РП "Литературное чтение на родном(русском) языке", 3 класс

Правдинский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа поселка Домново»
(МБОУ «Средняя школа поселка Домново»)

УТВЕРЖДЕНО

СОГЛАСОВАНО

приказом и.о. директора

Педагогическим советом
МБОУ «Средняя школа посёлка Домново»

_____________________П.А.Телятник

(протокол от 27 августа 2021 г. № 1)

(приказ от 27 августа 2021 г. № 222)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ЛИТЕРАТУРА НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ»
3 класс

2021 год

Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к
уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на
содержательные моменты школьной действительности;
- мотивация обращения к художественной книге как источнику
эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и
энциклопедической литературы как источнику получения информации;
- первоначальные представления о нравственных понятиях (поступок,
честность, верность слову), отраженных в литературных произведениях;
- умение отвечать на вопросы «Что значит поступать по совести, жить по
совести, жить с чистой совестью?»;
- умение самостоятельно понимать поступки героев произведения;
соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать
свой нравственный выбор;
- способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно
выбранных критериев или образца;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- самостоятельно формулировать систему вопросов, рассматриваемую на
уроке;
- составлять план решения вопросов совместно с учителем;
- работать в соответствии с заявленным планом;
- корректировать свою деятельность в соответствии с возможно
допущенными ошибками;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности выполнения задания;
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе
осознаваемых целей;
– корректировать свои действия с учетом поставленных задач;
– работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во
внеурочное время;
– проявлять инициативу при ответе на вопросы и при выполнении заданий;
2

– адекватно оценивать действия окружающих и свои действия;
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной и справочной литературы;
- устанавливать причинно-следственные связи в тексте; пересказывать;
создавать собственное высказывание по аналогии;
- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
- находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять
свое высказывание;
- самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному
произведению; на основе плана рассказывать о героях, событии;
Обучающийся получит возможность научиться:
– пересказывать небольшие по объему и разные по жанру тексты,
формулировать выводы;
– участвовать в обсуждении содержания и основной мысли текста;
– ориентироваться в словарях
пространстве Интернета;

и

справочниках,

в контролируемом

– проявлять инициативу в поиске дополнительной информации;
– создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной
форме;
– понимать структуру построения рассуждения;
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- составлять высказывания под руководством учителя в устной и письменной
форме;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку зрения;
- строить понятные для партнера (собеседника) высказывания;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;
Обучающийся получит возможность научиться:
– выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературных
произведениях;
3

– уважать мнение собеседников;
– принимать участие в подготовке и проведении спектаклей;
– проявлять инициативу и самостоятельность в построении коммуникации;
– контролировать свои действия в коллективной работе;
– оценивать групповую работу и результаты коллективной деятельности;
Предметные результаты
- понимание родной литературы как одной из основных национально культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как
явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи
нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения на родном языке для личного развития;
формирование представлений о мире, национальной истории и культуре,
первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле,
нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на
родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной
самоидентификации;
- использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее,
выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать
содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении,
давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня
читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение
техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации,
анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных
текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на
основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение
самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации.
Обучающийся научится:
– осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;
воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного,
познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение
читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и
суждений, аргументации, иной информации;
4

– прогнозировать содержание текста художественного произведения по
заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
– читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного
произведения;
– различать на практическом уровне виды текстов (художественный,
учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
– читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические
произведения и декламировать стихотворные произведения после
предварительной подготовки;
– использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное,
ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в
соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
– ориентироваться в содержании художественного, учебного и научнопопулярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при
прослушивании):
– для художественных текстов: определять главную мысль и героев
произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные
образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать
поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения;
определять основные события и устанавливать их последовательность;
озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в
тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания),
заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и
отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение
слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной
литературы;
– для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста;
озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное
содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные
сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде;
задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая
ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с
использованием словарей и другой справочной литературы;
– использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
– для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между
событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями,
чувствами героев, опираясь на содержание текста;

5

– для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между
отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и
между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
– использовать различные формы интерпретации содержания текстов: для
художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на
содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать
текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые
особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте
напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять
(пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
– для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы,
основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в
тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять
описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
–
ориентироваться
в
нравственном
содержании
прочитанного,
самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с
нравственными нормами (только для художественных текстов);
– различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно
- популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов
текстов);
– передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом
специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов
текстов);
– участвовать в обсуждении прослушанного прочитанного текста (задавать
вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая
правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или
собственный опыт (для всех видов текстов).

