РП "Родная литература (русская)", 10 класс

Правдинский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа поселка Домново»
(МБОУ «Средняя школа поселка Домново»)
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБОУ «Средняя школа поселка
Домново»
(протокол №1 от 27.08.2021)

УТВЕРЖДЕНО
приказом и.о.директора
_______________________П.А. Телятник
(приказ №222 от 27.08.2021)

Рабочая программа
«Родная литература(русская)»
10 класс

Домново
2021

Планируемые результаты освоения предмета "Родная литература(русская)"
2.1. Личностные результаты:


Учащийся научится: проявлять готовность к самообразованию.



Учащийся получит возможность научиться развивать эстетическое сознание через
освоение художественного наследия народов России и мира через творческую
деятельность эстетического характера.

2.2. Метапредметные результаты:
Ученик научится:


выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе
художественного текста;



дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их
художественную и смысловую функцию;



сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно
оценивать их;



оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других
искусств;



- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других
искусств;



сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или
под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для
сопоставительного анализа;



понимать ценность жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к ней;



оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения,
самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;



определять гуманистические, демократические и традиционные ценности
многонационального российского общества;



определять необходимость ответственности и долга перед Родиной;



осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности
семейной жизни, уважительно и заботливо относиться к ленам своей семьи;
основам прогнозирования;



отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой
социализированной и внутренней речи. проводить аналогии между изучаемым
материалом и собственным опытом;



использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы (включая
концептуальные) для решения учебных задач.
2.3. Предметные результаты:

Учащийся научится


устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;



понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об
объекте (явлении);



обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);



подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня
обобщения (например: предложение, главные члены предложения, второстепенные
члены; подлежащее, сказуемое);



осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в
зависимости от конкретных условий;



осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая
и восполняя недостающие компоненты;



в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволить её
участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей; прилагать
волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения
целей;



устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечить обмен знаниями
между членами группы для принятия эффективных совместных решений;



осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями
учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;



осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;



строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;



осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и
содержания;



понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций,
отбирать произведения для чтения;



воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора
читателю, современнику и потомку;



определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной
литературы;



выбирать произведения для самостоятельного чтения;



владеть основными способами обработки информации и презентации.

Учащийся получит возможность научиться:


выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней
отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;



определять актуальность произведений для читателей разных поколений и
вступать в диалог с другими читателями;



анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы,
аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;



создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера;



сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других
искусствах;



выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе
художественного текста;










дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их
художественную и смысловую функцию;



вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять
результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат).

Воспитательный компонент программы предусматривает формирование
таких качеств, как:
российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нѐм взаимопонимания, находить общие
цели и сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебноисследовательской и других видах деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни.

3. Содержание учебного предмета - 18 ч. (1 ч. в неделю)
№ п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

1

Древнерусская литература

1

2.

Литература русского Просвещения XVIII века

1

3.

Литература первой половины XIX века

6

4.

Литература второй половины XIX века

8

5

Резерв

2
ИТОГО

18

Календарно-тематическое планирование
№ п/п

ТЕМА

Кол-во часов

1.

Древнерусская литература и фольклор как источник
художественных принципов русской литературы

1
1

2.

Литература русского Просвещения XVIII века. М.
Ломоносов, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин (принципы
классической комедии). Н. М. Карамзин, А. Н. Радищев
(особенности русского сентиментализма)

3.

Литература первой половины XIX века. Творчество В.
А. Жуковского – начало романтизма. Жанры элегии и
баллады

1

4.

«Горе от ума» А. С. Грибоедова – социальнополитическая комедия. Драматургическое новаторство

1

автора: обилие персонажей, двуединство конфликта и
образы главных героев, расширение художественного
пространства. Язык и стих комедии
5.

А. С. Пушкин. Понятие исторического романа.
Жанровые особенности первого русского романа.
Зарождения реализма как направления

1

6.

Образ «лишнего человека» в творчестве М. Ю.
Лермонтова как традиция в русской литературе XIX
века

1

7.

Понятие поэтической преемственности в творчестве М.
Ю. Лермонтова. Традиции романтизма в лирике поэта

1

8.

«Смех сквозь слезы» в сатире Н. В. Гоголя. Сквозные
мотивы русской прозы: мотив дороги. Понятие
лирического отступления как традиционного средства
художественной выразительности в русском романе

1

9.

Литература второй половины XIX века. Образ «лишнего
человека» - сквозной образ русской литературы в
рамках творчества И. Гончарова

1

10.

Мир и личность в драмах А. Н. Островского. Новый тип
героя в русской литературе

11

«Герой времени» в романах И. С. Тургенева. Автор и
его герои. Художественный прием «психологической
пары»

1

12.

Ф. И. Тютчев и А. А. Фет. Традиции и новаторство в
поэзии. Философская лирика

1

13.

Традиции и новаторство гражданской лирики в русской
поэзии. Образ народа в творчестве Н. А. Некрасова

1

14.

М. Е. Салтыков-Щедрин. Понятие сатиры как
творческого принципа в литературе

1

15-16

Ф. М. Достоевский. Понятие психологизма в русской
литературе. Диалог и монолог как средство
художественной выразительности прозы. Деталь как
символ, деталь как лейтмотив

2

17-18

Итоговое повторение

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(40157)7-41-32

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».