Правдинский городской округ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа поселка Домново» (МБОУ «Средняя школа поселка Домново») УТВЕРЖДЕНО СОГЛАСОВАНО приказом и.о. директора Педагогическим советом МБОУ «Средняя школа посёлка Домново» _____________________П.А.Телятник (протокол от 27 августа 2021 г. № 1) (приказ от 27 августа 2021 г. № 222) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 3 класс 2021 год Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Русский язык» к концу обучения В результате изучения русского языка в третьем классе дети научатся: • понимать, что предложение - это основная единица речи; • понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, разных по цели высказывания; • различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные); точка, вопросительный и восклицательный знаки); • различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение); • называть и определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без двоения на виды) члены предложения; • понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме; • различать словосочетание и предложение; • называть и определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог), • понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога; • называть и определять части слова (корень, окончание, приставка, суффикс); • понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»; • различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова; • использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова; • давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков; • понимать влияние ударения на смысл слова; • различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме; • понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове. Третьеклассники получат возможность научиться: • орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс; • проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы; • производить звуковой и звукобуквенный разбор слова; • производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи; • распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений); • изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам; • интонационно правильно произносить предложения; определять вид предложения по цели высказывания и интонации; • вычленять в предложении основу и словосочетания; • производить элементарный синтаксический разбор предложения; • определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста; • определять тип текста; писать изложение и сочинение (60-75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя. Основное содержание предмета «Русский язык» в 3 классе(170 ч) Язык и речь2ч. Данный раздел включает языковой материал не только для закрепления, повторения, систематизации изученного во 2 классе, но и для приобретения новых знаний, умений и навыков по изучаемым темам этого раздела русского языка. Текст. Предложение. Словосочетание 14ч. Текст. Текст как единица языка и речи. Тема и основная мысль текста. Заголовок. Части текста. Типы текстов. Предложение. Предложение, его назначение и признаки. Оформление предложений в устной речи и на письме. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). Восклицательные предложения. Упражнение в распознавании и в построении предложений, разных по цели высказывания и но интонации. Обращение (общее представление). Главные и второстепенные члены предложения (без деления второстепенных членов на виды). Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Упражнение в построении словосочетаний, в вычленении словосочетаний из предложения. Разбор предложения по членам предложения. Простое и сложное предложения (общее представление). Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении. Обобщение знаний о предложении. Слово в языке и речи 10ч. Слово и его лексическое значение. Слово и его лексическое значения. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника. Состав слова 15ч. Общее понятие о значимых частях слова. Однокоренные слова. Корень слова. Формы слова. Окончание. Роль окончания в слове, в словосочетании и в предложении. Приставка. Суффикс. Наблюдение над значениями приставок и суффиксов в слове. Формирование умений находить значимые части слова в простых по составу словах. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Основа слова. Разбор слов по составу. Правописание частей слова29 ч. