Правдинский городской округ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа поселка Домново» (МБОУ «Средняя школа поселка Домново») СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБОУ «Средняя школа поселка Домново» (протокол №1 от 27.08.2021) УТВЕРЖДЕНО приказом и.о.директора _______________________П.А. Телятник (приказ №222 от 27.08.2021) Рабочая программа «Родная литература (русская)» 5 класс Домново 2021 год Планируемые результаты обучения Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости бережного отношения к окружающей среде; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы свое познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; владение основами самоконтроля, самоанализа, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; смысловое чтение; умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникативных технологий. Предметные результаты: Обучающиеся научатся: определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.); владеть различными видами пересказа (5–6 кл.); правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений; находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.); выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть; анализировать изучаемое в школе или прочитанное самостоятельно художественное произведение (сказка, стихотворение, глава повести и пр.) определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты); обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении; выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения; составлять простой и сложный планы изучаемого произведения; объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника; владеть монологической и диалогической речью, готовить сообщения, доклады, рефераты; письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы; выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения; высказывать собственное суждение об иллюстрациях; сопоставлять произведения разных видов искусства, писать сочинение по картине; работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете. 5-классник получит возможность научиться: анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (например, историей, ОДНКНР); 5-классник получит возможность узнать: о месте и значении русской литературы в мировой литературе; о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет; имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре; о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой. Воспитательный компонент программы предусматривает формирование таких качеств, как: воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог и достигать в нём взаимопонимания; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; Содержание учебного предмета Введение (1 час) Роль книги в духовной жизни человека и общества. Русская литература как нравственный ориентир и основа нравственной памяти, как национально-культурная ценность народа. Своеобразие родной литературы. Русский фольклор (2 часа) Сказки «Бой на Калиновом мосту», «Дочь-семилетка», «Ворона и рак». Нравоучительный и философский характер русских народных сказок. Тема защиты родной земли, бескорыстного служения Отечеству, единения перед лицом врага в волшебной богатырской сказке героического содержания «Бой на Калиновом мосту». Образы трёх Иванов как выразителей основной мысли сказки, их нравственное превосходство. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета. Р.Р. Анализ сказки. Теория литературы: Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказки (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и др.). Сказочный персонаж, типы сказочных персонажей. Образы животных. Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи, сказывание сказки. Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, «Своя игра» по теме «Русский фольклор» или «Русские сказки». Связь с другими искусствами: кинофильмы и мультипликационные фильмы по мотивам сказочных сюжетов. Литературная сказка (1 час) В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке», «О четырёх глухих»; Л.Н. Толстой «Работник Емельян и пустой барабан»; А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1-2 по выбору). Отличие литературной сказки от сказок народных. Отражение нравственных ценностей русского народа в литературной сказке. Теория литературы: литературная сказка, её отличие от фольклорной сказки. Развитие речи: отзыв о самостоятельно прочитанной литературной сказке. Древнерусская литература (1 час) Домострой. Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всём. «Домострой» как памятник русской литературы XVI века, сборник правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи. Теория литературы: жанры древнерусской литературы (летописание, поучение). Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями. Русская басня (2 часа) Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество – основные темы басен. Русская басня в XX веке. В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басни «Ворон и Лиса», «Петух и жемчужина». М.В. Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня «Лишь только дневный шум замолк…». А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басни «Ворона и Лиса», «Волк и Ягнёнок». С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало» и другие по выбору. Тематика, проблематика. Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола. Развитие речи: чтение наизусть, чтение по ролям. Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс на лучшую инсценировку басни. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, мультипликационные фильмы по басням писателей. Из литературы XIX века (4 часа) К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Историческая основа произведения. Особенности жанра. Композиция думы. Роль пейзажа в произведении. Иван Сусанин – идеал человека, верного Родине и народу. Теория литературы: дума как жанр литературы, монолог героя, лирическое начало, ораторский стиль (риторические вопросы, восклицания, обращения). Развитие речи: выразительное чтение. Связь с другими искусствами: прослушивание фрагментов оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»). А.