Правдинский городской округ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа поселка Домново» (МБОУ «Средняя школа поселка Домново») СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБОУ «Средняя школа поселка Домново» (протокол №1 от 27.08.2021) УТВЕРЖДЕНО приказом и.о.директора _______________________П.А. Телятник (приказ №222 от 27.08.2021) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру 1 класс 2021 год 1.Планируемые результаты освоения учебного предмета Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений. • название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села); • государственную символику России: флаг, герб, гимн; • государственные праздники; • основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды; • общие условия, необходимые для жизни живых организмов; • уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); • вести наблюдения в природе. • различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; называть их роль в жизни человека; • называть окружающие предметы и их взаимосвязи; • называть основные особенности каждого времени года, уметь определять свое отношение к миру; знать названия дней недели; • вырабатывать соответствующие нормы и правила по экологической этике; • выполнять посильную деятельность по охране окружающей среды; • объяснить, какое значение имеет окружающая природа для людей; • группы растений и животных; деревья, кустарники, травы; насекомых, рыб, птиц, зверей; • различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами; отображать их на рисунке (схеме); • различать овощи и фрукты; • выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, домашними животными (кошкой, собакой); • особенности труда людей наиболее распространенных профессий. • оценивать правильность поведения в быту (правила общения); • правила ОБЖ, уличного движения: знать безопасную дорогу от дома до школы; знать важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы; знать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств) и соблюдать их; • назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход; • правила сохранения и укрепления здоровья. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ - устный опрос; - письменный опрос :проверочные работы, тесты; - практические работы Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос, в меньшей степени письменный опрос. НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Определение уровня развития умений и навыков по ознакомлению с окружающим миром производится в соответствии с требованием программ на основе анализа результатов бесед, наблюдений, практических работ и дидактических игр. Высокому уровню развития этих умений и навыков соответствуют ответы, представляющие собой правильные, логически законченные рассказы с опорой на свои непосредственные наблюдения явлений в окружающем природном и социальном мире. Ученик способен установить и раскрыть возможные взаимосвязи, умеет применить свои знания на практике. Среднему уровню развития умений и навыков по данному предмету соответствуют ответы, построенные как правильные, логически законченные рассказы, но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи явлений, испытывает трудности в применении своих знаний на практике. Низкому уровню развития умений и навыков по данному предмету соответствуют ответы, в которых ученик обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя. 2. Содержание учебного предмета «Окружающий мир» (50 часов) Что и кто? (15 ч) Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица. Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк. Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя). Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян. Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением. Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение. Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы. Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны. Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе. Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника. Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом. Как, откуда и куда? (13 ч) Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения. Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя). Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед. Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой. Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя). Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище. Экскурсия: Как путешествует письмо? Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц. Где и когда? (10 ч) Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года. Холодные и жаркие районы Земли. Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом. Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров. Одежда людей в прошлом и теперь. История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом. Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя. Почему и зачем? (21 ч) Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди. Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека. Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши. Цвета радуги. Почему радуга разноцветная. Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах. Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек. Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки. Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну. Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего. Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования. Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь. Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле. Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции. Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли. Практическая работа: Простейшие правила гигиены. Заключение (1 ч) Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира. 3. Тематическое планирование предмета «Окружающий мир» (50 ч.) внутрипредметный модуль «Здоровый образ жизни» - 12 ч. № п/п Тема Количест во часов 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Что и кто? – 15 часов Задавайте вопросы! *Модуль 1 «Здоровый образ жизни» Что такое безопасность. Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая родина» Что у нас над головой? *Модуль2 «Здоровый образ жизни» Безопасность на улице Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растёт на подоконнике? Что растёт на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Модуль 3 «Здоровый образ жизни» «Будь внимательным и осторожным» Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? * Модуль 4 «Здоровый образ жизни» «Какие опасности подстерегают нас в помещении» На что похожа наша планета? Проверим и оценим свои достижения по теме «Что и кто?» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Как, откуда и куда? -11 часов Как живёт семья? Проект «Моя семья» Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? * Модуль 6 «Здоровый образ жизни» «Правила поведения у водоёмов» Откуда в наш дом приходит электричество? *Модуль7«Здоровый образ жизни» «Правила пользования бытовыми электрическими приборами» Как путешествует письмо? Куда текут реки? * Модуль 8 «Здоровый образ жизни» «Правила поведения на воде» Откуда берутся снег и лёд? Откуда в снежках грязь? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берётся и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь? Проверим и оценим свои достижения по теме «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» Где и когда? – 8 часов 1 1 27. Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа» 1 28. 1 29. 30. Когда придёт суббота? Когда наступит лето? * Модуль 9 «Здоровый образ жизни» «Где можно и где нельзя играть» Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? 31. Когда появилась одежда? 1 16 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. Когда изобрели велосипед? *Модуль10«Здоровый образ жизни» «Правила безопасного поведения на улице и дороге» Когда мы станем взрослыми? Проверим и оценим свои достижения по теме «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» Почему и зачем? -16 часа 1 Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идёт дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы» Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Экскурсия в парк. Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? *Модуль11 «Здоровый образ жизни» «Правила поведения в лесу» Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? *Модуль12 «Здоровый образ жизни» «Здоровый образ жизни» Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? Зачем строят самолеты? Почему в автомобиле, поезде, на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Почему мы часто слышим слово «экология»? Проверим и оценим свои достижения по теме «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4.Учебно - тематический план учебного предмета «Окружающий мир» № п/ п Тема 1. 2. 3. 4. Что и кто? Как, откуда и куда? Где и когда? Почему и зачем? Итого Всего часов 15 11 8 16 50 Уроки 15 11 8 16 50 В том числе: Экскурс Практическ Проекты Проверо ии ие работы чные работы 2 6 1 1 1 3 1 1 1 1 1 1 1 4 10 4 4