Правдинский городской округ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа поселка Домново» (МБОУ «Средняя школа поселка Домново») СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБОУ «Средняя школа поселка Домново» (протокол №1 от 27.08.2021) УТВЕРЖДЕНО приказом и.о.директора _______________________П.А. Телятник (приказ №222 от 27.08.2021) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению на родном (русском) языке 1 класс 2021 год 1.Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения: - называть место, где родился и вырос, составлять небольшой текст о природе родного края, о семье, родителях; - понимать свою принадлежность к определённому народу России; с уважением относиться к людям другой национальности, их традициям в процессе знакомства с народным творчеством разных народов; - знать и рассказывать о традициях своей семьи. Проявлять заботу к своим близким, с уважением относиться к родителям, помогать младшим; называть произведения разных народов, в которых тоже рассказывается о семье, о маме, об отношении детей к маме; - размышлять в процессе чтения произведений о таких нравственных ценностях, как честность, доброта, благородство, уважение к людям; - понимать смысл нравственно-этических понятий на основе бесед о пословицах и поговорках, произведениях К. Ушинского, Л. Толстого и других; и чтения произведений на уроках «Литературного чтения на родном языке» о дружбе, об отношенниях между людьми, об отношениях к животным и т. д. (дружелюбие, уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка) - проявлять интерес к чтению произведений о природе (животных и растениях), выражая уважительное отношение к ней; - относиться с уважением к историческому прошлому своей страны, своего народа, к его обычаям и традициям; Метапредметные. Регулятивные УУД Учащиеся научатся: - понимать, какие учебные задачи будут решаться в процессе изучения темы (с какой целью необходимо читать данный текст: поупражняться в чтении или найти ответ на вопроси т.д.); - планировать свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя (например, составить план пересказа по образцу или восстановить последовательность событий сказки по серии рисунков), понимать важность планирования действий; - контролировать выполненные задания с опорой на образец, предложенный учителем, составлять вместе с учителем план проверки выполнения задания; - оценивать чтение по ролям, пересказ текста, выполнение проекта по предложенной учителем системе (шкале); - определять границы известного и неизвестного под руководством учителя: выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме под руководством учителя; - стремиться преодолевать возникающие трудности, проявлять волевое усилие (с помощью учителя). Учащиеся получат возможность научиться: - принимать общие цели изучения темы, представленные на шмуцтитулах, обсуждать их совместно с учителем; - понимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе урока по просьбе и под руководством учителя. Познавательные УУД Учащиеся научатся: осуществлять простейшие логические операции: - сравнение по заданным критериям, при помощи учителя (сравнить сказку и рассказ, разные произведения на одну тему, авторскую и народную сказку, художественный и научно-познавательный текст, художественный и учебный текст, сравнить пословицы и текст, текст и иллюстрации (что общего и чем отличаются), сравнить поступки героев и свои собственные; - группировка книг (для выставки) по заданным критериям (на одну и ту же тему, одного автора, по заданному основанию (жанр), исключить лишнее (книгу, не соответствующую теме); - классификация (распределить по тематическим группам, выбрать слова, которые соответствуют представлениям о дружбе); - находить нужную информацию в учебнике (название раздела, произведение, номер страницы); в словаре учебника, пользоваться системой условных обозначений; в тексте для пересказа по заданным критериям, информацию для характеристики героя, для выразительного чтения, для ответа на задание; - работать со словами и терминами: уточнять значение непонятных слов, обращаясь к учителю, взрослому, словарю; - соотносить прямое и переносное значение слов, находить информацию в энциклопедии. Учащиеся получат возможность научиться: - самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными способами; - выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы; Коммуникативные УУД Учащиеся научатся: - отвечать и задавать вопросы по прочитанному произведению; - создавать связанное высказывание из 3—4 простых предложений на заданную тему с помощью учителя на основе заданного образца; - участвовать в диалоге с учителем и