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание глухих и звонких согласных в корне слова. Упражнение в правописании слов с парным по глухости-звонкости согласным в конце слова и перед согласным в корне,с непроверяемым согласным в корне. Правописание непроизносимых согласных в наиболее распространенных словах (солнце, сердце, здравствуй, местность). Правописание сн в наиболее употребительных словах (опасный, прекрасный, вкусный). Упражнение в правописании слов с непроизносимым согласным звуком в корне. Правописание приставок и суффиксов в слове. Правописание гласных и согласных в приставках в-, о-, об-, до-, за-, на-, над-, с-, от-, под-, по-, про-, пере-, в некоторых суффиксах -ек, -ик, -енък, -ок(общее представление). Развитие навыка правописания безударных гласных корня в словах с приставками. Приставки и предлоги. Формирование умения отличать приставку от предлога. Упражнение в правописании предлогов и приставок. Правописание слов с двойными согласными. Упражнение в правописании слов с двойными согласными. Разделительный твердый (ъ) знак. Правописание слов с разделительным твердым (ъ) знаком. Части речи 77 ч. Имя существительное. Понятие об имени существительном как части речи (его значение, вопросы). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные. Число имен существительных , изменение имен существительных по числам. Имена существительные, употребляемые в форме одного числа: единственного, множественного. Род имен существительных . Упражнение в определении рода имен существительных. Мягкий (ь) знак на конце существительных женского рода после шипящих.Упражнение в правописании имен существительных с шипящим звуком на конце. Изменение имен существительных по падежам (общее представление о склонении). Ознакомление с признаками имен существительных, употребляемых в каждом из падежей . Упражнение в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные. Начальная форма имени существительного. Роль имен существительных в предложении (подлежащее, второстепенный член предложения). Имя прилагательное. Понятие об имени прилагательном как части речи . Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Наблюдение над употреблением имен прилагательных в описательном тексте . Упражнение в распознавании и в правописании имен прилагательных. Общее представление о сложных именах прилагательных и их написании. Число имен прилагательных , изменение имен прилагательных по числам при сочетании с именем существительным. Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа . Изменение имен прилагательных в единственном числе по родам при сочетании с именем существительным. Упражнение в определении рода и в изменении имен прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имен прилагательных. Общее представление об изменении имен прилагательных по падежам в зависимости от падежной формы имени существительного. Упражнение в определении падежа имен прилагательных. Начальная форма имени прилагательного. Роль имен прилагательных в предложении . Местоимение. Личные местоимения. Роль местоимений в речи. Лицо и число личных местоимений. Наблюдение над употреблением местоимений в тексте. Роль местоимений в предложении . Глагол. Понятие о глаголе как части речи . Начальная (неопределенная) форма глагола. Роль глаголов в речи. Число глаголов , изменение глаголов по числам. Времена глагола. Изменение глаголов по временам. Упражнение в определении времени глаголов и в изменении глаголов по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе. Частица не. Правописание глаголов с частицей не. Роль глаголов в предложении. Связная речь. Речь и ее значение в жизни. Наблюдение над разновидностями речи в процессе работы над языковым материалом учебника. Текст. Определение типа текста, темы, главной мысли. Деление текста на логически законченные части, их озаглавливание. Составление плана текста под руководством учителя. Наблюдение над связью между частями текста и предложениями в каждой части текста. Изложение. Письменное изложение текста повествовательного характера и с элементами описания и рассуждения по плану, составленному коллективно под руководством учителя. Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, по серии сюжетных рисунков, по демонстрационной картине, на определенную тему (об играх, наблюдениях за природой и др.) с предварительной подготовкой под руководством учителя. Написание короткого письма о своих делах, приглашения, объявления. Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения в речи. Повторение 13 ч. Повторение изученного за год. Текст и предложение. Состав слова. Правописание частей слова. Части речи. Чистописание Дальнейшее закрепление гигиенических навыков письма. Упражнения по переводу детей на письмо по одной линейке (усвоение новой высоты, ширины букв). Письмо трудных для учащихся прописных и строчных букв и их соединений: 1) з, к, ж, в, ч, б, д, у, я и др.; 2) Г, П, Т, Р, 3, Е, Ю, Д, Ф, К, В и др.; 3) П, п, Ч, ч, Р, р, В, в, Е, е, 3, з, У, у и др. Упражнения в безотрывных соединениях букв типа ол, ое, во, вл, се, од, ас, уе, до, ев и др. Связное, ритмичное письмо слов, предложений и небольших текстов. В целях формирования коммуникативных умений и навыков, актуальных для современного общества, речевых умений в программе выделен внутрипредметный модуль «Школа развития речи» в количестве 34 часов. Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Учебно-тематический план предмета «Русский язык»(3 класс) № п/п Тема(раздел, глава) 1 2 Язык и речь Текст. Предложение. Словосочетание Слово в языке и речи Состав слова Правописание частей слова Части речи Повторение Итого 3 4 5 6 7 Всего часов В том числе: Развитие речи 2 14 6 0 2 20 15 29 77 13 170 3 2 3 11 3 28 1 1 1 3 0 6 1 1 2 5 1 12 Проекты Контроль ( диктанты и тесты) Тематический план учебного предмета, курса «Русский язык» № п/п Темы Колво часов Язык и речь 2 ч. 1 Виды речи 1 2 Для чего нужен язык? 1 Текст. Предложение. Словосочетание 14ч. 3 4 5 6 7 8 Внутрипредметный модуль «Весёлая грамматика» Текст Внутрипредметный модуль «Весёлая грамматика» Типы текстов Что такое предложение? 1 Внутрипредметный модуль «Весёлая грамматика» Виды предложений по цели высказывания Внутрипредметный модуль «Весёлая грамматика» Виды предложений по интонации Внутрипредметный модуль «Весёлая грамматика» Что такое обращение? 1 1 1 1 1 Примечание Внутрипредметный модуль «Весёлая грамматика» Обучающее изложение Вводный контроль. Тесты Главные и второстепенные члены предложений 1 12-13 Простое и сложное предложение 2 14-15 Словосочетание 2 Контрольный диктант по теме «Предложение» 1 9 10 11 16 1 1 Слово в языке и речи 20 ч. 1 18 Работа над ошибками. Слово и его лексическое значение. Слова однозначные и многозначные Синонимы и антонимы 19 Омонимы 1 20 Слово и словосочетание 1 21 Фразеологизмы 1 22 1 23 Внутрипредметный модуль «Весёлая грамматика» Обучающее изложение Части речи 24 Имя существительное. 1 25 Имя прилагательное 1 26 Глагол. 1 27 Имя числительное как часть речи. 1 28 Однокоренные слова. 1 29 Гласные звуки и буквы. 1 30 Согласные звуки и буквы. 1 31 Звонкие и глухие согласные. Разделительный мягкий знак. Внутрипредметный модуль «Весёлая грамматика» Обучающее изложение Внутрипредметный модуль «Весёлая грамматика» Основная мысль текста Внутрипредметный модуль «Весёлая грамматика» Проект «Рассказ о слове» Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи» Работа над ошибками 1 17 32 33 34 35 36 1 1 1 1 1 1 1 Состав слова 15 ч. 37 Как найти в слове корень? 1 38 Сложные слова 1 39 Что такое окончание? 1 40 Окончание слова 1 41 Что такое приставка? 1 42 Значение приставок 1 43 Что такое суффикс? 1 44 Значение суффиксов 1 45 Внутрипредметный модуль «Весёлая грамматика» Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе» Что такое основа слова? Упражнение в разборе слов по составу. Контрольный диктант по теме «Состав слова» Работа над ошибками. Обобщение знаний о составе слова 1 46 47 48 49 1 1 1 1 Правописание частей слова 29 ч. Внутрипредметный модуль «Весёлая грамматика» Обучающее изложение Внутрипредметный модуль «Весёлая грамматика» Проект «Семья слов» В каких значимых частях слова есть орфограммы? 1 Правописание слов с безударными гласными в корне Правописание слов с парными согласными в корне Упражнение в написании слов с парными согласными в корне Внутрипредметный модуль «Весёлая грамматика» Обучающее изложение Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне Правописание слов в удвоенными согласными Правописание слов в удвоенными согласными Внутрипредметный модуль «Весёлая грамматика» Сочинение по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка» Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов» 1 1 3 68 Работа над ошибками 1 69 70 71 72 73 74 75 Правописание приставок и суффиксов. Правописание приставок и суффиксов. Правописание приставок и суффиксов. Правописание приставок и суффиксов. Приставки и предлоги Правописание приставок и предлогов Слова с разделительным твердым знаком 1 1 1 1 1 1 1 50 51 52-53 55 56 57-59 60 61 62-63 64 65 66 67 1 2 1 1 2 1 1 1 1 76-77 78 79 80 Правописание слов с разделительным твердым знаком Обучающее изложение (Модуль) Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова» Работа над ошибками Проект «Составляем орфографический словарь» 2 1 1 1 Части речи 77 ч. 81 82 83 Части речи Имя существительное как часть речи Имя существительное 1 1 1 84 Одушевленные и неодушевленные имена существительные Внутрипредметный модуль «Весёлая грамматика» Изложение повествовательного текста Собственные и нарицательные имена существительные Собственные и нарицательные имена существительные. Внутрипредметный модуль «Весёлая грамматика» Проект «Тайна имени» Число имен существительных Род имен существительных Определение рода имен существительных в косвенных падежах Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих Упражнение в написании имен существительных, оканчивающихся на шипящий звук Внутрипредметный модуль «Весёлая грамматика» Обучающее изложение Контрольный диктант по теме «Имя существительное» Работа над ошибками. 