РП "Родная литература (русская)", 5 класс

Правдинский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа поселка Домново»
(МБОУ «Средняя школа поселка Домново»)
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБОУ «Средняя школа поселка
Домново»
(протокол №1 от 27.08.2021)

УТВЕРЖДЕНО
приказом и.о.директора
_______________________П.А. Телятник
(приказ №222 от 27.08.2021)

Рабочая программа «Родная литература (русская)»
5 класс

Домново
2021 год

Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учётом устойчивых познавательных интересов;
 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
 формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
 формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во
всех её проявлениях и необходимости бережного отношения к окружающей среде;
 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи
в учёбе, развивать мотивы и интересы свое познавательной деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
 владение основами самоконтроля, самоанализа, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
смысловое чтение;
 умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе;
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности;
 владение устной и письменной речью;
 формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникативных технологий.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:

определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.);

владеть различными видами пересказа (5–6 кл.);

правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических
произведений;

находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой
манеры писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.);
 выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

анализировать изучаемое в школе или прочитанное самостоятельно художественное
произведение (сказка, стихотворение, глава повести и пр.)

 определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос,
лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические
тексты);
 обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о
прочитанном произведении;
 выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии
содержания прочитанного произведения;
 составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
 объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться
справочным аппаратом учебника;
 владеть монологической и диалогической речью, готовить сообщения, доклады,
рефераты;
 письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
 выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов,
делать выводы и умозаключения;
 высказывать собственное суждение об иллюстрациях;
 сопоставлять произведения разных видов искусства, писать сочинение по картине;
 работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9
кл.);
 пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой
поиска в Интернете.
5-классник получит возможность научиться:
 анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими
областями гуманитарного знания (например, историей, ОДНКНР);
5-классник получит возможность узнать:
 о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
 о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
 имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия
ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами
нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
 о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
Воспитательный компонент программы предусматривает формирование таких
качеств, как:
 воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог и достигать в нём взаимопонимания;
 формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

Содержание учебного предмета
Введение (1 час)

Роль книги в духовной жизни человека и общества. Русская литература как нравственный
ориентир и основа нравственной памяти, как национально-культурная ценность народа.
Своеобразие родной литературы.
Русский фольклор (2 часа)
Сказки «Бой на Калиновом мосту», «Дочь-семилетка», «Ворона и рак».
Нравоучительный и философский характер русских народных сказок. Тема защиты
родной земли, бескорыстного служения Отечеству, единения перед лицом врага в волшебной
богатырской сказке героического содержания «Бой на Калиновом мосту». Образы трёх
Иванов как выразителей основной мысли сказки, их нравственное превосходство. Герои
сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета. Р.Р. Анализ сказки.
Теория литературы: Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности
сказки (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и др.). Сказочный
персонаж, типы сказочных персонажей. Образы животных.
Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи, сказывание сказки.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, «Своя игра» по теме
«Русский фольклор» или «Русские сказки».
Связь с другими искусствами: кинофильмы и мультипликационные фильмы по
мотивам сказочных сюжетов.
Литературная сказка (1 час)
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке», «О четырёх глухих»; Л.Н. Толстой
«Работник Емельян и пустой барабан»; А.Н. Толстой
«Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1-2 по выбору). Отличие
литературной сказки от сказок народных. Отражение нравственных ценностей русского
народа в литературной сказке.
Теория литературы: литературная сказка, её отличие от фольклорной сказки.
Развитие речи: отзыв о самостоятельно прочитанной литературной сказке.
Древнерусская литература (1 час)
Домострой. Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их
во всём. «Домострой» как памятник русской литературы XVI века, сборник правил, советов и
наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи.
Теория литературы: жанры древнерусской литературы (летописание, поучение).
Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Русская басня (2 часа)
Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Пороки, недостатки, ум, глупость,
хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество – основные темы
басен. Русская басня в XX веке.
В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басни «Ворон и Лиса», «Петух и
жемчужина».
М.В. Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня «Лишь только дневный шум
замолк…».
А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басни «Ворона и Лиса», «Волк и
Ягнёнок».
С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало» и другие по выбору. Тематика,
проблематика.

Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.
Развитие речи: чтение наизусть, чтение по ролям.
Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс на лучшую инсценировку басни.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, мультипликационные
фильмы по басням писателей.
Из литературы XIX века (4 часа)
К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Историческая основа произведения. Особенности
жанра. Композиция думы. Роль пейзажа в произведении. Иван Сусанин – идеал человека,
верного Родине и народу.
Теория литературы: дума как жанр литературы, монолог героя, лирическое начало,
ораторский стиль (риторические вопросы, восклицания, обращения).
Развитие речи: выразительное чтение.
Связь с другими искусствами: прослушивание фрагментов оперы М.И. Глинки «Иван
Сусанин» («Жизнь за царя»).
А.С. Пушкин. «Выстрел». История создания повести. Месть и преодоление желания
мстить через осознание важности человеческой жизни.
Теория литературы: повесть как жанр литературы, сюжет, конфликт.
Развитие речи: краткий пересказ, словесное рисование.
Связь с другими искусствами: просмотр фрагментов художественного фильма
«Выстрел» (1966 г., СССР, режиссёр Наум Трахтенберг).
Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Весенние воды», «Как весел грохот
летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»; А.Н. Плещеев. «Весна»
(отрывок); И.С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А.Н.
Майков. «Ласточки»; И.З.Суриков. «Зима» (отрывок). Выразительное чтение
наизусть стихотворений (по выбору). Обзор стихотворений.
Теория литературы: эпитет, метафора, олицетворение, стихотворный размер.
Развитие речи. Выразительное чтение наизусть.
Урок контроля по разделу: Контрольная работа по теме «Литература XIX века»
(тест, письменный ответ на проблемный вопрос)
Из литературы XX века (9 часов)
Паустовский К.Г. «Заячьи лапы», «Кот-ворюга», «Старый повар». «Исаак Левитан».
Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. Развитие речи:
пересказ.
В.П. Астафьев.
«Зачем я убил коростеля?». Смысл названия рассказа. Проблема жестокости и
ответственности за свои поступки. «Белогрудка». Отношение человека к природе. Призыв
писателя к милосердию, бережному и трепетному отношению ко всему живому на земле (1
рассказ по выбору).
Теория литературы: рассказ, завязка, кульминация, развязка.
Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв об эпизоде. Связь с другими
искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.
Ю.Я. Яковлев. (1-2 рассказа по выбору).
Поиски правды героями Ю. Яковлева в рассказе «А Воробьёв стекло не выбивал».
Рассказ «Багульник». Что позволяет человеку «раскрыться», «распуститься», подобно
багульнику?
Рассказ «Реликвия». Как сохранить память о войне?

Теория литературы: композиция, рассказ, завязка, кульминация, развязка.
Развитие речи: выборочный пересказ, характеристика персонажей, письменный отзыв об
эпизоде, сочинение-письмо с фронта.
Родная природа в произведениях поэтов XX века.
И. Бунин. «Помню - долгий зимний вечер...»; А. Прокофьев. «Алёнушка»; Д.
Кедрин. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня»; Дон-Аминадо. «Города и годы».
Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение
поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения,
настроения. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических
стихотворениях.
Теория литературы: Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального
состояния, настроения.
Развитие речи: Выразительное чтение наизусть.
Современная литература (1 час)
Людмила Улицкая. Тема послевоенного детства и сиротства в рассказе «Капустное
чудо».
Теория литературы:
рассказ как жанр литературы, композиция (завязка,
кульминация, развязка).
Развитие речи: выборочный пересказ, словесный портрет, характеристика персонажа,
цитатный план.

№
п/п
1
2
3
4

5

6

7
8

9

Тематическое планирование 5 класс 17 часов
Содержание
Родная литература как национально-культурная ценность народа. Своеобразие
родной литературы. Модуль «Сказки народов России»
«Бой на Калиновом мосту» волшебная сказка героического содержания.
Р.Р. Сказывание сказки, работа со словарём.
Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных
и бытовых сказках «Дочь-семилетка», «Ворона и рак».
В.Ф. Одоевский. Сказка «О четырёх глухих». Отличие литературной
сказки от сказок народных. Отражение нравственных ценностей русского
народа в литературной сказке. Р.Р.Отзыв. Модуль «Сказки народов России»
«Домострой» как памятник русской литературы XVI века, сборник правил,
советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи. Р.Р.
Пересказ
Русская басня в XVIII в. В.К. Тредиаковский. «Ворон и Лиса», «Петух и
жемчужина». М.В. Ломоносов. «Лишь только дневной шум замолк». А.П.
Сумароков. «Ворона и Лиса», «Волк и Ягнёнок». Р.Р. Чтение наизусть
Русская басня в XX веке. С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало».
Тематика, проблематика. Р.Р. Чтение наизусть.
К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Историческая основа произведения.
Особенности жанра. Композиция думы. Роль пейзажа в произведении. Иван
Сусанин – идеал человека, верного Родине и народу. Р.Р.Выразительное
чтение
А.С. Пушкин. «Выстрел». История создания повести. Месть и преодоление
желания мстить через осознание важности человеческой жизни. Р.Р. Краткий
пересказ

Кол-во
часов
1
1
1
1

1

1

1
1

1

10
11

12

13

14

15

16
17

Контрольная работа по теме «Литература XIX века»
Образы Родины в пейзажной лирике Ф. Тютчева, А. Плещеева, И.С.
Никитина и др. (обзор) Выразительное чтение стихотворений, элементы
анализа. Р.Р. Выразительное чтение наизусть.
Паустовский К.Г. Рассказ «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и
фантастическое в сказках Паустовского. Р.Р. Пересказ. Модуль
«Совершенствование устной речи»
В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?». Смысл названия рассказа.
Проблема человеческой жестокости и ответственности за свои поступки.
Р.Р. Письменный отзыв на эпизод. Модуль «Уроки нравственности в
произведениях русских писателей»
Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Реликвия». Как сохранить память о войне? Р.Р.
выборочный пересказ. Модуль «Уроки нравственности в произведениях
русских писателей»
Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе. И. Бунин.
«Помню - долгий зимний вечер...»; А. Прокофьев. «Алёнушка»; Д. Кедрин.
«Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня»; Дон-Аминадо. «Города и годы».
Р.Р. Чтение наизусть. Модуль «Совершенствование устной речи»
Современная литература. Людмила Улицкая. Тема послевоенного детства и
сиротства в рассказе «Капустное чудо». Р.Р. Цитатный план
Контрольная работа по теме «Русская литература» (тест, письменный
ответ на проблемный вопрос)

1
1

1

1

1

1

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(40157)7-41-32

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».