одноклассником; - внимательно слушать собеседника, не перебивая его, стараться понять, о чём он говорит; - участвовать в парной работе, пользуясь определёнными правилами (работать дружно, вместе обсуждать прочитанное, находить общую точку зрения, учиться отстаивать свою точку зрения). Учащиеся получат возможность научиться: - задавать уточняющие вопросы на основе образца; - принимать участие в коллективной работе (распределять роли, договариваться, не конфликтовать, искать пути выхода из конфликтной ситуации, знать и употреблять вежливые слова); - подготавливать небольшую презентацию с помощью взрослых по теме проекта, оформлять 2—3 слайда. Предметные. Виды речевой и читательской деятельности Учащиеся научатся: - чётко и правильно произносить все звуки; - плавно читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; - читать, определяя ударный слог, соблюдать паузы в соответствии со знаками препинания в середине и в конце предложения; - читать и понимать нравственный смысл пословиц и поговорок, соотносить их с помощью учителя с содержанием произведения; - определять основную мысль прочитанного произведения с помощью учителя, а также с помощью пословицы; - определять последовательность событий и находить смысловые части произведения (начало, основная часть, конец) под руководством учителя; - соотносить иллюстрации и текст; - называть героев произведения, давать им простейшую характеристику; размышлять об их поступках; - отвечать на вопросы о прочитанном произведении; - объяснять незнакомые слова, пользоваться словарем. Учащиеся получат возможность научиться: - соотносить название рассказа с его содержанием; - читать с выражением, выделяя важные слова и мысли под руководством учителя; - читать текст по ролям, отражая настроение и характер героя (под руководством учителя); - задавать вопросы по прочитанному произведению; - при помощи учителя составлять план, определять смысловые части; - пересказывать небольшой текст на основе картинного плана при помощи учителя; - выявлять под руководством учителя особенности научно-познавательных и художественных текстов; Творческая деятельность Учащиеся научатся: - восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана, под руководством учителя; - составлять небольшое высказывание на основе образца, данного учителем (о дружбе, о питомце); - придумывать окончание сказок по образцу. Учащиеся получат возможность научиться: - обсуждать прочитанное или прослушанные произведение; соглашаться или не соглашаться с высказыванием учителя, товарищей, приводить свои аргументы с помощью простых предложений (например, он хочет стать героем или поступков героя не совершал.) Литературоведческая пропедевтика Учащие научатся: - отличать прозаический текст от поэтического под руководством учителя; - понимать особенности народных и авторских сказок (авторская сказка — указание автора на обложке, к произведению; народная сказка — указание, что сказка русская народная, татарская и т. д.). - отличать сказку от рассказа, называть особенности сказочного текста (герои животные, герои — буквы разговаривают, как люди; поступают, как люди); - знать, что такое рифма, приводить примеры рифмованных строчек. Учащиеся получат возможность научиться: - находить в тексте различные средства художественной выразительности (слова, с помощью которых описывается объект наиболее точно, необычно, ярко; сравнивается с другим объектом; приписываются действия живого неживому, передается речь неживого); - оценивать по предложенным учителем критериям поступки героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях. 2 3. Календарно-тематическое планирование Номер урока Раздел, название темы Количество часов Сказки, загадки, небылицы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Русская народная сказка «Теремок», «Петух и собака». . Загадки, песенки, потешки. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля Из старинных книг Л. Толстой «Зайцы и лягушки». К. Ушинский «Ворон и сорока» Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки». И в шутку и всерьез И. Токмакова «Мы играли в хохотушки» Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков Н. Артюхова «Саша - дразнилка». . Я и мои друзья Ю. Ермолаев «Лучший друг» Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух С. Михалков «Бараны» 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 4. Учебно - тематический план учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке » № п/п 1. 2. 3. 4. Тема Сказки, загадки, небылицы Из старинных книг И в шутку и всерьез Я и мои друзья Итого Всего часов В том числе: Развитие проекты контрольные речи и проверочные работы Уроки 2 2 1 3 3 1 2 2 1 2 9 2 9 = 3