1 Склонение имен существительных Падеж имен существительных Упражнение в склонении и определении падежей имен существительных Внутрипредметный модуль «Весёлая грамматика» Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» Промежуточный контроль. Тесты Родительный падеж имен существительных Дательный падеж имен существительных Винительный падеж имен существительных Творительный падеж имен существительных Предложный падеж имен существительных Внутрипредметный модуль «Весёлая грамматика» Обучающее изложение Обобщение знаний о падежах имен существительных Внутрипредметный модуль «Весёлая грамматика» Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы» Контрольный диктант 1 85 86 87 88 89-90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 111 112 113 114 по теме «Правописание окончаний имен существительных» Работа над ошибками Внутрипредметный модуль «Весёлая грамматика» Проект «Зимняя страничка» Понятие об имени прилагательном как части речи Связь имен прилагательных с именами существительными. Роль прилагательных в тексте Внутрипредметный модуль «Весёлая грамматика» Текст – описание 117 Внутрипредметный модуль «Весёлая грамматика» Сочинение по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь» 118 Изменение имен прилагательных по родам 119 Изменение имен прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имен прилагательных 120 Правописание родовых окончаний имен прилагательных 121 Изменение имен прилагательных по числам 122 Изменение имен прилагательных по числам 123 Изменение имен прилагательным по падежам (общее представление) 124 Упражнение в определении падежа имен прилагательных 125-126 Обобщение знаний 127 Внутрипредметный модуль «Весёлая грамматика» Сочинение по репродукции картины В.А.Серова «Девочка с персиками» 128 Обобщение знаний об имени прилагательном 129 Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» 130 Работа над ошибками Внутрипредметный модуль «Весёлая грамматика» Проект «Имена прилагательные в загадках» 131 Личные местоимения 132 Изменение личных местоимений по родам 133 Внутрипредметный модуль «Весёлая грамматика» Наблюдение над употреблением в тексте местоимений 134 Обобщение знаний о местоимении 135 Внутрипредметный модуль «Весёлая грамматика» Обучающее изложение 136 Понятие о глаголе как части речи 137 Упражнение в определении лексического значения глагола 138 Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов 139 Глаголы в неопределенной форме 140 Упражнение в распознавании глаголов в неопределенной форме 141 Число глаголов. Изменение глаголов по числам 142 Упражнение в распознавании глаголов единственного и множественного числа 143 Времена глаголов 144 Времена глаголов. 2-е лицо глаголов. 115 116 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Изменение глаголов по временам Упражнение в изменении глагола по временам Внутрипредметный модуль «Весёлая грамматика» Обучающее изложение 148 Род глаголов в прошедшем времени 149 Упражнение в определении рода глагола в прошедшем времени 150 Частица не с глаголами 151 Правописание частицы не с глаголами 152-155 Обобщение знаний о глаголе 156 Контрольный диктант по теме «Глагол» 157 Работа над ошибками 145 146 147 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Повторение 13 ч. 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 Повторение изученного о частях речи 1 Внутрипредметный модуль «Весёлая грамматика» Обучающее изложение Обобщение изученного о слове, предложении Правописание окончаний имен прилагательных Правописание приставок и предлогов Правописание безударных гласных Правописание значимых частей слова 1 Итоговый контрольный диктант Работа над ошибками Внутрипредметный модуль «Весёлая грамматика» Обучающее изложение Внутрипредметный модуль «Весёлая грамматика» Текст Внутрипредметный модуль «Весёлая грамматика» Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул» Урок-игра «Знатоки русского языка» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1