛА XX ВЕКА

И

МОДЕРНИСТСКИЕ

ИСКАНИЯ

В

«Ностальгия по неизвестному» как отражение общего духовного климата в России
на рубеже веков. Разноречивость тенденций в культуре «нового времени»: от
апокалиптических ожиданий и пророчеств до радостного приятия грядущего.
Реалистические традиции и модернистские искания в литературе и искусстве. Достижения
русского реализма в творчестве Л.Н. Толстого и А.П. Чехова рубежа веков.
А. И. КУПРИН Рассказ «Гранатовый браслет». Повесть «Олеся».

Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Своеобразие
«музыкальной» организации повествования. Роль детали в психологической обрисовке
характеров и ситуаций.
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ
Истоки, сущность и хронологические границы «русского культурного ренессанса».
Художественные открытия поэтов «нового времени»: поиски новых форм, способов
лирического самовыражения, утверждение особого статуса художника в обществе.
Основные течения в русской поэзии начала ХХ века (символизм, акмеизм, футуризм).
СИМВОЛИЗМ И РУССКИЕ ПОЭТЫ-СИМВОЛИСТЫ
Предсимволистские тенденции в русской поэзии (творчество С. Я. Надсона, К. М.
Фофанова, К. К. Случевского и др.). Манифесты, поэтические самоопределения,
творческие дебюты поэтов-символистов. Образный мир символизма, принципы
символизации, приёмы художественной выразительности. Старшее поколение
символистов (Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт и др.) и
младосимволисты (А. А. Блок, А. Белый, Вяч.И. Иванов и др.). .
«ПРЕОДОЛЕВШИЕ СИМВОЛИЗМ»
Истоки и последствия кризиса символизма в 1910-е годы. Манифесты акмеизма и
футуризма. Эгофутуризм (И. Северянин) и кубофутуризм (группа «будетлян»).
Творчество В. Хлебникова и его «программное» значение для поэтов-кубофутуристов.
Вклад Н. А. Клюева и «новокрестьянских поэтов» в образно-стилистическое богатство
русской поэзии ХХ века. Взаимовлияние символизма и реализма.
И. Ф. Анненский. Стихотворения: «Среди миров», «Старая шарманка», «Смычок и
струны», «Старые эстонки» и др. по выбору. Поэзия И. Ф. Анненского как необходимое
звено между символизмом и акмеизмом. Внутренний драматизм и исповедальность
лирики И. Ф. Анненского. Жанр «трилистника» в художественной системе поэта. Глубина
лирического самоанализа и чуткость к «шуму повседневности» в поэзии И. Ф.
Анненского.
Н. С. ГУМИЛЁВ
Стихотворения: «Слово», «Жираф», «Кенгуру», «Заблудившийся трамвай»,
«Шестое чувство» и др. по выбору. Герой-маска в ранней поэзии Н. С. Гумилёва. «Муза
дальних странствий» как поэтическая эмблема гумилёвского неоромантизма.
Экзотический колорит «лирического эпоса» Н. С. Гумилёва. Тема истории и судьбы,
творчества и творца в поздней лирике поэта.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 30-х — Н АЧАЛА 40-х ГОДОВ
Духовная атмосфера десятилетия и её отражение в литературе и искусстве.
Сложное единство оптимизма и горечи, идеализма и страха, возвышения человека труда и
бюрократизации власти.
Рождение новой песенно-лирической ситуации. Героини стихотворений П. Н.
Васильева и М. В. Исаковского (символический образ России — Родины). Лирика Б. П.
Корнилова, Д. Б. Кедрина, М. А. Светлова, А. А. Жарова и др.

