РП "Родной язык (русский)", 10 класс

Правдинский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа поселка Домново»
(МБОУ «Средняя школа поселка Домново»)

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом

приказом и.о.директора

МБОУ «Средняя школа поселка
Домново»
(протокол №1 от 27.08.2021)

_______________________П.А. Телятник
(приказ №222 от 27.08.2021)

Рабочая программа
«Родной язык (русский)»
10 класс

Домново
2021

Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные :
воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как
хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; приобщение к
литературному наследию своего народа; формирование причастности к свершениям и
традициям своего народа; осознание исторической преемственности поколений, своей
ответственности за сохранение культуры народа; обогащение активного и потенциального
словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей
полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной
речи, правилами речевого этикета;
Метапредметные :
получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и
единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики,
формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных
функционально- смысловых типов и жанров; владение умениями учебно-делового общения:
убеждения собеседника; побуждения собеседника к действиюиспользование словарей, в том
числе мультимедийных, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря,
особенностях строения его словарной статьи: толковых словарей, словарей устаревших слов,
словарей иностранных слов, фразеологических словарей, этимологических фразеологических
словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебных
этимологических словарей; словарей синонимов, антонимов; словарей эпитетов, метафор и
сравнений.
Предметные :
Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём: осознание роли
русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире; осознание роли
русского родного языка в жизни человека; осознание языка как развивающегося явления,
взаимосвязи исторического развития языка с историей общества; осознание национального
своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; понимание и истолкование
значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи;
понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в
произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы
разных исторических эпох; понимание слов с живой внутренней формой, специфическим
оценочно- характеризующим значением; осознание национального своеобразия общеязыковых
и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих
традиционной метафорической образностью; распознавание, характеристика. понимание и
истолкование значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом;
комментирование истории происхождения таких фразеологических оборотов, уместное
употребление их в современных ситуациях речевого общения; понимание и истолкование
значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; знание источников крылатых
слов и выражений; правильное употребление пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений
в современных ситуациях речевого общения; характеристика лексики с точки зрения
происхождения: лексика исконно русская и заимствованная; понимание процессов
заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур; характеристика
заимствованных слов по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени
вхождения (самые древние и более поздние); распознавание старославянизмов, понимание роли
старославянского языка в развитии русского литературного языка; стилистическая
характеристика старославянизмов (стилистически нейтральные, книжные, устаревшие);
Учащийся научится:

понимать взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём: осознавать роль
русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире; осознавать роль
русского родного языка в жизни человека; языка как развивающегося явления, взаимосвязи
исторического развития языка с историей общества; национального своеобразия, богатства,
выразительности русского родного языка; понимать и истолковывать значения слов с
национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи; овладевать
основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретать опыт
использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных
высказываний; совершенствовать различные виды устной и письменной речевой деятельности
(говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и
письменной коммуникации).
Учащийся получит возможность научиться определять:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка
Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения;
основные признаки стилей языка; признаки текста и его функционально-смысловых типов
(повествования, описания, рассуждения);основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические,
орфографические, пунктуационные) для данного периода обучения; нормы речевого этикета.








Воспитательный компонент программы предусматривает формирование таких
качеств, как:
российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нѐм взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебноисследовательской и других видах деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни.

Содержание учебного предмета
Русский язык.
Тема 1. Язык и культура .Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык в
жизни общества и государства. Русский язык – язык русской художественной литературы.
История русского литературного языка. Лексические заимствования. Причины заимствований.
Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их
группы по сфере употребления и стилистической окраске. Национально-культурная специфика
русской фразеологии. Русский язык как развивающееся явление.. Факторы, влияющие на
развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и
техники, влияние других языков. Внешние и внутренние факторы языковых изменений. Группы
лексических единиц по степени устарелости. Исконно русская лексика. Речевой этикет. Русский
язык как зеркало национальной культуры и истории народа .
Тема 2. Культура речи). Основные орфоэпические нормы современного русского
литературного языка. Основные лексические нормы современного русского литературного
языка. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Речевой
этикет .Правила речевого этикета: нормы и традиции

Тема 3. Речь. Речевая деятельность. Текст. Язык и речь. Виды речевой деятельности. и
логичность речи. Текст как единица языка и речи . Текст и его основные признаки. Строение
текста. Средства связи предложений в тексте. Типы речи. Функциональные разновидности
языка. Разговорная речь.. Официально-деловой стиль. Научный стиль . Публицистический
стиль. Язык художественной литературы.
Тема 4. Обобщение . Повторение.

Календарно-тематическое планирование
№

Тема урока

Кол-во
часов

Тема 1. Язык и культура (6 ч)
1

Русский язык – национальный язык русского народа. Русский
язык в жизни общества и государства.

1

2

Русский язык – язык русской художественной литературы.
История русского литературного языка.

1

3

Лексические заимствования. Причины заимствований.
Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой.

1

4

РР. Роль и уместность заимствований в современном русском
языке

1

Национально-культурная специфика русской фразеологии.

1

5

Русский язык как развивающееся явление.. Факторы, влияющие
на развитие языка: социально-политические события и изменения
6
1
в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков.
Внешние и внутренние факторы языковых изменений.
Тема 2. Культура речи (7 ч)
7

Основные орфоэпические нормы современного русского
литературного языка.

1

8

Основные лексические нормы современного русского
литературного языка.

1

9

Практикум. Аналитическая работа КИМов по русскому языку.
Лексика русского языка.

1

10

Основные грамматические нормы современного русского
литературного языка.

1

11

Практикум. Аналитическая работа КИМов по русскому языку.
Грамматические ( морфологические) нормы.

1

12 Речевой этикет .Правила речевого этикета: нормы и традиции

1

13 Контрольная работа. Нормы литературного языка.

1

Тема 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (4 ч)
14 Язык и речь. Виды речевой деятельности. и логичность речи
15

Текст как единица языка и речи . Текст и его основные признаки.
Строение текста. Средства связи предложений в тексте.

1
1

16 Типы речи

1

17 Р/Р. Устное выступление-защита родного языка.

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(40157)7-41-32

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».