Правдинский городской округ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа поселка Домново» (МБОУ «Средняя школа поселка Домново») УТВЕРЖДЕНО СОГЛАСОВАНО приказом и.о. директора Педагогическим советом МБОУ «Средняя школа посёлка Домново» (протокол от 27 августа 2021 г. № 1) _____________________П.А.Телятник (приказ от 27 августа 2021 г. № 222) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК» 3 класс 2021 год Планируемые результаты изучения учебного предмета Личностные результаты формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания; воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей; развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач; формирование духовных и эстетических потребностей; воспитание готовности к отстаиванию своего мнения; отработка навыков самостоятельной и групповой работы; Метапредметные результаты Регулятивные УУД проговаривать последовательность действий на уроке; учиться работать по предложенному учителем плану; учиться отличать верно, выполненное задание от неверного; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений; Познавательные УУД ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; Коммуникативные УУД уметь донести свою позицию до собеседника; уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста); уметь слушать и понимать высказывания собеседников; уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста; учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; 1 в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); Предметные результаты: Обучающиеся будут знать: изобразительно-выразительные средства языка: метафора, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы; типы текстов: рассуждение, повествование, описание; стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный); структуру текста рассуждения; Обучающиеся будут уметь: распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике; использовать словарные статьи для определения лексического значения слова; понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); определять тему текста и основную мысль; распознавать типы текстов; устанавливать связь предложений в тексте; выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте; определять грамматические значения заимствованных слов; строить словообразовательные цепочки; 2 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК» Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6 часов) Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим). Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник). Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь). Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т.п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий. Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов). Раздел 2. Язык в действии (6 часов) Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне). Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (например, родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного). Совершенствование навыков орфографического оформления текста. 3 Раздел 3. Секреты речи и текста (4 часа) Особенности устного выступления. Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами. Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного). Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе). Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.). Резерв учебного времени – 1 ч. № п/п 1 2 3 4 5 1 2 3 1 2 3 4 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 17 часов (3 класс) Тема Количество часов Второй год обучения – 17 часов(3 класс) Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6 часов) Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми Традиционная русская культура: что и как называлось. Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения Как появлялись названия старинных русских городов. Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» Раздел 2. Язык в действии (6 часов) Учимся правильной речи Как много суффиксов в русском языке! Какую интересную работу они выполняют? Учимся писать текст без ошибок Раздел 3. Секреты речи и текста (4 часа) Особенности устного выступления Создаём тексты Учимся редактировать тексты Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов Резерв учебного времени 1 1 1 1 2 3 1 2 1 1 1 1 1 4 Календарно – тематическое планирование № урока Тема Коли честв о часов Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6 часов) 1 Слова, связанные с особенностями 1 мировосприятия и отношений между людьми 2 Традиционная русская культура: что и как 1 называлось. 3 Русские традиционные сказочные образы, 1 эпитеты и сравнения 4 Как появлялись названия старинных 1 русских городов. 5 Проектные задания: «Откуда в русском 1 языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» 6 Проектные задания: «Откуда в русском 1 языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» Раздел 2. Язык в действии (6 часов) 7 Учимся правильной речи 1 8 Учимся правильной речи 1 9 Учимся правильной речи 1 1 Как много суффиксов в русском языке! 1 Какую интересную работу они выполняют? 11 Учимся писать текст без ошибок 1 12 Учимся писать текст без ошибок 1 Раздел 3. Секреты речи и текста (4 часа) 13 Особенности устного выступления 1 14 Создаём тексты 1 15 Учимся редактировать тексты 1 16 Языковые особенности текстов фольклора 1 и художественных текстов или их фрагментов 17 Резерв учебного времени 1 План Факт 5