6

Содержание учебного предмета, курса
«Книги - мои друзья» – 3 часа
Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга.
Наставления детям Владимира Мономаха. Б. Горбачевский «Первопечатник
Иван Фёдоров». Первая азбука Ивана Фёдорова. Наставления Библии.
«Жизнь дана на добрые дела» - 3 часа
Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову. В. И.
Даль. Пословицы и поговорки русского народа. М. Зощенко. Не надо врать.
Притчи.
«Волшебная сказка» - 5 часов
Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные
предметы. Русская народная сказка « Иван – Царевич и серый волк». Русская
народная сказка «Летучий корабль». Русская народная сказка «Морозко».
Русская народная сказка «Белая уточка». Русская народная сказка «По
щучьему веленью».
«Картины русской природы» - 6 часов
Основные понятия раздела: наблюдение,
художественной выразительности.
Н.Некрасов
М.Пришвин «Осинкам холодно». Ф.Тютчев «Листья».

пейзаж, средства
«Славная осень».

Основные понятия раздела: творчество, стихотворение, рассказ,
настроение. С.Есенин «С добрым утром!» О.Высотская «Одуванчик».
З.Александрова «Одуванчик». Саша Чёрный «Летом». А.Рылов «Зелёный
шум».

Тематическое планирование
№
п/п
1

Наименование раздела, темы

Всего часов

Книги - мои друзья.

3ч

2

Жизнь дана на добрые дела.

3ч

3

Волшебная сказка.

5ч

4

Картины русской природы.

6 ч

Итого:

17 ч
7

Календарно-тематическое планирование
№
урока

Наименование раздела, темы

Колво
часов

Дата
план

факт

Дидактическое
обеспечение
(оборудование)

«Книги – мои друзья» - 3 часа
1

2
3

Вводный урок. Основные
понятия раздела: книжная
мудрость, печатная книга.
Наставления В.Мономаха.
Б. Горбачевский.
Первопечатник Иван Фёдоров.
Первая азбука Ивана Фёдорова.
Наставления Библии.

1

09.09

презентация к уроку,
текст произведения

1

23.09

1

07.10

презентация к уроку,
текст произведения
презентация к уроку,
текст произведения

«Жизнь дана на добрые дела» - 3 часа
4
5
6

В. И. Даль. Пословицы и
поговорки русского народа.
М. Зощенко «Не надо врать».
Смысл поступка.
Притчи.

1

21.10

1

11.11

1

25.11

презентация к уроку,
текст произведения
презентация к уроку,
текст произведения
презентация к уроку,
текст произведения

«Волшебная сказка» - 5 часов
Русская народная сказка «Иван
– Царевич и серый волк».
Особенности волшебной
сказки.
Русская народная сказка
«Летучий корабль».
Особенности волшебной
сказки.
Русская сказка «Морозко».
Характеристика героев сказки.

1

09.12

презентация к уроку,
текст произведения

1

23.12

презентация к уроку,
текст произведения

1

13.01

презентация к уроку,
текст произведения

10

Русская народная сказка
«Белая уточка». Смысл сказки.

1

27.01

презентация к уроку,
текст произведения

11

Русская народная сказка «По
щучьему веленью».
Инсценировка.

1

10.02

презентация к уроку,
текст произведения

7

8

9

«Картины русской природы» - 6 часов
12

Н.Некрасов «Славная осень».
Средства художественной
выразительности: сравнение.

1

03.03

презентация к уроку,
текст произведения
8

13

14
15

16

17

М.Пришвин «Осинкам
холодно». Приём
олицетворения как средство
создания образа.
Ф.Тютчев «Листья». Контраст
как средство создания образа.
С.Есенин «С добрым утром!»
Выразительное чтение
стихотворения.
О.Высотская «Одуванчик».
З.Александрова «Одуванчик».
Сравнение образов
Саша Чёрный «Летом».
А.Рылов «Зелёный шум».
Сравнение произведений
литературы и живописи.
Итого:

1

17.03

презентация к уроку,
текст произведения

1

07.04

1

21.04

презентация к уроку,
текст произведения
презентация к уроку,
текст произведения

1

12.05

презентация к уроку,
текст произведения

1

26.05

презентация к уроку,
текст произведения

17 ч

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(40157)7-41-32

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».