Литература на стройке: произведения 1930-х годов о людях труда («Энергия» Ф. В.
Гладкова, «Соть» Л. М. Леонова, «Гидроцентраль» М. С. Шагинян, «Время, вперёд!» В. П.
Катаева, «Люди из захолустья» А. Г. Малышкина и др.).
Драматургия: «Чужой ребёнок» В. В. Шкваркина, «Таня» А. Н. Арбузова.
Человеческий и творческий подвиг Н. А. Островского. Уникальность и
полемическая заострённость образа Павла Корчагина в романе «Как закалялась сталь».
Тема коллективизации в литературе. Трагическая судьба Н. А. Клюева и поэтов
«крестьянской купницы». Поэма А. Т. Твардовского «Страна Муравия» и роман М. А.
Шолохова «Поднятая целина».
Первый съезд Союза писателей СССР и его общественно-историческое значение.
Эмигрантская «ветвь» русской литературы в 1930-е годы. Ностальгический
реализм И. А. Бунина, Б. К. Зайцева, И. С. Шмелёва. «Парижская нота» русской поэзии
1930-х годов. Лирика Г. В. Иванова, Б. Ю. Поплавского, Н. А. Оцупа, Д. М. Кнута, Л. Д.
Червинской, Г. В. Адамовича и др.
А. Н. Толстой. Роман «Пётр Первый». Основные этапы становления исторической
личности, черты национального характера в образе Петра. Образы сподвижников царя и
противников петровских преобразований. Проблемы народа и власти, личности и истории
в художественной концепции автора. Жанровое, композиционное и стилистико-языковое
своеобразие романа.
ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей.
Публицистика времён войны (А. Н. Толстой, И. Г. Эренбург, Л. М. Леонов, О. Ф.
Берггольц, В. С. Гроссман и др.).
Лирика военных лет. Песенная поэзия В. И. Лебедева-Кумача, М. В. Исаковского,
Л. И. Ошанина, Е. А. Долматовского, А. А. Суркова, А. И. Фатьянова, К. М. Симонова.
«Моабитская тетрадь» Мусы Джалиля.
Жанр поэмы в литературной летописи войны («Зоя» М. И. Алигер, «Сын» П. Г.
Антокольского, «Двадцать восемь» М. А. Светлова и др.). Поэма А. Т. Твардовского
«Василий Тёркин» как вершинное произведение времён войны. Прославление подвига
народа и русского солдата в «Книге про бойца».
Проза о войне. «Дни и ночи» К. М. Симонова, «Звезда» Э. Г. Казакевича,
«Спутники» В. Ф. Пановой, «Молодая гвардия» А. А. Фадеева, «Повесть о настоящем
человеке» Б. П. Полевого, «Судьба человека» М. А. Шолохова и др.
А. Т. ТВАРДОВСКИЙ
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Дробится рваный
цоколь монумента…», «Я знаю, никакой моей вины…», «Памяти матери», «Я убит подо
Ржевом», «В чём хочешь человечество вини…» и др. по выбору. Поэма «По праву
памяти».

Доверительность и теплота лирической интонации А. Т. Твардовского. Любовь к
«правде сущей» как основной мотив «лирического эпоса» художника. Память войны, тема
нравственных испытаний на дорогах истории в произведениях разных лет. Философская
проблематика поздней лирики поэта.
«По праву памяти» как поэма-исповедь, поэма-завещание. Тема прошлого,
настоящего и будущего в свете исторической памяти, уроков пережитого.
Гражданственность и нравственная высота позиции автора.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 50–80-х ГОДОВ
Осмысление Великой Победы 1945 года в 40–50-е годы ХХ века. Поэзия Ю. В.
Друниной, М. А. Дудина, М. К. Луконина, С. С. Орлова, А. П. Межирова. Повесть «В
окопах Сталинграда» В. П. Некрасова.
«Оттепель» 1953–1964 годов — рождение нового типа литературного движения.
Новый характер взаимосвязей писателя и общества в произведениях В. Д. Дудинцева, В.
Ф. Тендрякова, В. С. Розова, В. П. Аксёнова, А. И. Солженицына и др.
Поэтическая «оттепель»: «громкая» (эстрадная) и «тихая» лирика. Своеобразие
поэзии Е. А. Евтушенко, Р. И. Рождественского, А. А. Вознесенского, Б. А. Ахмадулиной,
Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова и др.
«Окопный реализм» писателей-фронтовиков 1960–1970-х годов. Проза Ю. В.
Бондарева, К. Д. Воробьёва, А. А. Ананьева, В. Л. Кондратьева, Б. Л. Васильева, Е. И.
Носова, В. П. Астафьева.
«Деревенская проза» 1950–1980-х годов. Произведения С. П. Залыгина, Б. А.
Можаева, В. А. Солоухина, Ю. П. Казакова, Ф. А. Абрамова, В. И. Белова и др. Повести В.
Г. Распутина «Последний срок», «Прощание с Матёрой» и др. Нравственно-философская
проблематика пьес А. В. Вампилова, прозы В. П. Астафьева, Ю. В. Трифонова, В. С.
Маканина, Ю. О. Домбровского, В. Н. Крупина.
Историческая романистика 1960–1980-х годов. Романы В. С. Пикуля, Д. М.
Балашова, В. А. Чивилихина. «Лагерная» тема в произведениях В. Т. Шаламова, Е. С.
Гинзбург, О. В. Волкова, А. В. Жигулина.
Авторская песня как песенный монотеатр 1970–1980-х годов. Поэзия Ю. В.
Визбора, А. А. Галича, Б. Ш. Окуджавы, В. С. Высоцкого, А. Н. Башлачёва.
В. П. АСТАФЬЕВ
Повесть «Царь-рыба». Рассказ «Людочка» и др.
Натурфилософия В. П. Астафьева. Человек и природа: единство и противостояние.
Нравственный пафос произведений писателя. Проблема утраты человеческого в человеке.
«Жестокий» реализм позднего творчества В. П. Астафьева. Синтетическая жанровая
природа крупных произведений писателя.
НОВЕЙШАЯ РУССКАЯ ПРОЗА И ПОЭЗИЯ