С. Пушкин. «Выстрел». История создания повести. Месть и преодоление желания мстить через осознание важности человеческой жизни. Теория литературы: повесть как жанр литературы, сюжет, конфликт. Развитие речи: краткий пересказ, словесное рисование. Связь с другими искусствами: просмотр фрагментов художественного фильма «Выстрел» (1966 г., СССР, режиссёр Наум Трахтенберг). Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»; А.Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И.С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А.Н. Майков. «Ласточки»; И.З.Суриков. «Зима» (отрывок). Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору). Обзор стихотворений. Теория литературы: эпитет, метафора, олицетворение, стихотворный размер. Развитие речи. Выразительное чтение наизусть. Урок контроля по разделу: Контрольная работа по теме «Литература XIX века» (тест, письменный ответ на проблемный вопрос) Из литературы XX века (9 часов) Паустовский К.Г. «Заячьи лапы», «Кот-ворюга», «Старый повар». «Исаак Левитан». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. Развитие речи: пересказ. В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?». Смысл названия рассказа. Проблема жестокости и ответственности за свои поступки. «Белогрудка». Отношение человека к природе. Призыв писателя к милосердию, бережному и трепетному отношению ко всему живому на земле (1 рассказ по выбору). Теория литературы: рассказ, завязка, кульминация, развязка. Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся. Ю.Я. Яковлев. (1-2 рассказа по выбору). Поиски правды героями Ю. Яковлева в рассказе «А Воробьёв стекло не выбивал». Рассказ «Багульник». Что позволяет человеку «раскрыться», «распуститься», подобно багульнику? Рассказ «Реликвия». Как сохранить память о войне? Теория литературы: композиция, рассказ, завязка, кульминация, развязка. Развитие речи: выборочный пересказ, характеристика персонажей, письменный отзыв об эпизоде, сочинение-письмо с фронта. Родная природа в произведениях поэтов XX века. И. Бунин. «Помню - долгий зимний вечер...»; А. Прокофьев. «Алёнушка»; Д. Кедрин. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня»; Дон-Аминадо. «Города и годы». Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях. Теория литературы: Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. Развитие речи: Выразительное чтение наизусть. Современная литература (1 час) Людмила Улицкая. Тема послевоенного детства и сиротства в рассказе «Капустное чудо». Теория литературы: рассказ как жанр литературы, композиция (завязка, кульминация, развязка). Развитие речи: выборочный пересказ, словесный портрет, характеристика персонажа, цитатный план. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Тематическое планирование 5 класс 17 часов Содержание Родная литература как национально-культурная ценность народа. Своеобразие родной литературы. Модуль «Сказки народов России» «Бой на Калиновом мосту» волшебная сказка героического содержания. Р.Р. Сказывание сказки, работа со словарём. Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках «Дочь-семилетка», «Ворона и рак». В.Ф. Одоевский. Сказка «О четырёх глухих». Отличие литературной сказки от сказок народных. Отражение нравственных ценностей русского народа в литературной сказке. Р.Р.Отзыв. Модуль «Сказки народов России» «Домострой» как памятник русской литературы XVI века, сборник правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи. Р.Р. Пересказ Русская басня в XVIII в. В.К. Тредиаковский. «Ворон и Лиса», «Петух и жемчужина». М.В. Ломоносов. «Лишь только дневной шум замолк». А.П. Сумароков. «Ворона и Лиса», «Волк и Ягнёнок». Р.Р. Чтение наизусть Русская басня в XX веке. С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика. Р.Р. Чтение наизусть. К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Историческая основа произведения. Особенности жанра. Композиция думы. Роль пейзажа в произведении. Иван Сусанин – идеал человека, верного Родине и народу. Р.Р.Выразительное чтение А.С. Пушкин. «Выстрел». История создания повести. Месть и преодоление желания мстить через осознание важности человеческой жизни. Р.Р. Краткий пересказ Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 11 12 13 14 15 16 17 Контрольная работа по теме «Литература XIX века» Образы Родины в пейзажной лирике Ф. Тютчева, А. Плещеева, И.С. Никитина и др. (обзор) Выразительное чтение стихотворений, элементы анализа. Р.Р. Выразительное чтение наизусть. Паустовский К.Г. Рассказ «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. Р.Р. Пересказ. Модуль «Совершенствование устной речи» В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?». Смысл названия рассказа. Проблема человеческой жестокости и ответственности за свои поступки. Р.Р. Письменный отзыв на эпизод. Модуль «Уроки нравственности в произведениях русских писателей» Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Реликвия». Как сохранить память о войне? Р.Р. выборочный пересказ. Модуль «Уроки нравственности в произведениях русских писателей» Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе. И. Бунин. «Помню - долгий зимний вечер...»; А. Прокофьев. «Алёнушка»; Д. Кедрин. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня»; Дон-Аминадо. «Города и годы». Р.Р. Чтение наизусть. Модуль «Совершенствование устной речи» Современная литература. Людмила Улицкая. Тема послевоенного детства и сиротства в рассказе «Капустное чудо». Р.Р. Цитатный план Контрольная работа по теме «Русская литература» (тест, письменный ответ на проблемный вопрос) 1 1 1 1 1 1 1 1