Внутренняя противоречивость и драматизм современной культурно-исторической
ситуации (экспансия массовой и элитарной литературы, смена нравственных критериев и
т. п.).
Реалистическая проза. Глубокий психологизм, интерес к человеческой душе в её
лучших проявлениях в прозе Б. П. Екимова, Е. И. Носова, Ю. В. Бондарева, П. Л.
Проскурина, Ю. М. Полякова и др. Новейшая проза Л. С. Петрушевской, С. Е. Каледина,
В. П. Аксёнова, А. А. Проханова, В. П. Астафьева, В. Г. Распутина. «Болевые точки»
современной жизни в прозе В. С. Маканина, З. Прилепина, Л. Е. Улицкой, Т. Н. Толстой,
В. С. Токаревой и др.
Эволюция модернистской и постмодернистской прозы. Многообразие течений и
школ «новейшей» словесности («другая литература», «андеграунд», «артистическая
проза», «соцарт», «новая волна» и т. п.).
Поэма в прозе «Москва — Петушки» Вен.В. Ерофеева как воссоздание «новой
реальности», выпадение из исторического времени. «Виртуальность» и «фантазийность»
прозы В. О. Пелевина, её «игровой» характер.
Ироническая поэзия 1980–1990-х годов. И. М. Губерман, Д. А. Пригов, Т. Ю.
Кибиров и др.
Поэзия и судьба И. А. Бродского. Стихотворения: «Большая элегия Джону Донну»,
«Ни страны, ни погоста…». Воссоздание «громадного мира зрения» в творчестве поэта,
соотношение опыта реальной жизни с культурой разных эпох.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 класс
№
п/п

Тема урока

Кол.часов

1

Реалистические традиции и модернистские искания в
литературе начала XX века

1

2

А.И. Куприн: жизненный и творческий путь. Художественный
мир писателя. Нравственно-философский смысл истории о
«невозможной» любви (анализ рассказа «Гранатовый браслет»)

1

3

Внутренняя цельность и красота «природного» человека в
повести «Олеся»

1

4

Серебряный век русской поэзии

1

5

«Преодолевшие символизм» (новые течения в русской поэзии)

1

6

Биография Н.С. Гумилёва. Ранняя лирика поэта

1

7

Тема истории и судьбы, творчества и творца в поздней лирике
Н.С. Гумилёва

1

8

Литературный процесс 1930-начала 1940-х годов. Знакомство с 1
романом Н.А. Островского «Как закалялась сталь» и лирикой

Мандельштама. Эмигрантская «ветвь» русской литературы.
Обзор
9

А.Н. Толстой: жизнь и творчество. Историческая проза писателя

1

10

Литература Великой Отечественной войны

1

11

А.Т. Твардовский: очерк жизни и творчества

1

12

Философская проблематика поздней реалистической лирики
А.Т. Твардовского

1

13

Литературный процесс 1950–1980-х годов. Осмысление
Великой Победы 1945 года в сороковые-пятидесятые годы XX
века в поэзии и прозе

1

14

Литературный процесс 1950–1980-х годов. «Окопный реализм
писателей-фронтовиков 1960–1970-х годов»

1

15

Литературный процесс 1950–1980-х годов. «Деревенская» и
«городская» проза 1950–1980-х годов

1

16

В.П. Астафьев. Знакомство с биографией и творчеством. Анализ
рассказа «Царь-рыба»

1

17

Современная литературная ситуация: реальность и перспективы

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(40157)7-41-32

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».